Марксистская концепция

Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры. Политическая культура определялась через политические действия. Марксистская концепция односторонне превозносила достоинства политической культуры рабочего класса как исторически прогрессивного, а также его союзников. Содержание политической культуры социализма сводилось к способности трудящихся подняться «до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении». При этом структура политической культуры социализма рассматривалась как сплав классово-ориентированного политического сознания (идеологии) и правосознания отдельных граждан.

Упрощённая модель классовой политической культуры строилась на возможности поголовного участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут, как предполагалось, выполняться каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции состояли в упрощении процесса политической социализации, недоучёте сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентаций, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жёстко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития.

  1. Классификации политических партий

В становлении партии как политического института, отношении к этому институту государства политологами выделяется три основных стадии:

1) стадия противодействия, противоборства, подавления и борьбы с партиями.

2) стадия игнорирования партий.

З) стадия признания и легализации партий (закрепление правового статуса партий.

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя

Существует также типология, разделяющая партии на:

- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменением которых меняется и политика партии;

- мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:

- легальные, деятельность которых узаконена государством.

Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;

- нелегальные, деятельность которых запрещена законом. По типу организационной структуры выделяются;

массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит пpoфессиональным политикам;

кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осуществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические и тоталитарные.

Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все классы и слои общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.

Типология партий представляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действительности партия может иметь xapaктерныe черты различных типов организации. Она может быть одновременно массовой, харизматической и идеологической, либо кадровой, прагматической и т. д.).

  1. Отличительные черты республиканской формы государственного правления

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

  1. СМИ и политика

В течение длительного периода главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо были вовлечены в политический процесс.

Началом «эры телевидения» считается 1952 год, когда оно впервые было использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все более растущее признание и применение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России.

В зависимости от того, в чьих руках находится телевидение, его можно использовать для

• объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире

• просвещения и воспитания

• манипулирования в интересах тех или иных групп людей

Основные функции СМИ:

1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации)

2. «Редактирование» (отбор и комментирование информации)

3. Формирование общественного мнения

4. Распространение культуры

Иными словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. В большинстве развитых стран они представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики. Экономическая деятельность СМИ основывается на сборе, производстве, хранении и продаже информации. В этом качестве они подчиняются законам рыночной экономики.

Апеллируя к таким компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительных слоев населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер.

Влияние СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Нельзя не учитывать того, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ.

Особенностью информационной или телекоммуникационной революции стала замена однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью. Появление кассет и кабельного телевидения создает новые возможности для участия в информационном обмене.

Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое правительство сейчас у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире и т.д. Государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само участвует в распространении информации через свои агентства. Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий.

По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании более явно приобретают характер рекламных. То есть в области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности – «политический маркетинг».

Он включает в себя три этапа:

1. Социальный, экономический, политический анализ места действия.

2. Выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ.

3. Продвижение кандидатов.

Телевидение в данном случае обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально персонифицируется. СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре политики, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.

  1. Избирательное право

Избирательное право — это совокупность юридических нор регулирующих участие граждан в выборах, организация и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах все общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования. Данные принципы закреплены и в Конституции Республики Беларусь (ст. 64 — 68)

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие граждане в осуществлении тех или иных политических прав), таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Возрастной ценз — это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в Республике Беларусь, активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Финляндии, Японии — с 20 лет, а в Бразилии, Иране, на Кубе — с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, Беларуси и США — 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующе избирательном округе США — 30 дней, Японии, ФРГ Д 3 месяца, Канаде — 12 месяцев.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока.

Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, Российской Федерации — два голоса. Это обусловлено действующими в данных странах разными типами избирательных систем.

Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа дол быть равными по численности избирателей (или по численности населения). Поскольку численность населения постоянно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., практике "нарезка" абсолютно равных по численности населения избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избирательных округов не должна превышать 2 %.

По Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), принятой на референдуме 9 — 24 ноября 1996 г., в состав Палаты представителей входят 110 депутатов. Для их избрания на предстоящих выборах должно быть образовано 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей и с учетом административно-территориального деления республики. От каждого избирательного округа избирается один депутат.

В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Республика Беларусь, Российская Федерация), президентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избираю выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каждому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран. Конституция Республики Беларусь гарантирует тайну голосования. В ст. 68 записано, что "контроль за волей изъявленной избирателем в ходе голосования запрещается".

