Государственная защита прав и свобод
ГРАЖДАН
Глава 26
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
В Российской Федерации государственная защита прав и свобод граждан гарантируется Конституцией РФ (ст. 45). Государство осуществляет защитную функцию через систему своих органов. К ним относятся прежде всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особую роль в проведении этой работы играют органы прокуратуры, милиции, адвокатура, нотариат и др.
Правозащитная функция этих органов закреплена на законодательном уровне и реализуется ими в рамках повседневной служебной деятельности. Однако чаще всего такая деятельность государственных органов инициируется непосредственно гражданами в процессе реализации своих прав или при их нарушении.
Граждане живут на определенной территории — в районе, городе, поселке. Поэтому, защищая свои права и законные интересы, они прежде всего обращаются в органы местной власти, реализуя тем самым свое конституционное право: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления
Первым органом, куда граждане идут решать свои житейские и общественные проблемы, является районная и городская администрация. Именно сюда, в соответствующие подразделения и к должностным лицам, обращаются граждане по широкому кругу вопросов. Среди них вопросы жилищного и коммунально-бытового обслуживания (приватизация жилплощади, предоставление жилья и выдача ордеров, использование нежилых помещений, плата за коммунальные услуги и т. п.). Очень часто граждане обращаются по вопросам землепользования и охраны природы (предоставление земельных участков, защита прав собственников земли и землепользователей, плата за землю и др.); многие граждане обращаются по вопросам социальной защиты (назначение и выдача пенсий, пособий и доплат к ним, охрана детства и материнства, помощь многодетным и престарелым, опека и попечительство и др.). В компетенцию этих органов входит разрешение жалоб и заявлений по вопросам работы городского транспорта и связи, социально-культурного обслуживания населения, обеспечения правопорядка и по многим другим вопросам. При этом необходимо иметь в виду, что по Конституции РФ (ст. 33) граждане по перечисленным вопросам и любым другим вправе обращаться не только к местной администрации, но и в любой другой государственный орган или к должностному лицу любого уровня.
Каждое обращение граждан органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть, принять решение и дать мотивированный ответ в установленный срок. Как правило, заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней. Вполне очевидно также, что помимо письменного ответа заявителю руководители органов должны принимать конкретные меры по устранению недостатков в деятельности соответствующих служб и их работников.
Органы милиции
Защиту прав граждан в наиболее сложной и важной для них сфере осуществляют органы милиции. Государство возлагает на эти органы задачи по обеспечению личной безопасности граждан, а конкретно — обеспечению права на жизнь, охрану имущества, достоинство и неприкосновенность частной жизни граждан.
Правовой статус органов милиции закреплен в Законе РФ «О милиции». В соответствии с Законом органы милиции обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, принимать и регистрировать заявления о преступлениях; разыскивать лиц, совершивших преступления, а также пропавших без вести; вести розыск похищенного имущества; проводить регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления ими; принимать меры по охране потерпевших и свидетелей и членов их семей, если их жизнь, здоровье или имущество находятся в опасности, и др. Для разрешения этих и других вопросов, которые входят в компетенцию органов милиции, граждане имеют- право (и обязаны) обращаться в территориальный орган внутренних дел или в соответствующую службу, а также к конкретным сотрудникам, и прежде всего к участковому инспектору.
Органы прокуратуры
Общий надзор за законностью в стране, а, следовательно, и за реализацией прав и свобод граждан, осуществляют органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры принимают и разрешают заявления и жалобы о нарушении прав и свобод граждан местными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Все поступающие жалобы должны рассматриваться в месячный срок. Жалобы на нарушение конституционных прав граждан — и 5-дневный срок. При отклонении жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого решения. Пересылка жалобы в орган или должностному лицу, действия которого обжалуются, запрещается.
