Требования к дипломатической информации

Дипломат должен стремиться к тому, чтобы получаемая им ин­формация была актуальной, т.е. она должна отвечать тем полити­ческим задачам, которые стоят в повестке дня деятельности Пре­зидента страны и Правительства Российской Федерации или кото­рыми интересуется общественное мнение.

Важнейшее отличительное качество дипломатической инфор­мации — ее актуальность. Ценность информации состоит не толь­ко в ее истинности, но и в том, насколько она соответствует тре­бованиям данного исторического момента, сегодняшним заботам государства и российского общества. Есть темы, которые находят­ся постоянно в перекрестии общественного прицела, такие как безопасность государства, стабильность его экономической и со­циальной систем; интересы за пределами государственных границ. Но и в рамках постоянных тем внимание переносится с одного участка на другой. Актуальность информации состоит в том, что она не только помогает сориентироваться в ситуации и разобрать­ся в проблеме в данный конкретный момент, но становится важ­нейшим фактором принятия обоснованного решения, которые требует в данное время жизнь. Вполне естественно, что встречи глав государств и правительств, крупные международные совеща­ния вызывают всплеск информационной активности. В посоль­ствах, в аппарате МИД, других информационных ведомствах гото­вятся всякого рода аналитические записки, характеристики поли­тических деятелей, другие материалы, необходимые для формиро­вания позиции страны на предстоящих переговорах.

В конечном итоге все полученные и наработанные информаци­онные материалы могут быть сконцентрированы в итоговом доку­менте, называемом «Тезисы для бесед». «Тезисы» находятся в папке у главы государства, председателя правительства или мини­стра прямо на столе переговоров. «Тезисы» по своему содержанию и структуре представляют собой небольшой по объему информа­ционно-справочный методический материал, помогающий перего­ворщикам в выборе наиболее актуальных и острых проблем об­суждения, в поиске взаимоприемлемых подходов их решения. Он содержит емкое изложение всех компонентов вопроса, вынесенно­го на обсуждение на высоком или высшем уровне, после каждой констатирующей части (обычно это один развернутый абзац) сле­дует наиболее важная часть, содержащая то, что следует сказать за столом переговоров. В «Тезисах для беседы» могут содержаться наиболее вероятные аргументы или сообщения (предложения) партнерской стороны. В этом случае должны быть предусмотрены варианты наших ответов и предложений. В случае постановки со­вершенно неожиданных вопросов как правило предусматривается формула-обещание рассмотреть поставленный вопрос и дать после его изучения ответ по установленным каналам.

Актуальность информации ни в коем случае нельзя понимать только как злободневность, сиюминутность. В актуальности может и вовсе отсутствовать временной компонент. Категория актуаль­ности информации носит скорее политический характер. Напри­мер, в течение более полувека в польско-советских отношениях сохранялся острый раздражитель в виде так называемого «катынского дела». Хотя сам факт расстрела польских пленных офицеров весной 1940 г. под Смоленском все дальше и дальше отдалялся во времени, сохранявшаяся неясность относительно обстоятельств этой трагедии висела черной тенью над отношениями между Польшей и СССР. И только в 1992 г., когда были преданы глас­ности секретные решения Политбюро ЦК КПСС о расстреле польских офицеров, все встало на свои места. Более полувека тема Катыни продолжала оставаться актуальной.

Приведенный случай не исключение. По сей день остаются ак­туальными такие темы как, скажем, убийство президента США Джона Кеннеди в 1963 г., события в России в 1991 г. (история ГКЧП и Беловежского соглашения) и многие другие. Здесь важно не столько временное измерение, сколько практическая политическая, экономическая или социальная значимость для государст­ва данной информации, ее реальная или потенциальная действен­ность.

С точки зрения актуальности наибольшую ценность имеет та дипломатическая информация, которая носит упреждающий харак­тер, т.е. информация, предвосхищающая события. А значит, по­могающая обеспечить грамотное и высокоэффективное решение не только ситуационных сиюминутных и текущих задач, но и про­блем стратегического характера. Например, летом 1973 г., уступая просьбам чилийского президента С.Альенде, Советский Союз со­гласился на условиях кредита поставить крупную партию оружия, включая танки. Однако своевременно полученная точная инфор­мация о неизбежности военного переворота под руководством А.Пиночета позволила приостановить отгрузку, спасти репутацию страны, не говоря уже о сохранении для страны огромных матери­альных ценностей.

