Эволюционные социальные изменения
Это изменения частичные постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивыепостоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах; они (изменения) могут приобретать в связи этим восходящую или нисходящую направленность.
Эволюционными по своему характеру могут быть все описанные выше виды изменений — структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные.
Эволюционные изменения могут организовываться сознательно - социальные реформы
(реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П.А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 20-х гг.).
Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом.
В качестве такой общей тенденции можно указать на повышающийся на протяжении нескольких последних столетий средний уровень образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных.
Эволюционные социальные изменения не следует понимать в духе эволюционизма XIX в., утверждавшего линейную и универсальную последовательность по восходящей изменений всего социального организма и отдельных его частей.
Эволюционные изменения отличаются от других специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система.
Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления) в свою очередь может быть, так сказать, «расщеплен» на два составляющих его подпроцесса:
*формирование инноваций (новых элементов) и
* их отбор.
Инновационный процесс.Как показали социологические исследования, инновация (нововведение) есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.
К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным — продуктные, технологические и др.
Понятие «инновация» вошло в науку еще в XIX в. и стало использоваться при анализе процессов изменения в культуре в противовес понятию «традиция».
В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяют обычно следующие элементы:
а) само новшество;
б) новаторы, т.е. те, кто создает его, создатели;
в) распространители;
г) оцениватели, восприемники.
Сквозь призму этих элементов можно рассматривать процессы осуществления и реализации социальных нововведений, в том числе в нашей стране, определять сильные и слабые звенья в инновационном процессе.
Революционные социальные изменения.Эти изменения отличаются от эволюционных существенным образом:
1. они — не просто радикальные, а в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта,
2. они — не частные, а общие или даже всеобщие изменения
3. они, как правило, опираются на насилие.
Социальная революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий в истории социологии и других общественных наук.
К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т.е. движущей силой, «мотором» исторического развития.
В.И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа».
П.А. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней».
Сейчас, можно говорить о значительном расхождении в восприятиях и оценках социальной революции между обыденным сознанием людей и научным пониманием этого явления.
Дело в том, что одновременно героическая и трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, негативную оценку их. Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения и тем самым — ускорению преобразований в обществе. Свидетельствами тому служат целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах в последние два-три столетия.
Революционные социальные изменения возможны и в будущем.
Однако они, во-первых, не будут насильственными,
во-вторых, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни — науки, техники, сферы управления (например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства).
Противоположностью направленных процессов являются
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,
Они отличаются тем, что в определенные моменты система возвращается в исходное, первоначальное состояние. Классические примеры таких процессов встречаются в экономике. Это так называемые конъюнктурные циклы роста и падения (регресса). На финансовых рынках они проявляются как фазы так называемых «рынка быков» и «рынка медведей».
В научной литературе последних лет все большее внимание уделяется циклическим социальным изменениям.
Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, т.к. она по существу включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции.
Циклические изменения подразумевают не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.
Цикл – определенная совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.
Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (сезонный характер сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (например, изменения, обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (типы культур).
Многие социальные институты, общности, и даже целые общества изменяются по циклической схеме — возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе — социальные, экономические, политические, духовные.
Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности — от сезонных, укладывающихся в рамки одного года и даже меньше, до многовековых.
В каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.
Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей.
Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в действительность, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, — тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения. Вклад поколений в процессы социальных изменений бывает различным, но, несомненно, каждое такой вклад вносит.
Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения составляет среднюю продолжительность жизни. Это — показатель уровня жизни и темпа социальных изменений (он существенно менялся на протяжении истории).
Так, еще в конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35—40 лет, хотя и тогда встречались старики, жившие до 80—100 лет. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше.
Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.
Вместе с тем можно выделить малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который составляет в современных условиях в среднем примерно 35— 40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения; пенсионного возраста в 55-60 лет).
Если полный цикл означает фактически полное обновление населения, физическую смену поколений, то малый цикл — смену поколений в жизнедеятельности общества.
При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены поколений в обществе.
Преемственность поколений,
во-первых, сама имеет циклический характер,
во-вторых, придает циклический характер другим социальным изменениям и определенным образом влияет на общий темп социального развития.
Важное значение здесь имеет соотношение между тремя величинами: полным и малым циклами поколения людей и циклом поколения машин (и овеществленных в них знаний).