Этот принцип осуществляет избирательная комиссия, которая готовит бюллетени, кабинки, урны и др.

  1. Режимы протекания политического процесса

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.

И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Классическим примером такого протекания политических процессов является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.

  1. Характеристика политики как процесса

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер — с деятельностью харизматического лидера, Парсонс — с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

  1. Основные черты политики

Марксистская концепция - student2.ru

  1. Понимание политики марксизмом

Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об историческом развитии, о справедливом обществе и путях его достижения на качественно новый уровень.

Многие из его идей сохранили свою значимость и актуальность и сегодня. Наиболее важными на мой взгляд являются:

а)понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления;

б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социоэкономической средой; подход к политике, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества;

в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества (развитие средств коммуникаций, связи, энерго-теплоснабжение, обеспечение пра­вопорядка и т.д.), с другой - государство господствующих классов, орудие сильных, составляющих меньшинство;

г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрелости общества. «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами».

С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба.

Экономический базис по его мнению всё таки доминирует над государством.

Пролетариат должен стремится к политическому господству, а для этого он должен сломить буржуазную господствующую машину. После захвата власти необходимо установить свою диктатуру- диктатуру пролетариата. В качестве способа захвата власти для пролетариата он считал насильственною революцию.

Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать своё политическое господство.

Государство диктатуры пролетариата это новый вид демократии и свободы. Диктатура по его замыслам это переходный период между капитализмом и социализмом.

Социальная революция, по его мнению, неизбежна.

Мне кажется эта идеология очень жестокой. Коммунисты не скрывают своих агрессивных взглядов. Они уверены что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя.

  1. Отличительные черты государства как политического института

Ведущим институтом политической системы, сосредотачивающим максимальную политическую власть, является государство. Именно вокруг государства группируются основные политические институты. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.

Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях.

Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Основными функциями государства являются:

обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;

создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;

создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;

охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;

обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

Признаки государства:

Наличие особой публичной власти, которая, воплощается в государственных органах, выступает как государственн6ая власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения (это чиновники, армия, полиция).

Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (или подданства, т.е. принадлежность лица к государству с монархической формой правления). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

Организация общественной жизни на основе права. Только государство издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

Государственный суверенитет, т. е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

Существование системы принудительного взимаемых налогов и иных платежей, которая обеспечивает экономическую самостоятельность государства.

  1. Характерные признаки унитарной формы государственного устройства

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти.

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.

Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права.

  1. Характеристика политической демократии

В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;

2) равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита ее со стороны государства;

4) принцип большинства — именно большинство а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

6) политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий движений, групп, которые находятся в состояние свободной конкуренции;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой раз личные ветви государственной власти достаточно не зависимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органе! и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основ» всеобщего, прямого, равного избирательного прав при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека его, пусть даже и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

По мнению многих исследований, демократической политической культуре (о понятии «политическая культура» см. билет 9, вопрос 2) свойственны глубокое осознание значения деятельности правительства, чувство гордости за политические интересы страны, интерес к деятельности институтов власти, открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений, компетентность суждений, положительное отношение к демократической системе управления.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную), Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы, представительная же демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

  1. Понятие партийных систем

В политологии принято различать партийные системы. Партийная система представляет собой совокупность взаимодействующих с гражданами, государством, между собой и другими политическими институтами партий, которые в данном обществе в той или иной мере участвуют в осуществлении политико-властных отношений.

Существуют различные классификации партийных систем. Чаще всего выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Однопартийная система не исключает существования других партий и даже их участия в формировании деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нем реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики.

Классическим образцом двухпартийной системы является США и Великобритания. В США демократическая и республиканская партии периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти. Острых противоречий между партиями по существу нет. Победившая на выборах партия формирует правительство и находится у власти. Проигравшая партия находится в оппозиции, критикует правящую партию, ее лидера, заставляя их придерживаться принятых в стране законов. Существование двухпартийной системы в этих странах не значит, что там нет других партий. Они есть, но решающего воздействия на политический процесс не оказывают и в силу незначительного влияния в обществе не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править и определять политику. Поэтому партии вынуждены идти на компромиссы, создавать коалиции и формировать правительства на межпартийной основе. Подавляющее большинство стран Западной Европы имеют многопартийную систему.

Наши рекомендации