Третье основополагающее качество информации — ее объек­тивность. В точном следовании правде и достоверности заключа­ется мера профессионализма и гражданской совести лица, состав­ляющего информацию. Великой привилегией свободного человека является его право и способность говорить правду. Достоверность информации — залог успешной работы внешнеполитического ведом­ства и в конечном счете — основа безопасности Отечества. Вканун Великой Отечественной войны политическое руководство страны имело достаточно достоверной информации о неизбежности и даже сроках нападения Германии на СССР, но тем не менее про­должало действовать шаблонно-волюнтаристски. Тем самым оно взяло на себя ответственность за неоправданно великие потери и поражения первого периода войны. Зато — потом оно должным образом оценило информацию о разработке в США атомного ору­жия, сумело предпринять адекватные и своевременные меры от­ветного характера.

Наиболее важным критерием достоверности информации явля­ется ее получение из нескольких независимых друг от друга источ­ников либо ее документальный характер, не вызывающий подо­зрений относительно фальсификации.

Многие промахи во внешней политике объясняются не­достоверной информацией, поступавшей политическому руковод­ству страны. Достаточно вспомнить драматическую историю совет­ско-китайских отношений в 60—80-х годов, когда в Советском Союзе шарахались от всенародного распевания песен типа «Рус­ский с китайцем — братья навек...», до кровавых военных столк­новений на острове Даманском. Хотя, как сейчас понятно, ни для той, ни для другой стороны никаких сколь-нибудь существенных социальных или идеологических предпосылок для военного столк­новения с такими трагическими последствиями не было.

Четвертое важнейшее качество дипломатической информации: полнота. В каком бы виде не подавалась информация вышестоя­щему органу: в форме шифртелеграммы, письменного сообщения или устного доклада — она должна быть максимально полной. Оз­накомление с информацией не должно провоцировать желания за­давать дополнительные вопросы типа: «Откуда взялись сведения?», «Что это за организация?», «Кто это такой?» и т.д. Информация должна давать максимально полное, исчерпывающее представле­ние о предмете или событии, которого она касается.

Хотя понятно, что абсолютно полной информации ни по како­му предмету не существует в принципе — истина всегда относи­тельна. Тем не менее, при составлении информации надо уметь:

а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы,

б) емко и адекватно оценить ее состояние на текущий момент,

в) охарактеризовать основных участников событий,

г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления,

д) представить прогноз развития событий на ближайшую и от­даленную перспективы,

е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции ин­тересов России.

Если остается ощущение неполноты информации, то вполне допустимо завершить ее фразой: «В дальнейшем будут приняты дополнительные меры к получению уточняющих сведений по дан­ному вопросу». Главное, не забыть выполнить это обещание в самый короткий срок.

Полноту информации недопустимо смешивать с многословием. Глубину и действенность формационного сообщения никогда не заменит ее объем в листах. Многословие и многописание, скорее всего, лишь подчеркнет ее пустоту.

Непреложное качество информации — новизна. Каждый ин­формационный материал должен содержать какие-то новые, ранее неизвестные факты, политические нюансы, сведения о новых ли­дерах и т.д. Особенно чутко следует реагировать на малейшие из­менения в настроениях политического и общественного мнения страны пребывания в отношении России, а также стран СНГ. Здесь элементы новизны появляются непрерывно в зависимости от смены политических сил, стоящих у государственного руля в стране пребывания, от характера и направленности внутриполити­ческих событий, происходящих в самой Российской Федерации и их восприятия за рубежом, от внешнеполитических шагов россий­ской дипломатии. Поскольку Российская Федерация является час­тью мирового сообщества и взаимосвязана с ним многочисленны­ми узами, то постоянное информационное отслеживание состоя­ния международной среды является долгом всех загранпредставительств. Далеко не всегда реакция за рубежом на те или иные шаги Президента России, российского Правительства или парламента является положительной. От дипломатических представителей тре­буется определенное мужество, чтобы честно и адекватно сооб­щить в Центр об истинном характере этой реакции. Дипломат, дипломатический служащий не просто работает, а служит Отечеству,находится на службе у Родины, а не лично у посла или министра. Он не должен забывать, что в демократическом государстве прези­денты, правительства, министры, депутаты сменяемы, а Отечество и его интересы постоянны.

