Мировой политический процесс
Мировой политический процесс - одна из основных категорий политологии. Он протекает как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Мировым политическим процессом называется совокупная деятельность народов, государств, общественных движений и организаций.
Мировой политический процесс составляют следующие структурные элементы:
а) политически значимая деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) и других легитимных международных органов, организаций и учреждений;
б) политические акции институтов регионального и субрегионального характера, носящих межгосударственный, наднациональный характер, а также соответствующих общественных группировок и организаций;
в) внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых государств, располагающих для этого необходимыми атрибутами, материальными и иными средствами.
Последние годы характеризуются тем, что мир непрерывно меняется. С одной стороны, как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются дезинтеграционные процессы, заметно увеличился разрыв в экономическом развитии многих стран. С другой стороны, на глобальный политический процесс оказывают возрастающее воздействие мощные интеграционные процессы в экономике: динамичное формирование единого мирового рынка, развитие мировых производительных сил, успехи научно-технической революции.
Ведущим критерием в мировом политическом процессе становится движение народов и государств по пути демократии. Всеобщее значение приобрело стремление народов построить современное развитое гражданское общество и правовое государство, где реально существовали бы политический плюрализм, разделение властей, национальная и культурная автономия и местное самоуправление, экономические, политические, социальные и индивидуальные свободы и права, высокий уровень благосостояния населения, его надежная социальная защищенность.
Главной особенностью современного мирового политического процесса является одновременное развитие двух противоположных тенденций: к объединению и разъединению. Первая тенденция выражается в: формировании мировых производительных сил, развитии НТР, интернационализации хозяйственной деятельности в масштабах как регионов, так и всей планеты, интеграции различных факторов производственного и непроизводственного, в том числе информационного, назначения, прогрессе в сфере управления макроэкономическими и производственно-технологическими инновациями. На планете существуют народы, общества и государства, находящиеся на различных стадиях цивилизационного и формационного развития, с огромными различиями в уровне благосостояния, в развитии культуры, образования и просвещения, медицинского обеспечения, занятости, обострением проблем, связанных с национально-этническими и религиозными факторами. Все это зачастую препятствует эффективному развитию и мирному сосуществованию народов и государств, носят дезинтеграционный характер, порождают как отчуждение между людьми, так и недоверие между государствами, распри и конфликты, гонку вооружений, войны.
Единство современного мира относительно. Многообразие мира трансформируется в многообразие проблем, с которыми постоянно сталкивается человечество. Для решения существующих и вновь возникших глобальных, региональных и межгосударственных проблем требуются объединенные усилия мирового сообщества. Современному мировому политическому процессу присущи многовариантность и альтернативность развития.
Рубеж 80 - 90-х гг. ознаменовался крупными изменениями в развитии мирового сообщества, что было связано с демократическими преобразованиями в Восточной Европе. Изменилась геополитическая карта мира. В прошлом осталось военно-стратегическое соперничество СССР и США. Начался процесс ядерного и химического разоружения, значительного сокращения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе.
Это внезапное радикальное изменение баланса сил и интересов привело к прямым и косвенным опасным последствиям. Среди них - вооруженные конфликты в Югославии, на территории бывшего СССР, глубокий экономический и социально-политический кризис, поразивший практически все постсоциалистические страны, дезинтеграция в СНГ. До сих пор полностью не урегулирован ближневосточный кризис. С испытанием ядерного оружия Индией и Пакистаном возникла реальная опасность.
На развитие мирового политического процесса существенное влияние оказывает то обстоятельство, что после распада СССР наметились две альтернативные его тенденции. Первая из них воплощена в намерении определенных политических кругов США добиться установления однополюсного мира, в котором господствовала бы одна мощная в экономическом и военном отношении держава. Весомым подтверждением данного желания является военная операция США и его союзников по НАТО в Югославии. Вступление трех стран бывшего социалистического лагеря (Польши, Венгрии и Чехии) в НАТО, явное стремление других стран Центральной и Восточной Европы присоединиться к Североатлантическому альянсу, так же как и возрастающая роль и значение НАТО (при явном снижении роли ООН) в мировой политике, явно свидетельствуют в пользу этой тенденции. Другая тенденция воплощает движение народов и государств к многополюсному миру, что в большей степени соответствует реальному положению дел и перспективам формирования нового мирового порядка. В 90-е гг. определились, наряду с США, такие мощные полюсы экономической, политической и финансовой мощи, как Япония и Европейский союз.
Перспективные тенденции развития мирового политического процесса связаны с расширением функций социальной самоорганизации человечества. Человеческая цивилизация обладает колоссальным потенциалом прогрессивного и разновариантного движения к более высоким формам своей организации. Главное, чтобы эти реальные возможности были осуществлены на практике в мировом сообществе в целом, а также в масштабе регионов и каждого отдельно взятого государства.
Международные отношения
Под международнымиотношениями понимается совокупность экономических, политических, правовых связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.