Если в процессе проверки жалобы прокурор установит нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина или организации, он обязан принять меры по восстановлению нарушенного права. При установлении факта нарушения закона прокурор вправе:
а) внести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, издавшим акт, либо в суд. Протест должен быть исполнен в 10-дневный срок;
б) внести представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона, которое должно быть исполнено в 11 месячный срок;
в) вынести постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц и граждан, нарушающих закон;
г) вынести постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию органами милиции;
д) направить письменное требование к должностному лицу о проведении проверки или ревизии, которые должны проводиться в 10-дневный срок после получения требования;
с) обратиться с иском в суд для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
Государственный нотариат
В реализации и защите прав и свобод граждан принимают участие органы нотариата, полномочия и порядок деятельности которых в этой сфере определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Обращаясь к нотариусу, граждане получают в одном лице грамотного юриста и гаранта законности совершенной сделки.
Нотариус вправе совершать следующие нотариальные действия:
— удостоверять сделки;
— выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
— налагать и снимать запрещения отчуждения имущества;
— свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
— свидетельствовать подлинность подписи на документах;
— свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;
— удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
— удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
— удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
— удостоверять время предъявления документов;
— передавать заявления одних физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
— принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
— совершать исполнительные надписи;
— совершать протесты векселей;
— предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков;
— принимать на хранение документы;
— обеспечивать доказательства.
Необходимость воспользоваться услугами нотариуса возникает, как правило, при заключении сделок.
В ряде случаев в законодательстве есть прямое указание на необходимость нотариального заверения определенных документов под угрозой недействительности заключенных сделок. Это прежде всего сделки с недвижимостью (купля-продажа земли, квартир, садовых домиков), оформление наследства и т.д.
Однако предусмотрительные люди предпочитают пользоваться услугами нотариуса и в тех случаях, когда сделка может быть совершена и без его участия. Вот несколько объяснений такой мудрости:
— нотариус никогда не будет заверять незаконную сделку;
— нотариус не будет заверять даже абсолютно законную сделку, если она нарушает чьи-либо интересы (например, интересы детей);
— нотариус обязательно разъяснит последствия заключаемой следки.
Следует также отметить, что в случае необходимости граждане вправе обжаловать действия нотариуса в суд.
Адвокатура
В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Так, согласно ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Такая помощь оказывается истцам при рассмотрении в судах дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.
Такая льгота предоставляется также ветеранам ВОВ, гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, а также лицам, пострадавшим от политических репрессий. Кроме того, бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях.
Виды юридической помощи могут оказываться в следующих формах.
Устная консультация. Адвокат может ответить на вопросы: какие права имеет гражданин в сложившейся ситуации; какими нормами права предусмотрены эти права; насколько реально в действительности воспользоваться этими правами, защитить их и что для этого необходимо предпринять; какие расходы возможны в процессе реализации прав конкретного гражданина.
Письменная консультация. Адвокат может составить для гражданина необходимые документы (претензию, исковое заявление и т.п.).
Защита интересов в суде. Адвокат может выработать для фаж-1анина тактику поведения в судебном заседании, представлять и (защищать его интересы в суде. В случае вынесения неблагоприятного решения адвокат разъяснит, насколько законно решение,
можно ли добиться его отмены или изменения, составит кассационную жалобу, разъяснит ход дальнейших действий и т. п.
Обращение за юридической помощью возможно на любой стадии спора, но чем раньше обращение, тем больше будет шансов защитить интересы граждан.
По Конституции РФ 1993 г. существенно расширено право граждан на обращение за помощью к защитнику. Так, каждый задержанный органами милиции имеет право потребовать адвоката с момента задержания; заключенный под стражу — с момента ареста; обвиняемый в совери1снии уголовного преступления — с момента предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ). А по закону органы милиции и следствия обязаны предоставить указанным категориям граждан возможность реализовать конституционное право на юридическую помощь. Данная новелла соответствует нормам международного права и означает реальный вклад в формирование правового государства в Российской Федерации.
В то же время необходимо отметить, что практическая помощь адвоката усложняется дефицитом таких специалистов, особенно в малых городах. Несмотря на резкое увеличение подготовки юридических кадров за последние годы количество адвокатов в целом по России составляет всего около 40 тыс. человек. Для сравнения укажем: столько же адвокатов работает в Мадриде! Но в России около 150 млн. населения, а в Мадриде — 4 миллиона. Даже в России 1913 года число присяжных поверенных — адвокатов составляло 50 тысяч. А в США, например, адвокатские услуги выполняют 425 тыс. адвокатов на 240 млн. населения.