Межэтнические конфликты, классификация конфликтов, способы их разрешения
Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.
Массовое ослепление, убежденность в абсолютной значимости и самоценности ложно интерпретированной национальной идеи порождает агрессивные формы поведения, провоцирует различные группы людей определенной национальности на стремление доказать приоритет именно «своих» этнических интересов над всеми другими инонациональными интересами.
Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:
Конфликты между этнической группой (группами) и государством.
Конфликты между этническими группами
Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают:
Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути, это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).
Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).
Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничении для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.
По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.
Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:
«- каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;
- стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;
- достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;
- присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте;
- согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;
- размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий»6.
Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия.
Нейтрализация этнического конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т. п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.
Нейтрализация этнического конфликта встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных этноизбирательных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер этнического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.
«Естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.
Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом.
29. Межэтнические конфликты в современном Китае.
Этнические конфликты в Китае случаются достаточно редко, однако в западной провинции Синьцзянь - основном районе проживания исламского уйгурского меньшинства - назревают противоречия между уйгурами и ханьскими китайцами. Основная цель движения уйгурских националистов - отделиться от Китая и создать свое исламское государство.
Основные межэтнические конфликты происходят в Синьцзяне между уйгурами, казахами, таджиками, киргизами и китайцами. А также в зоне Тибеты между тибетцами и китайцами.