Ценность информации бывает особенно высокой, если она носит конфиденциальный характер, освещая факты и события, про­исходящие в так называемой закрытой зоне, обычно оберегаемой от излишнего, не всегда доброжелательного внимания отдельных личностей и средств массовой информации. Конфиденциаль­ность — это система работы с информацией, обеспечивающая отсут­ствие огласки того, что должно быть известно только строго опреде­ленному кругу лиц[181]. Вэтом смысле речь может идти о положении в правящей элите страны пребывания, характере взаимо­отношений между различными центрами влияния, связях между бизнесом и властью, об управлении средствами массовой инфор­мации, здоровье глав государств и правительств, «теневых кабине­тах» и «коридорах власти». Иными словами обо всем том, что со­ставляет латентную сторону и «главную мудрость управления».

Не случайно в дипломатической службе конфиденциальность, а также режим секретности как система установленных норм, пра­вил и технологий, определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер, имеют особую значимость. Любые конкретные политические планы, прежде чем лечь на бумагу и получить ограничительные грифы, проходят длительный период обсуждения на уровне идей, предло­жений, концепций и т.д.

В развитых демократических странах к участию в этих обсуж­дениях привлекаются большие группы специалистов. Уметь пой­мать на этой стадии лейтмотив будущей государственной политики страны пребывания — задача внешнеполитического работника. Ничто из вышесказанного не является формально и официально секретным, эти темы открыто обсуждаются в деловых беседах или на светских раутах, но редко выходят за рамки определенного круга доверенных лиц. Дипломатический служащий нисколько не отступит и не нарушит российское законодательство и требования Венской конвенции, если будучи одним из участников таких бесед, получит и использует в служебных целях интересные или полезные для российской стороны сведения.

В истории российской дипломатии много было примеров, когда нашим послам удавалось установить прочные конфиденци­альные отношения с главами государств и правительств, видными политическими и общественными деятелями, от которых поступа­ла важная информация.

С первых дней поступления на дипломатическую службу буду­щий дипломат должен вырабатывать привычку регулярно и в большом количестве поглощать информацию, необходимую для вы­полнения своих профессиональных обязанностей. Насыщение и насыщенность информацией становится самой сутью жизни дип­ломатического служащего.

Источники информации

Информацию получают из многочисленных источников, глав­нейшими из которых являются:

Радио и телевидение. Это важнейший источник получения пер­вичной информации о событиях в стране пребывания и в мире в целом. Популярная американская телевизионная компания Си-Эн-Эн ведет свое вещание 24 часа в сутки в режиме мониторинго­вого анализа обстановки в мире. В большинстве стран имеются свои национальные радио- и телекомпании постоянно ведущие новостные блоки. Отсюда рекомендация дипломатическому служа­щему: утром, до начала рабочего дня, за завтраком или в автома­шине, по дороге в офис в обязательном порядке прослушать ут­ренние программы новостей. В погоне за оперативностью, а, не­редко, и сенсационностью, теле- и радиокомпании дают первич­ную, не всегда полную, иногда не совсем проверенную информа­цию. Но для дипломата такая информация является прежде всего сигналом о необходимости обратиться к другим источникам, а значит, более предметно и всесторонне осмыслить происходящее.

Газеты. Газеты выходят чаще всего один раз в день. В них по­дают материалы о тех или иных событиях более взвешенно и раз­вернуто, с привлечением дополнительных данных. Газетную ин­формацию следует читать максимально внимательно, если нужно дважды для того, чтобы не упустить важные нюансы, особенности и даже намеки. Ее можно вырезать и оставить для накопления све­дений. Особого внимания заслуживают редакционные полосы, где помещаются, как правило, наиболее важные комментарии веду­щих обозревателей, экспертов, специалистов-профессионалов. Их знания об истинном положении дел, оценки и выводы могут ока­заться полезными при выработке собственных взглядов и оценок.

Зная политическую ориентацию конкретной газеты, можно легко представить себе и отношение тех или иных политических и общественных сил, стоящих за ней.