За последние 200-300 лет мы наблюдаем. ускорение темпов общественного развития.
Речь идет не о поколениях людей, а о поколениях знаний, машин (компьютеров, самолетов и др.).
В реальной жизни мы постоянно стараемся различить старые и новые поколения техники.
В социологической литературе подчеркивается, что новым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, инструменты, механизмы, которые хотя бы в одном, а часто в нескольких отношениях, по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности.
В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на технике одного и того же поколения, (характерно для сельскохозяйственного производства)
После промышленной революции XVIII—XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей.
Научно-техническая революция с середины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качественное изменение: теперь, темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников.
Процесс обновления техники теснейшим образом связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления.
Здесь следует различать овеществленное знание, т.е. воплощенное в технике, машинах; и знание «живое», т.е. воплощенное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности (в разрядах, ученых степенях).
Старение знаний определяют через интервал времени, в течение которого наличное знание, в том числе квалификация работников, обесценивается наполовину.
Следовательно надо повышать квалификацию работников. Ведь если предположить, что удвоение объема знания, необходимого для какой-либо профессии происходит в интервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только половиной, к 47-четвертью, а к 59 — одной восьмой частью знаний, необходимых для профессиональной квалифицированной деятельности в данной области.
Таким образом, в современном обществе по сравнению даже с обществом прошлого столетия ускоряется смена поколений машин, техники и технологии, но замедляется процесс физической смены поколений людей.
Однако наблюдается также убыстрение процесса обновления квалификационного уровня работников. Эти показатели в совокупности и определяют темпы научно-технического прогресса общества.
Проблема больших циклов (длинных волн).Особое внимание многих специалистов в области общественных наук привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени — в несколько десятков лет. Значительное распространение среди экономистов и социологов получили теории так называемых больших циклов, или длинных волн.
Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев.
Он разделил экономические процессы на два вида:
1 протекающие в одном направлении (необратимые)
2 протекающие волнообразно (обратимые).
К последним ученый относил изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, денежной заработной платы, уровня добычи и потребления угля, производства чугуна, свинца и др.
На основе статистической обработки стоимостных и натуральных показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за полтора столетия (с конца XVIII в.) Н.Д. Кондратьев пришел к выводу о наличии в тот период больших циклов конъюнктуры продолжительностью около 57 лет.
При этом каждый большой цикл проходит в своем развитии «повышательную» и «понижательную» фазы.
Материальной основой циклов Н.Д. Кондратьев считал обновление элементов основного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, каналов, а также подготовку квалифицированной рабочей силы.
К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими зарубежными и отечественными исследователями на материале экономических и социальных показателей.
В основе механизма длинных волн разные авторы называют:
* процесс распространения нововведений,
* смену лидирующих отраслей экономики,
* смену поколений людей,
* долговременную динамику нормы прибыли и др.
Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, исторический и социально-психологический.
В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) — это «периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций.
например, как продолжительные экономические подъемы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности и т.д.
Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 лет (социальные, как считает часть исследователей, — через 25 лет). Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода истории
Специалист по теории длинных волн Н.В. Лукашевич приводит наиболее распространенную периодизацию длинных волн и их продолжительности.
Номер волны поворотные точки | ||||||||||||
Мин | Макс | Мин | Макс | Мин | Макс | Мин | Макс | Мин | Макс | Мин | Макс | |
1780-1790 | 1810-1820 | 1842-1850 | 1890-1895 | 1913-1920 | 1930-1940 | 1990-1995 | 2010-2030 | |||||
Продолжит. | 46,5 | 42,5 | 57,5 | |||||||||
Повыш. | 26,5 | |||||||||||
Пониж. | 18,5 | 22,5 |
В районе поворотных точек или вблизи них на протяжении всего фиксируемого периода, как правило, имели место крупные события общеевропейского или даже мирового масштаба.
Первая волна:
минимум — Великая французская революция конца XVIII столетия,
максимум — наполеоновские войны.
Вторая волна:
минимум — буржуазные революции в ряде европейских стран,
максимум — Парижская коммуна, франко-германская война.
Третья волна:
максимум — первая мировая война.
Четвертая волна:
минимум — начальный период второй мировой войны,
максимум — пик леворадикального движения в развитых западных странах.
Пятая волна:
минимум — распад Советского Союза, разрушение мировой социалистической системы.