Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование
Последствия войны. Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины XX в.
В отличие от Первой во Второй мировой войне большинство людских потерь пришлось на гражданское население. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных лагерях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами войны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действиях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим 60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других театрах Второй мировой войны.
За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн человек. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн поляков было выселено с так называемых «исконно немецких» территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны началось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехословакии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы миллионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей мере 12 млн европейцев были признаны «перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили гражданство, профессию. Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны добавился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.
Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемами в освобожденных от нацистского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политические, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственности, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, наказание виновников самой кровавой в истории цивилизации войны.
Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел раскол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные отношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного развития. Жестко ставился вопрос — коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия. Однако в первые послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, определяемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.
1.2.Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важные договоренности о послевоенных проблемах были достигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль—август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференциях были определены основные линии политики держав-победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии — Италией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию был создан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, подготовленные для Парижской мирной конференции, вступили в силу с 1947 г. (договор с Австрией был заключен позднее, в 1955 г.).
1.3.Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире».
Территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин.
Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами Контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политическими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и демилитаризация Германии, ликвидация ее военного производства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропаганды; военные преступники должны были быть арестованы и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованы и интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных должностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентрализации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности» будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.
Таким образом, политика держав в отношении Германии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.
Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие десятилетия.
В 1949 г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Республика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое действие как оккупация, так и четырехсторонние договоренности относительно Германии.
Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся также вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договорен ность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были записаны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора.
1.4.Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отношений было мирное урегулирование на Дальнем Востоке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главнокомандующий этими войсками генерал Макартур осуществлял фактически единоличное управление оккупационной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
Противоречия между СССР и США по вопросу послевоенного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересованных стран, в том числе и Китайской Народной Республики, которая образовалась в октябре 1949 г. в результате победы революции.
В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась конференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправкам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников. СССР добивался четких формулировок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в военные союзы и пр. Однако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Польша и Чехословакия отказались присоединиться к договору.
Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.
1.5.Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключительном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945 г.). В ее создании первоначально участвовало 51 государство, все участники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День ООН. В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно действующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 постоянных членов (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в услови-ях послевоенного противоборства великих держав, был принцип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии и поддержанию мира (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пятерки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окончания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в послевоенные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США в первые послевоенные годы им приходилось вести борьбу в рамках созданных международных организаций и согласованных решений.
1.6.Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проблем урегулирования особое место занимали процессы над главными военными преступниками. На Нюрнбергском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам тюремного заключения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением фашизма и нацизма мировым сообществом. Это было началом процесса очищения Европы от фашизма.
В Германии в первые послевоенные годы прошло свыше 2 млн процессов над военными и нацистскими преступниками, от них был очищен административный аппарат, судебная система и система образования.
В маленькой Бельгии после освобождения было открыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудничестве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приговоров.
Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам[1], из них около тысячи — смертных. Главарь вишистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожизненному заключению.
В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел арестованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.
Однако чистки в разных странах были не всегда последовательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих постах в администрации, судах, системе образования.
Немало военных преступников укрылось в странах Латинской Америки. Однако при всем этом в Европе начался процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.
1.7.Начало «холодной войны». После Второй мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух великих держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две державы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран — поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельности. В результате в США появилось такое уродливое явление, как «маккартизм» — преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного режима.
Две великие державы приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и жесткой конфронтации. Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг.
1.8.Выступление Черчилля в США. Обычно в исторических работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Г. Трумэна 5 марта 1946 г. в университетском городке Фултон. Присутствие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значение этого события. Иначе зачем было лететь президенту в самый центр США, в заштатный городок слушать речь, с содержанием которой он был заранее ознакомлен? Не было случайным и то, что в это время в Канаде уже начался под давлением США процесс против советских агентов. Выступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «холодной войны».
Черчилль заявил, что «железный занавес» отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений союзников по послевоенным проблемам, особенно по вопросам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947—1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.
1.9.Гонка вооружений была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и первым актом «холодной войны», после которого началась гонка вооружений по принципу «вызов—ответ», «щит и меч».
В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР — спустя год. США создали стратегические бомбардировщики, а СССР — межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и противоракетные комплексы. Соревнование двух систем в различных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало понятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количеством бомб можно было бы уничтожить земной шар несколько раз.
1.10.Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования» двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».
«План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус- той капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом.
В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможного возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР — Организация Варшавского Договора (ОВД).
Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.
Другой важный признак «холодной войны» — это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном завершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально- экономические системы, проходила в Европе через территорию Германии по линии западных и восточной оккупационных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.
Хотя двум великим державам удалось избежать прямого военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты имели место, и главным среди них и наиболее опасным перерастанием «холодной войны» в «горячую» была корейская война (1950—1953).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.
2. Каковы основные черты Ялтинско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коалиции?
3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?
4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций от предвоенной Лиги Наций?
5. Каково значение Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?
6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?
7. Какие противоречия разделяли две великие державы — СССР и США?
8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?