Журналы. Общественно-политические, а тем более специали­зированные журналы являются высококачественным источником информации. Журналы издаются один раз в неделю, в месяц или квартал. В отличие от газет, журналы чаще всего публикуют не оперативно-информационные, а информационно-аналитические материалы. Более длительный период подготовки материалов уже само собой предопределяет более высокий уровень аналитичности и глубины оценок, взвешенность и всесторонность подачи инфор­мации. Редакция старается дать историческую подоплеку событий, биографические сведения об основных участках, рассмотреть ди­намику развития событий, пытается предусмотреть их дальнейшую судьбу. Факты, как правило, носят не изолированный, а комплекс­но-систематизированный характер, выстраиваются в определенной хронологической последовательности, нередко связываются при­чинно-следственными «стяжками».

Авторами журнальных статей часто являются высокопоставлен­ные государственные чиновники, профессора ведущих университе­тов и научных центров, представители интеллектуальной элиты. На страницах журналов появляются различные варианты геополи­тических построений, фундаментальные мировоззренческие кон­цепции, новые идеи трансформации международных отношений и т.д. Например, многие государственные деятели США — Г.Кис­синджер, З.Бжезинский, М.Олбрайт — привлекли к себе внимание прежде всего своими журнальными статьями и профессорскими лекциями, а только потом были приглашены на высокие посты в администрации. Изучая журналы дипломат как бы поднимается на уровень осознания и понимания проблем лучшими профессиона­лами и экспертами страны пребывания.

Публикации научно-исследовательских центров. Информационные материалы правительственных органов. В практике работы диппредставительств иногда могут возникнуть трудности с получением информации по каким-то специальным разделам знаний. Для по­добных случаев надо иметь под рукой адреса и телефоны основ­ных научно-исследовательских центров, специализированных ин­ститутов, фондов и пр., которые ведут исследовательскую работу по интересующему спектру проблем. Как правило, их работы носят открытый характер, публикации можно приобрести за плату, за их качество не придется беспокоиться.

В большинстве стран основные правительственные информа­ционные ведомства и организации имеют свои отделы по связям с общественностью, которые готовят и бесплатно распространяют информационные материалы (вплоть до годовых отчетов) о своей работе. Сотруднику дипломатического представительства надо только взять на себя труд поехать в такой отдел и получить имею­щиеся у них материалы. Понятно, что самокритикой ведомства не занимаются, поэтому при оценке материалов следует делать соот­ветствующую поправку.

Из года в год расширяются технические возможности получе­ния информации, прежде всего по каналам системы Интернет. По мере увеличения количества соответствующего оборудования, роста числа дипломатических работников владеющих современны­ми информационными технологиями, ослабления режимных огра­ничений Интернет приобретает все большую практическую значи­мость в информационной поддержке работы диппредставительств. Все упомянутые источники информации (телевидение, радио, газеты, журналы, компьютерные каналы) можно условно отнести к категории пассивных источников, которыми следует пользоваться как данностью, но с которыми нельзя вступить в активный диало­говый контакт.

Совершенно иной характер носят посещения всевозможных публичных лекций по внешнеполитической проблематике, участие в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», митингах и т.д. Участие в подобных мероприятиях может оказаться исключи­тельно полезным с точки зрения получения информации. Перед аудиторией обычно выступает весьма сведущий эксперт по данной проблеме, более того сам характер мероприятия позволяет не огра­ничиваться заслушиванием текста лекции, а инициативно задавать любые вопросы по затронутой теме. Стоящий на кафедре или три­буне докладчик или выступающий обычно охотно откликается на интерес, проявленный к его информации, его суждениям и выво­дам. Чем больше вопросов будет поставлено, чем точнее они будут сформулированы, тем больше дополнительной информации можно будет записать себе в актив. Такого рода аудитория, как правило, состоит из заинтересованных людей и представляет собой среду, где можно завести полезные и интересные знакомст­ва. В этих случаях дипломат активно взаимодействует с носителя­ми информации и побуждает их делиться дополнительными мас­сивами данных.

