Государство и право, их роль в жизни общества

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

ПРАВОВЕДЕНИЕ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Л. И. Малахова

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - с.

Рекомендована для студентов всех форм обучения экономического факультета.

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

Содержание

Список сокращений________________________________________________6

Предисловие_____________________________________________________7

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение»_______________8

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

Глава 2. Соотношение права с обществом и государством_____________12

2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

2.2. Теории происхождения государства__________________________16

2.3. Форма государства________________________________________18

2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

Глава 3. Структура права__________________________________________27

3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

3.3. Источники права__________________________________________34

3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

3.5. Система права____________________________________________39

3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности_________48

4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

4.2. Источники конституционного права_________________________54

4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

Глава 5. Основы административного права_______________________74

5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

5.3. Субъекты административного права_________________________84

5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

5.5. Административное принуждение___________________________89

Глава 6. Основы уголовного права__________________________________90

6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

6.3. Состав преступления______________________________________95

6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

Глава 7. Основы экологического права_____________________________116

7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

7.2. Право природопользования_______________________________120

7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

7.5. Экологический контроль__________________________________127

Глава 8. Основы семейного права_________________________________128

8.1 Предмет и метод семейного права__________________________128

8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

Глава 9. Основы гражданского права______________________________165

9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

9.3. Юридические лица_______________________________________175

9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

9.5. Сделки________________________________________________185

9.6. Право собственности_____________________________________190

9.7. Обязательства___________________________________________199

9.8. Общие положения о договоре______________________________205

9.9. Понятие и основания наследования________________________212

Глава 10. Основы трудового права_________________________________215

10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

10.7. Оплата труда__________________________________________232

10.8. Материальная ответственность___________________________234

10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность_________________________________________________242

11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

11.3. Система финансового права_______________________________248

11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

12.2. Налоги и их функции__________________________________258

12.3. Предмет и система страхового права______________________259

12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

Список использованной литературы______________________________269

Список сокращений

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации

Банк России Центральный банк российской Федерации

ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕС Европейский союз

ЖК РФ Жилищный кодекс Российской Федерации

ЗАГС Орган записи актов гражданского состояния

ЗК РФ Земельный кодекс российской Федерации

КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных

Правонарушениях

МИД России Министерство иностранных дел Российской Федерации

МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации

МРОТ Минимальный размер оплаты труда

Минфин России Министерство финансов Российской Федерации

МЧС России Министерство по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации

Росреестр Федеральная служба государственной регистрации, кадастра

и картографии

Рособрнадзор Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Росимущество Федеральное агентство по управлению государственным

имуществом

СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации

УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФМС России Федеральная миграционная служба

ФНС России Федеральная налоговая служба

ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний

ФТС России Федеральная таможенная служба

ФСО России Федеральная служба охраны Российской Федерации

Предисловие

Современные тенденции развития российского общества предъявляют новые требования к содержанию подготовки выпускников высших учебных заведений. В условиях рыночных отношений, сопровождающихся уходом государства от прямого регулирования многих отраслей национальной экономики, развитием институтов саморегулируемых участников отраслевого рынка и судебной защиты их прав, повышается значимость юридических знаний студентов неюридических вузов и факультетов.

Учебная дисциплина «Правоведение» входит в программы обучения студентов всех неюридических специальностей. Актуальность и практическая значимость данной дисциплины определяется происходящими в России общественно-политическими процессами, которые вызывают необходимость приобретения правовых знаний, изучения основ юридической науки. Для лиц, работающих в государственных структурах, кредитных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, знание правовых вопросов, умение грамотно использовать нормативные акты, соответствующая правовая подготовка жизненно необходимы.

Главная цель изучения указанной данной дисциплины – формирование у студентов целостного представления о государственно-правовых явлениях, основных отраслях и институтах современного российского права, механизме реализации правовых норм. Основные задачи курса состоят в том, чтобы дать студенту прочные знания основ российского права, обеспечить уяснение основных положений действующих нормативных правовых актов, особенностей их реализации в современных условиях.

Курс «Правоведение» является основной из учебных дисциплин, формирующих у студентов теоретические знания и практические навыки в области публичного и частного права, необходимых им в профессиональной деятельности, а также правосознания как совокупности взглядов, идей, чувств, выражающих отношение людей, социальных групп, всего общества к праву, законности, правосудию, их представлению о том, что правомерно или неправомерно в общественных отношениях.

Данный курс базируется на определенных знаниях по истории, основам права, полученных в учебных заведениях среднего образования.

Особенности изучаемого учебного курса состоят в том, что студенты экономического факультета должны изучить большое количество нормативных правовых актов, в том числе регулирующих экономическую деятельность.

Учебное пособие нацелено на оказание помощи студентам в глубоком освоении дисциплины, на повышение качества подготовки работников экономических специальностей.

