Основания легитимности власти в государстве

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное ( то есть считающиеся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствуют. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства( легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящены исконной значимостью и привычной ориентацией на соблюдение, - «традиционное» государство, как его осуществлял патриарх и патриархальный князь старого типа.

Далее, авторитет внеобыденного личного дара(харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь-военочальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется личной «харизме вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.

….Вождизм, как явление, встречается во все исторические эпохи и во всех регионах. (М.Вебер).

С1 .Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

С2. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знания курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

С3. Автор документа определяет сущность традиционного государства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

С4. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во всех исторических эпохах и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике(особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

ЗАДАНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ И НА ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (С5).

В экзаменационной работе используются две модели заданий этого типа.

ПЕРВАЯ модель проверяет знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

ПРИМЕР: Назовите любые три характерных признака массовой культуры.

ОТВЕТ МОЖЕТ содержать следующие признаки:

1.коммерческая направленность;

2. ориентация на вкусы массового потребителя;

3.стандартизация содержания;

4.доступность.

Могут быть названы и другие причины.

ВТОРАЯ модель этого типа заданий проверяет то, как ученик понимает смысл основных обществоведческих понятий и умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

ОТВЕТ ДОЛЖЕН содержать следующие элементы:

«Экономическая система – это способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.»

Два предложения:

- «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей».

- «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ.

Пример1.

Назовите любые три основных фактора производства.

Ответ – факторы производства: капитал, сырье, земля, средства производства(станки, оборудование), рабочая сила.

Пример 2. Назовите три любые критерии социальной стратификации.

Ответ 1. – доход, профессия, власть.

Ответ 2 - собственность образование, власть, профессия.

А теперь попробуйте выполнить ряд заданий:

1. Назовите три особенности государства как главного института политической системы.

2. Назовите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на работника.

3. Назовите два основных признака субъекта права.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ.

Задания этого типа направлены на составление предложений с определенным понятием. Объяснение смысла понятия не требует четкого формализованного определения – предполагается более-менее развернутое и свободное перечисление существенных признаков конкретного понятия. Употребление понятий в обществоведческом контексте – неотъемлемая составляющая обществоведческих знаний и умений учащихся.Для выполнения этого задания, очень важно понять, что такое «обществоведческий контекст». Это означает использование теоретических обществоведческих знаний для анализа социальной ситуации. В принципе, ученик может конкретизировать называемые признаки примерами из социальной жизни.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о личности.

ОТВЕТ: «Личность – это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами».

-Личность формируется в процессе социализации.

-Формирование личности может происходит только в обществе.

А теперь проделайте несколько заданий сами.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие два предложения о диалоге культур.

2.Какое понятие обществоведы вкладывают в понятие «межличностное общение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

ЗАДАНИЯ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ (С6)

Это наиболее сложный вид заданий. Суть задания – дать некие комментарии, показывающие связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением.

Что может быть раскрыто на примере?

1.сущность объекта (Раскройте на трех примерах различные значения понятие «общество»).

2.связи объектов(процессов) (Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры)

3.значение объекта(Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества)

Какие требования предъявляются к выполнению заданий данного вида?

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Выполним задания, приведенные выше в качестве примеров.

ЗАДАНИЕ 1. Раскройте на трех примерах различные понятия «общество».

Алгоритм выполнения задания:

1.Вспомним известные определения понятия «общество», например,

- общество, как объединение людей в процессе совместной деятельности;

-общество, как исторический период;

- общество как все человечество;

2. подберем примеры, соответствующие трем определениям:

-кинологическое общество провело очередную выставку собак( 1 определение)

-средневековое общество Западной Европы( 2-е определение)

- структура современного общества чрезвычайно сложна и изменчива ( 3-е определение)

3. корректно запишем ответ, указав как примеры, так и соответствующие им определения.

ЗАДАНИЕ 2. Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры.

1.Актуализация теоретических знаний о массовой и народной культуре, их признаки.

-проявления массовой культуры носят выраженный коммерческий характер, являясь предметом потребления. Массовой культуре свойственна простота, доступность, развлекательная направленность.

-произведения народной культуры создаются анонимными авторами, их содержание обогащается многими поколениями людей. Народная культура – это традиционный фольклор, детский фольклор, анекдоты, субкультуры различных профессиональных групп.

2. Примеры :

-массовой культуры – телесериал, детективный роман, глянцевый журнал и т.д.

-народной культуры – сказки, народные танцы, анекдоты, военные песни.

3. Теперь подумаем, как может осуществляться связь между этими культурами: обмен ценностями( причем как готовыми произведениями, так и отдельными идеями, образами), переход произведений из одной формы в другую. Примеры – известный сатирик написал монолог на основе отношений в семье( из народной – в массовую),шлягер поп-певца об офицерах стал восприниматься как народная песня ( из массовой – в народную).

4.Теперь запишем корректно комментарий, приведя как теоретические положения, так и примеры.

ЗАДАНИЕ 3. Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества.

1.Актуализируем информацию о функциях искусства: познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная, компенсаторная.

2 Подберем примеры:

-созерцание картин великих художников доставляет человеку эстетическое наслаждение( эстетическая);

- для более правильного понимания картин на библейские сюжеты, зрители должны были перечитать Библию ( познавательная);

- в рамках ежегодного фестиваля искусств, состоялась серия встреч с художниками, лекции известных искусствоведов (коммуникативная).

3. Остается корректно записать ответ.

Специфика подобных заданий состоит в том, что простое приведение уместных примеров не может считаться выполнением требования – комментарий, связывающий пример с заданным условии теоретическим объектом является необходимым. Т.Е. Примеры – без теории – «0» баллов, теория без примеров – «0» баллов.

А теперь сделайте несколько заданий самостоятельно.

1.Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

2. Психологи различают потребности подлинные(разумные) и мнимые(ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребностей, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

3.Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

ЗАДАНИЕ НА ПОДТВЕРЖДЕНИЕ(ОПРОВЕРЖЕНИЕ) С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕРОВ.

В этом задании необходимо подобрать примеры, подтверждающие или опровергающие что-либо, а не просто раскрыть на примерах отдельные свойства или связи объекта.

Задание 1. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России плюрализма.

1.Сначала вспомним, что такое плюрализм. Это многообразие идейных, социальных и политических организаций и объединений, свободно взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в политической жизни общества.

2. Наметим основные линии доказательства:

-наличие многопартийности ( отсутствие единственной правящей партии),

- существование различных идеологий( отсутствие единой общеобязательной идеологии);

-наличие политических партий и организаций, представляющих различные политические идеологии;

- наличие СМИ, которые представляют различные политические идеологии.

3. Теперь подберем примеры к теоретическим положениям.

- многопартийность – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и т.д.

- различные идеологии; партии и организации с разной идеологией – либеральная, центристская, социально-демократическая;

- различные СМИ – государственные и частные каналы, государственные и частые газеты и журналы.

Проделайте несколько заданий сами.

1.Опровергните с помощью трех примеров утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

2. Приведите три аргумента, доказывающие необходимость ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан с целью защиты их прав. Подтвердите примером любой из них.

Наши рекомендации