Факт как основа журналистского текста. Проблема интерпретации и комментария факта

Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей и т.п., необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения «факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события».

В качестве объекта журналистского отражения может быть и сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна»[2].

Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.

Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.

Что же в таком случае подразумевают под фактом? «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью»[4]. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Не случайно П.В. Копнин считает, что «факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью»[5]. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.

Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценочность, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки»[7]. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.

Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.

Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, по мнению В.М. Горохова, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов в том и состоит, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.

В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.

Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт»,зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление».

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Это понятие используется в двух значениях.

1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.

2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения ( обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).

Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.

Для журналистов важно:

- из каких источников они получены

- какие цели преследовали люди, сообщив о них

- четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты могут быть, как: 1.событие, 2.сведение, 3.явление.

Событие – факт, характеризующийся местом и временем и который характеризует начало определенного действия в узком и хронологическом пространственном диапазоне. Есть начало и конец действия.

Сведение – журналист обобщает событие множеством сведений.

Явление – сумма событий и сведений. «В армии России падает дисциплина», - это явление.

Главная заповедь журналиста: с фактом необходимо обращаться внимательно, уважительно и честно.

Три нельзя в обращении с фактом:

1) нельзя игнорировать, замалчивать общественно-важный факт;

2) нельзя искажать содержание факта, неверно излагать его структуру;

3) нельзя заниматься «кастрацией» факта (Юрков).

Надо заниматься интерпретацией факта, комментировать его, строить версии о последствиях данного факта.

Причины фактической недостоверности: спешка журналиста и неумение/нежелание проверять факты.

Дедуктивный (посредством логической цепочки к выводу) и индуктивный (по частям, по фактам к главной теме, высказыванию) методы.

Как позиционируются факты в репор­таже? Предметом репортажного отображения является не ка­кое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается бла­годаря использованию различных деталей, штрихов и подроб­ностей, а также через авторское сопереживание разворачива­ющимся на его глазах действиям.

В ткань репортажного описания могут быть включены фак­ты, зафиксированные журналистом ранее.

В хроникаль­ной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицисти­ческих произведениях факты выступают или в качестве иллю­стративного материала, или в виде опорных аргументов, под­тверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им соб­ственную трактовку и оценку.

Для полного и адек­ватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицис­тических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, куль­турологические и др. Факт представляет собой форму человеческого знания, обла­дающего достоверностью. Отношение к фактам как к еди­ницам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей. Что­бы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналис­там нужно знать, во-первых, из каких источников они получе­ны; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщив­шие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эм­пирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным зна­нием. При этом чем выше требования к точности и объектив­ности, тем больше число эмпирических наблюдений и измере­ний и тем необходимее применение статистических методов их обработки». В аналитических и публицистических произве­дениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Осо­бенно часто используются материалы социологических иссле­дований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

Использование научных фактов в журналистских матери­алах носит самый разнородный характер: от простой констата­ции до развернутых положений. Точность и достоверность — основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.

Наряду с научными фактами журналисты охотно исполь­зуют в своих материалах так называемые обыденные факты, Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непос­редственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. В основе обыденного факта лежат не только некие момен­ты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов — в их жизнеподобии. В отли­чие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Об­ращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выя­вить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

Назначение фактов в журналистском произведении мно­гофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Развертывание факта в жанровую структуру произведе­ния всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналис­тами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в при­чинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимо­сти от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фак­тов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жан­рах журналистики (информационных, аналитических и худо­жественно-публицистических) имеет свои особенности.

Событие

Конкретная цепь событий внутри темы - в этом весь смысл статьи. А основная ценность - редкость происходящего - существует независимо от аудитории. Редкостность - прямая и четкая оценка того, насколько необычно данное конкретное "событие". Недостаточная "редкость" события (наряду с недостаточной оперативностью) - основная причина того, что статью отвергают.

"Событие" включает в себя еще три элемента:

А. Источник. Ценность "события" отчасти зависит от источника, давшего информацию. Политик из оппозиции может сказать вам, что президент скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам президент или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее

Б. Осведомленность. Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в другой газете.

В. Время. Новости, в отличие от вина, от времени не улучшаются. Однако само по себе время - не самый важный из факторов. Если вы узнали о крупном событии через три недели после того, как оно произошло, определяющим фактором будет не временной промежуток, а число людей, уже знающих об этом событии. Если событие еще не стало общим достоянием, промежуток в три недели незначительно снизит информационную ценность этой новости.

Новость – это сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. По мнению С.Холла, новостью может стать только интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние двадцать четыре часа. Исследователи Эверетт Деннис и Джон Мэрилл дают такое определение: «Новость - это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. Фруда Моррис из Эн-Би-Си сказал: «Новости – это нечто актуальное, важное; то, что оказывает влияние на нашу жизнь».

32 Журналистика XVII-XVIII веков в Европе и Америке. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе

Наши рекомендации