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»

Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) – это система общественных наук, изучающая явления государственно-правовой действительности. Правоведение – одна из учебных дициплин, изучаемая студентами неюридических вузов. Она содержит общие теоретические положения о праве и государстве, а также основные положения ведущих отраслей российского права.

Предметом правоведения являются общественные отношения, урегулированные при помощи права.

Система юридических наук (правоведения) включает в себя следующие блоки юридических дисциплин:

- историко-теоретические юридические науки, изучающие наиболее общие закономерности, процесс развития и познания государственно-правовых явлений. К ним относятся: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права – система научных знаний о наиболее общих закономерностях развития государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений;

- отраслевые юридические науки – это основной по объему блок юридических дисциплин, которые исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую им юридическую практику. К их числу относятся: конституционное, гражданское, семейное, трудовое, административное, финансовое, экологическое, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное право и др.;

- межотраслевые юридические науки, которые тесно связаны с несколькими отраслями права, но имеют при этом свой самостоятельный предмет изучения. К числу этих наук относятся: право социального обеспечения, криминология, прокурорский надзор, правоохранительные органы, муниципальное право и др.;

- прикладные (специальные) юридические науки – это науки, использующие достижения естественных и технических наук (физики, химии, механики и др.) для решения специальных юридических вопросов (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика. Правовая информатика и др.);

- науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное право зарубежных стран);

- международное право, которое изучает правовые установления, складывающиеся на основе межгосударственных соглашений и состоящее их двух частей: международного публичного права, регулирующего взаимоотношения между государствами и международными организациями, и международного частного права, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами и организациями различных стран.

Государство и право, их роль в жизни общества

В цивилизованных странах право призвано охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве, регулировать споры и конфликты между людьми.

Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, что есть государство и право, какие социальные явления скрываются за государственно-правовыми категориями, за теми словами, которые сопровождают не только конфликтные, но и самые обыденные отношения людей. Роль государства и права проясняется только в свете истории их проявления, в их соотношении с гражданским обществом и политической организацией общества.

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой, в первую очередь, орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы:

- охранять и защищать интересы личности;

- согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.);

- координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами.

Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев. Закон устанавливает и гарантирует:

- равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.);

- права и обязанности участников хозяйственного оборота;

- порядок разрешения имущественных споров;

- ценообразование;

- защиту прав потребителей;

- заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.).

Он также устанавливает:

- меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств;

- имущественный вред за порочные, вредные для общества и отдельной личности, формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.).

Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

1. Роль права объективно необходима для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.

2. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

3. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

4. Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.

5. Наконец, не менее значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой об экологической безопасности человечества.

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой стороны, право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. Именно тогда начинают вставать и приобретать остроту вопросы, что есть право, что можно отстаивать и защищать в государственных органах, что можно проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения.

Ни право, ни государство не могут существовать вне общества. В свою очередь, общество есть неким образом организованные люди, а власть выступает важным фактором их организации и интеграции в единое целое. Общество без власти утрачивает такие важнейшие качества, как урегулированность и порядок. С другой стороны, различные типы и формы власти должны рассматриваться сквозь призму общества, в условиях которого они сформировались. Поэтому общество и власть присутствуют как бы "за кадром" во всех разделах нашего курса.
Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д. Вопрос о типологии и классификации человеческих обществ является в науке предметом острых дискуссий.

Так, в советское время единственно научной признавалась типология на основе понятия "общественно-экономическая формация". Под ней понимался тип общества, включавший определенный способ (тип) производства, а также обусловленные им институты власти и формы общественного сознания. История человечества разделялась на пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую.

При этом первая из них была бесклассовой, не знавшей государства и права, а все последующие - классовые, государственно-организованные.
Сегодня приведенная типологизация подвергается обоснованной критике. Во-первых, за европоцентризм, т.е. за придание универсального мирового значения модели развития, отражающей лишь европейский опыт, а точнее - опыт отдельных регионов Европы. Дело в том, что рабовладельческое общество сложилось в древности лишь в Греции и Риме, а не в Европе в целом.

Вместо понятия общественно-экономической формации за основу типологии общества, государства и права иногда предлагается брать понятие цивилизации, отражающее культурные аспекты их характеристики. При таком подходе можно выделить три цивилизации: европейскую (христианскую), восточную (буддистскую, исламскую), африканскую.

Отдельные авторы предлагают использовать при такой типологии оба эти понятия. Однако при том и другом подходе также существует немало проблем. Они связаны с нечеткостью самого понятия "культура", а также с отсутствием общепризнанной концепции исторического процесса.

Другой такой основой могут быть стадии развития производства, позволяющие разделить общества на: аграрные, индустриальные, постиндустриальные, информационные.

Приведенные классификации, не исчерпывают проблемы, а лишь отражают ее многогранность. Поэтому отметим лишь некоторые закономерности исторического развития общества.

Наши рекомендации