Внешняя политика СССР во второй половине XX века
После распада Советского Союза РФ выступила его правопреемником и заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН.
На протяжении 1992–1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного. Было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско‑украинских соглашений о разделе Черноморского флота.
После 1991 г. политические и социально‑экономические связи между бывшими республиками СССР приобрели межгосударственный характер, в первую очередь в рамках СНГ. Несмотря на большое количество подписанных в этой сфере документов, на сегодняшний день СНГ не оказывает решающей роли на ситуацию в этих странах. Дело в том, что большинство принимаемых межправительственных решений носит рекомендательный характер и зачастую не проводится в жизнь. В этих условиях важную роль играют двусторонние связи России с отдельными государствами Содружества – в частности, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном. В марте 1996 г. между этими государствами был подписан договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, а в апреле 1996 г. объявлено об образовании единого союзного государства России и Белоруссии.
США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников – декларация об окончании «холодной войны» в 1992 г. закрепила это положение. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов, ее уход из многих традиционных зон внешнеполитических интересов государства. Главной причиной такого положения вЕщей явилась тяжелая социальная ситуация в обществе и зависимость государства от стран ‑ кредиторов.
Укрепляются отношения со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возобновляется сотрудничество с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами – ЮАР, странами Персидского залива.
Кроме того, важным направлением внешней политики России на современном этапе является ее сотрудничество с различными международными организациями. Россия продолжает играть важную роль в ООН (участие в миротворческих операциях на Балканах, в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго и др.) Кроме того, период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. РФ стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что оказало определенную финансовую помощь государству на переходном этапе. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира.
47 Основные тенденции развития России в постсоветский период. (1991 – до наших дней).
Становление российской государственности после распада СССР протекало в сложных условиях. Экономический кризис порождал массу недовольных граждан, готовых поддержать популистские лозунги противников курса рыночных реформ. В 1991–1993 гг. в оппозиции президенту и правительству находились организации коммунистического толка (Социалистическая партия трудящихся, Союз коммунистов, Коммунистическая партия Российской Федерации и пр.), Либерально‑демократическая и Аграрная партии России. Оппозиция имела большинство в представительных органах власти – на Съезде народных депутатов, в Верховном Совете. На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. конфликт приобрел открытый характер; обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать соглашение о стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Однако достигнутое соглашение носило временный характер. Уже весной 1993 г. отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти обострились вновь. Оппозиция по‑прежнему блокировала принятие вносимых правительством законов и пыталась отстранить от власти Б.Н. Ельцина путем голосования на IX Съезде народных депутатов в марте 1993 г. Проведенный в апреле всероссийский референдум, поддержавший проводимый правительством курс рыночных реформ, тем не менее не смог положить конец противостоянию.
21 сентября 1993 г. была открыта новая страница современной политической истории России. В этот день Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым приостанавливалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также объявлялось о проведении выборов в новый двухпалатный парламент – Федеральное собрание.
В ответ на этот указ срочно созванный X Съезд народных депутатов России проголосовал за снятие Б.Н. Ельцина с поста президента и назначение на эту должность А.В. Руцкого, который сформировал параллельное правительство. Попытки Конституционного суда не допустить двоевластия в стране не увенчались успехом. С начала октября оппозиционные силы приступили к боевым действиям – 3 октября ими была захвачена московская мэрия, группа боевиков отправилась на штурм телецентра в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября в Москве было объявлено чрезвычайное положение, правительство ввело в столицу части Российской армии. 4 октября вооруженное выступление оппозиции было подавлено, а ее лидеры (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, А.А. Макашов и др.) арестованы. В ходе столкновений в Москве погибло около 150 человек.