Важнейшим каналом получения информации являются так на­зываемые беседы со связями. Можно без колебаний назвать эту форму работы по сбору информации самой важной, наиболее про­дуктивной и требующей наибольшей подготовки. Ей можно на­звать квинтэссенцией работы сотрудника загранпредставительства. Вот почему непременным профессиональным качеством дипломата является умение вступать в контакт и доверительные отношения с иностранцами,давать точную и объективную оценку полезности этого контакта с точки зрения государственных интересов России, развивать установившуюся связь. Связи устанавливаются во время приемов, коктейлей, других протокольных мероприятий, во время посещений официальных учреждений, на выставках, лекциях и пр. Главное состоит в том, чтобы из первичных контактов отобрать наиболее интересные, важные в политическом или профессио­нальном отношении и полезные для решения задач, стоящих перед диппредставительством. В установлении и закреплении кон­тактов большую роль играют личностные качества дипломата, его эрудированность, такт, знание языка страны пребывания. Углубле­ние контакта может идти по такой цепочке: встреча на приеме — посещение в служебном кабинете — выход в кафе — выход в бар — обед в ресторане — приглашение на домашний обед или со­вместное участие в пикниках. Каждое новое звено указанной це­почки предполагает более высокий уровень неформальности обще­ния, раскованности и гораздо больший запас времени для прове­дения целенаправленных бесед.

При организации встреч и бесед дипломатический работник располагает свободой инициативы в выборе места и формы встре­чи, заранее может продумать структуру предстоящего делового разговора, мысленно сформулировать ключевые вопросы, ответы на которые соответствуют информационным потребностям. При необходимости в беседе могут принять участие и третьи лица, чей вклад в развитие и углубление разговора будет сочтен полезным.

Чем больше полезных связей сможет завести дипломатический работник и чем выше будет уровень его контактов среди местной политической или общественной элиты, тем очевиднее будет его эффективность в решении задач диппредставительства. Живые связи остаются главным и самым важным источником получения дипломатической информации. Пассивные источники в конечном итоге могут быть доступны без особых усилий непосредственно в России. Для доступа к ним не было бы необходимости учреждать и содержать дорогостоящие зарубежные представительства.

Работая в стране пребывания, дипломатические служащие ока­зываются непосредственными свидетелями, а в особых случаях и участниками событий. В мире происходят природные катастрофы, техногенные бедствия, случаются социальные волнения, мятежи и восстания. Нередко в таких случаях выходят из строя электроснаб­жение, средства связи. Дипломатические или консульские работ­ники могут стать первичными получателями информации ибо они наблюдают непосредственно происходящие события. Именно поэ­тому ценность их информации исключительно высокая. К тому же она не вызывает сомнений в своей достоверности, ибо исходит не­посредственно от сотрудника-очевидца диппредставительства. Свидетельства очевидца не могут быть заменены ничем. Важно только не поддаваться эмоциям, не терять присутствия духа, четко и объективно фиксировать происходящее и соответствующим об­разом информировать о происходящем Министерство иностран­ных дел.

Работая с различными источниками информации, не следует забывать, что люди, отдельные кланы и даже государства для до­стижения своих политических или иных целей пользуются дезин­формацией, подтасовками, «вбросами» компрометирующих мате­риалов. Классическим примером использования дезинформации является история Лжедмитрия I (а потом и его «последователей»), порожденная врагами Русского государства в начале XVII в. Ложь о якобы чудом спасшемся сыне царя Ивана Грозного привела к серьезным волнениям в России, вылившуюся в целую эпоху «Смутного времени». Наибольшую известность по своим негатив­ным международным последствиям имели такие дезинформации, как «Завещание Петра Великого», «Эмсская депеша», спровоциро­вавшая франко-прусскую войну 1870 г., «Телеграмма Бенеша», вы­звавшая волну репрессий против командного состава в Красной Армии в 1937—1938 гг. и многие другие.

Общим для всех дезинформирующих материалов является их «сенсационность», бездоказательность при внешней достовернос­ти, отсутствие или сомнительность первоначального источника сведений. Фальшивки рассчитаны на благоприятную почву, на об­щественные или политические круги, готовые подхватить их и растиражировать в определенных интересах.

Сродни дезинформации направленная, подтасованная инфор­мация. Она становится подлинной героиней, когда где-нибудь вспыхивает военный конфликт. Обе воюющие стороны непре­менно вводят в контролируемых ими СМИ цензуру и начинают выстраивать информацию таким образом, чтобы в результате получилась искаженная, но выгодная «хозяевам» картина. Каж­дая сторона непременно героизирует свои действия и скрывает, либо минимизирует свои поражения. Для получения адекватной действительности картины следует пользоваться информацией третьих стран и тщательно сопоставлять реляции конфликтую­щих сторон.