Определенную сложность представляет разграничение понятий мировой политики и международных отношений. В современных условиях мировое сообщество состоит из независимых государств, экономических, торговых, военных союзов, сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Действуют также ООН, региональные международные организации, международные правительственные и неправительственные организации и пр. Все они выступают субъектами международных отношений.
В политической науке помимо понятия “внешняя политика” стал использоваться термин “мировая политика”. Мировая политика представляет собой политическую деятельность субъектов международного права.
Содержанием международных отношений являются отношения между государствами: (межгосударственные договоры). Межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении - дипломата и солдата. Международные отношения в самой своей сущности содержат альтернативу мира и войны. В современных условиях виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни: экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические и т.п., либо на основе взаимодействующих участников: межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п. В зависимости от географических границ, числа участвующих в связях народов и государств они делятся на типы отношений: глобальные, надрегиональные, региональные, двухсторонние.
Особое место в системе международных отношений занимает ООН. Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности. Ее цель - избавить будущие поколения от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (США) в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами-участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.
Все проблемы человечества в современных условиях невозможно решить только на глобальном уровне международных отношений. Для решения различных специфических проблем, с учетом специфики различных интересов создаются особые организации, которые и призваны отражать соответствующий уровень отношений. К числу таких организаций относятся надрегиональные.
Освободившиеся от колониальной зависимости государства стремятся к утверждению своей политической независимости, экономической самостоятельности. Это проявилось в создании Движения неприсоединения. Первая Учредительная конференция движения состоялась в сентябре 1961 г. В ней приняло участие 25 стран. К началу 90-х гг. число стран-участниц Движения неприсоединения достигло 102. В Декларации учредительной конференции Движения отмечалось, что оно призвано способствовать укреплению международного мира и безопасности. Главная цель Движения - обеспечение внешнеполитической независимости входящих в его состав стран.
Региональный уровень международных отношений отражает специфику интересов и целей отдельных регионов. К числу региональных организаций относятся Европейский союз, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и другие.
Основными в международных отношениях выступают двусторонние межгосударственные политические отношения. Этот уровень отношений находит свое выражение в договорах и соглашениях, определяющих характер отношений двух сторон.
Следует подчеркнуть, что на всех перечисленных уровнях международных отношений осуществляется мировая политика.
Международные отношения по характеру могут быть равноправными, дружественными, взаимовыгодными, противоборствующими.
В развитии системы международных отношений определяющую роль играет баланс сил государств, которые действуют на международной арене. Сила государства представляет собой его способность при защите своих интересов воздействовать на другие государства, на ход событий в мире. Это проявляется, в основном, в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения национального капитала, за контроль над сырьевыми ресурсами.
Сила государства, его положение в системе международных отношений обусловлена целым рядом факторов. До недавнего времени считалось, что главным здесь является военная мощь государства. Не отрицая значение этого фактора, поскольку военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и положение на международной арене, нужно признать, что задачи, ради решения которых государства наращивали военную мощь, требуют сейчас принципиально иных решений. В настоящее время невозможно обеспечить своей стране экономические преимущества, рост богатства путем насильственного захвата ресурсов других государств. (попытка Ирака решить проблемы нападением на Кувейт в 1991 г.) Сегодня такой путь поиска источников экономического роста рассматривается и нерациональный. В определенных условиях даже ядерная держава не может сломить сопротивление страны, более слабой по своим военным ресурсам. Примеры: опыт США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Военные расходы становятся препятствием на пути развития национальных экономик стран, их социальной сферы и культуры. Например, Германия и Япония в современном мире пользуются влиянием на мировое развитие за счет невоенных факторов силы. К невоенным факторам силы относятся величина территории, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, способность обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экологическую безопасность. Важнейшую роль играет уровень научно-технического, технологического, культурного развития, характер государственного устройства.
Правила межгосударственного общения нашли свое воплощение в принципах, зафиксированных в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы, в других документах.
Эти принципы представляют собой долговременную концепцию мирных международных отношений. Устав ООН выделяет следующие принципы взаимоотношений государств:
- суверенное равенство всех ее членов;
- разрешение международных споров мирными средствами;
- воздержание от применения силы против независимости любого государства;
- отказ от всяких действий, несовместимых с целями ООН;
- невмешательство ООН во внутренние дела государств.
Путь к новому мировому порядку - нахождение коллективными усилиями всех государств баланса их интересов и оптимального соотношения национальных интересов с общечеловеческими. Для решения этой задачи необходимы следующие условия.
Во-первых, поскольку современный мир взаимозависим и един, ослабление безопасности одного из членов международного сообщества грозит негативными последствиями для общей безопасности.
Во-вторых, нужно отказаться от заблуждения, что только гонка вооружений, совершенствование военной техники могут обеспечить национальную и международную безопасность. Для обеспечения безопасности требуется взаимное доверие, поиск компромиссов и умение идти на компромисс.
В-третьих, обеспечение безопасности не может ограничиваться только военно-технической сферой. Обеспечение безопасности, создание нового мирового порядка должны осуществляться на основе учета всех компонентов: военного, политического, экономического, экологического и гуманитарного.