Соотношение юридической и фактической конституции
Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, — это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция — это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, Конституции онный закон о Чехословацкой федерации 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы.,Следовательно, согласно юридической конституции они существовали, а согласно фактической — отсутствовали. До сих пор в Конституции Итальянской Республики 1947 года остаются лишь мертвой буквой нормы ст. 40 (регламентация права на забастовку), 95 (организация президиума Совета министров), VI переходного положения (упразднение органов особой юрисдикции).
Расхождение между фактической и юридической конституцией — обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции, особенно когда речь идет о формальной юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер. Упомянутый чехословацкий конституционный закон был принят в период, когда революционное движение «Пражской весны» отступало под давлением советской военной интервенции, и поэтому ряд демократических норм, которые удалось включить в текст закона, оказалось невозможно реализовать. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.
Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и, особенно, тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима. Характерный пример давала практика Советского Союза и других «социалистических» стран, где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату компартий, которые по существу и партиями только назывались, не будучи таковыми на деле. Не случайно в этих странах, как правило, не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате конституция как бы повисала в воздухе: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался актом политическим и идеологическим, но не выполнял своего главного предназначения.
Основные этапы развития
Конституции РФ
В истории Совет России насчитывается четыре Конст-ции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов - советские социалист конституции,развивались в соответствии с принципом преемственности.Им был присущ фиктивный хар-р. Конст-ция РСФСР 1918 г была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый хар-р и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на пе-рвые декреты советской власти; основой этой Конст-ции была "Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа". Полностью отрицала народный суверенитет, утверждала власть за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».Закрепила следующие положения: политическое устройство - провозглашение гос ди-ктатуры пролетариата, форма правления - корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов.Органы гос власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет,
к-рый избирался на съезде. По форме гос единс-тва, формально была провозглашена федерация, фактически - это было смешанное унитарное
гос-во. В 1922 г. с участием РФ был образован СССР, а 31 января 1924 г. 2-й съезд Советов СССР утвердил окончательный текст Конституции СССР. На базе общесоюзного Основного Закона в течение 1925-1927 гг. входящие в СССР союзные республики приняли свои конституции. Новая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г;, отразила статус российского гос-ва как субъекта другой, более сложной Федерации. В ней указывалось, что РСФСР добровольно объединилась с иными республиками в новое гос образование и по своей воле передала часть своих прав СССР; закреплялись новации в структуре и компетенции органов гос власти и убавления. В то же время из текста Конституции РСФСР были исключены уже устаревшие положения о социализации земли, о рабочем контроле и др,нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конститу-ций СССР и практически полностью воспроиз-водили их положения.
Новый импульс конституционное развитие в Ро-ссии получило с принятием Конст-ции СССР 1936 г.На ее основе Чрезвычайный 17 -й Всеро-ссийский съезд Советов 21 января 1937 г. принял очередную Конст-цию РСФСР. Она имела ряд особенностей. Так, в развитие теоретическо-го вывода официальной идеологии того времени о полной победе социализма в ней фиксировался тезис о морально-политическом единстве советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, закреплялась принадлежно-сть всей власти в стране Советам депутатов тру-дящихся, провозглашалось господство социалистической собственности на орудия и средства производства. В Конст-ции декларировалось по-
лное равноправие всех граждан независимо от
их прошлого и настоящего положения, устанавливалась новая избирательная система, впервые предполагающая всеобщие равные и прямые выборы при тайном голосовании.Впервые появились главы об основных правах и обязаннос-тях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепля-ла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее 2/3 голосов Верховного Совета».Теперь открыто в гос-ве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась гос-вом трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной фед власти.Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отрази-ть "вступление в этап развитого социализма". Понятие трудящиеся заменено на народ, к-рый являлся субъектом гос власти. Появляется отде-льная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: призна-ние приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского гос-ва является слияние партии с гос аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро гос-ва. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, нап-ример, не было закреплено право на жизнь.Име-лся и ряд положительных моментов: ст 9 закрепляла основные направления развития полит си-стемы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении во-просов гос жизни, укрепление законности и пра-вопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, полит и экономические гарантии.С распадом СССР в 1991 году Конст-ция РСФСР переименована в Конст-цию РФ-России,-в 1992 году в Конст-цию включён Федеративный договор. В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конс-цию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конст-цию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более 300 поправок: в 1990 году - 53, в 1991 году - 29, в апреле 1992 года - 177, а в декабре того же года - около 90. После многочисленных изменений Конст-ция приобрела запутанный и противоречивый хар-р, что, в конечном счете, породило конституционный кризис 1992 - 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституц Совещание, к-рое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституц комиссии за неско-лько месяцев выработало проект Конст-ции РФ, к-рый был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.