Общие и специализированные суды. Верховный Суд Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд
Хозяйственные и общие суды
В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Хозяйственным процессуальным кодексом определены субъекты, имеющие право на обращение в хозяйственный суд:
• юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя;
• организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Таким же правом обладают прокурор и государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Во всех иных случаях споры о применении права рассматриваются в общих судах, а о конституционности нормативных актов — в Конституционном Суде.
Внутри каждой судебной системы, каждого судебного учреждения существует собственная (внутренняя) специализация, т. е. судебные составы, судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел какого-либо профиля (трудовые, налоговые, административные, уголовные, в том числе возможно рассмотрение дел по категориям преступлений, и др.).
Запрещается образование чрезвычайных судов, т. е. при любых условиях, например в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения, право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам. Поэтому при принятии особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, указанные не только в ч. 2 ст. 63, но и в ст. 60 Конституции.
Международный арбитражный суд
В Республике Беларусь действует Закон от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде», который регламентирует отношения, связанные с образованием и деятельностью международного арбитражного (третейского) суда.
Основной задачей международного арбитражного суда является правильное и компетентное разрешение споров, отнесенных к его ведению.
В международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона). Согласно ст. 6 указанного Закона, международный арбитражный суд является постоянно действующей негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.
Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Постоянно действующий международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время международный арбитражный суд создан при Белорусской торгово-промышленной палате.
Законом определены органы постоянно действующего международного арбитражного суда. Ими являются его председатель и президиум. Президиум состоит из председателя данного суда, его заместителей и иных членов президиума, назначаемых из числа арбитров. Председатель назначается учредителем данного суда, а заместители председателя и члены президиума — учредителем данного суда по представлению председателя. Председатель, его заместители и члены президиума постоянно действующего международного арбитражного суда назначаются сроком на пять лет (ст. 9 Закона).
Президиум постоянно действующего международного арбитражного суда по представлению председателя этого суда утверждает рекомендательный список арбитров и осуществляет иные функции в соответствии с уставом постоянно действующего международного арбитражного суда.
Председатель постоянно действующего международного арбитражного суда осуществляет все действия по управлению судом, кроме тех, которые Законом о постоянно действующем арбитражном суде либо его уставом отнесены к исключительной компетенции президиума этого суда.
Заместители председателя постоянно действующего международного арбитражного суда осуществляют функции, делегированные им председателем данного суда. Для передачи на рассмотрение международного арбитражного суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, необходимо достичь арбитражного соглашения. Оно может быть заключено в виде арбитражной оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора) или в виде самостоятельного договора.
Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Оно считается заключенным, если содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает рассмотреть дело в международном арбитражном суде, а другая не возражает против этого. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает упомянутую оговорку частью договора.
Если стороны предусмотрели в арбитражном соглашении передачу спора на рассмотрение постоянно действующего международного арбитражного суда, то таким образом при отсутствии соглашения об ином они согласовали и порядок рассмотрения спора в соответствии с арбитражным регламентом. Поэтому государственный суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, оставляет иск без рассмотрения, если любая из сторон просит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора. Государственный суд отказывает в удовлетворении этой просьбы, если придет к выводу, что арбитражное соглашение недействительно, или утратило силу, или не может быть исполнено.
Предъявление иска в государственный суд по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, не является препятствием для рассмотрения данного дела и вынесения решения международным арбитражным судом.
Обращение стороны в государственный суд до или во время разбирательства дела в международном арбитражном суде с просьбой принять меры по обеспечению иска, а также вынесение государственным судом определения о принятии таких мер не отменяет арбитражного соглашения.
Международный арбитражный суд при рассмотрении каждого спора взимает арбитражный сбор, а также издержки, связанные с рассмотрением дела (арбитражные расходы). Размер арбитражного сбора и издержек, а также порядок их взимания определяются для постоянно действующего международного арбитражного суда арбитражным регламентом, а для международного арбитражного суда для рассмотрения конкретного спора — соглашением между сторонами спора и арбитрами