Не меньшей конъюнктурностью отличается информация, свя­занная с внутриполитической борьбой за власть. Восхваление себя и поношение политического противника уже давно стало обыч­ным делом и даже нормой в тех странах, которые отличаются ус­тоявшимися демократическими институтами. Беззастенчиво пре­парируются статистические данные, перевираются или примитивизируются высказывания политических противников, взаимно искажаются программные установки. Карикатуризация оппонен­та — высшая цель в политической борьбе. Поэтому с информа­цией, связанной с политической борьбой, следует быть макси­мально осторожным.

Необходимо делать существенные поправки на особенности темперамента, меры самокритичности и объективности тех людей, от которых получена информация. Давно замечено, что выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока склонны преувеличивать, гиперболизировать выгодные им факты и оценки. Европейцы и американцы более сдержанны и уравновешенны, они скорее «не­досолят», чем «пересолят». Латиноамериканцы и выходцы из стран Африки нередко могут компенсировать недостаток фактов пучками эмоциональной энергии и даже вымысла. Китайцы и японцы — природные интроверты, скупые высказывания которых надо рассматривать порой в увеличительное стекло.

Сбор, классификация и анализ информации превращается в непрерывный сложный процесс, в ходе которого отсеивается все вызывающее сомнение, похожее на дезинформацию. Это своего рода искусство на уровне научного поиска. Наилучшим способом проверки достоверности информации является получение ее из различных, не связанных между собой источников. Практика как высший критерий истины, в данном случае не всегда срабатывает: чаще всего у дипслужащего нет времени и возможности на прак­тике проверить истинность той или иной информации. Диплома­тический работник по мере накопления профессионального опыта и изучения страны пребывания с большой долей надежности от­деляет зерна от плевел, правдоподобную информацию от ложной информационной шелухи.

Обработка информации

Не менее, а может быть и более важным, является этап подго­товки для направления в МИД уже обработанной, осмысленной информации. Автором ее является уже сам дипломатический ра­ботник, либо группа сотрудников диппредставительства. Эта ин­формация отливается в установленные, проверенные временем до­кладные формы. Самой простейшей из них является «Обзор печа­ти» иногда называемый «Обзором текущих событий», «Хроникой событий» и т.д. Подготовку таких документов, как правило, пору­чают начинающим дипломатическим работникам. Их задача: гра­мотно обработать получаемую диппредставительством прессу, вы­брать самые значимые по важности сообщения, составить краткие аннотации по ним. По отношению работника к составлению этого документа можно легко определить, насколько точно и правильно работник отбирает и фильтрует поток информационных сообще­ний, насколько развито у него чувство актуальности и аналитичес­кое мышление.

«Обзор печати», являющийся по существу летописью происхо­дящих событий, оказывается весьма полезными для всех, кто об­ращается в МИД России за информационной поддержкой в связи с поездками различного рода делегаций или отдельных лиц за гра­ницу. Обзоры печати подчас заполняют информационный вакуум по тем малым странам, где не существует российских дипломати­ческих или консульских учреждений.

При работе над «Обзором печати» сотрудник не дает своей оценки описываемым событиям, он ограничивается точным изло­жением их в интерпретации того или иного органа прессы. Крат­кость формулировок и емкость текста считаются главным достоин­ством «Обзора печати».

Не менее важной формой обработки полученных сведений яв­ляется «Информация». Это короткий, лаконичный документ объ­емом не более 2—3 страниц, содержащий конкретную фактологи­ческую информацию по какому-либо частному вопросу. Темой для одной отдельной «Информации» может быть съезд влиятельной политической партии, изложение какого-либо важного закона, су­щественно меняющего политическую, экономическую или соци­альную обстановку в стране, какое-либо происшествие, получив­шее международное звучание, и т.д. В «Информации» обычно не содержится элементов глубокого анализа и долгосрочного прогно­за. Она предназначена для оперативного использования в отделах, управлениях и департаментах Министерства иностранных дел. По­стоянно накапливаясь, такие «информации» создают хорошее досье по страноведческой проблематике.

Более крупным по объему (3—5 стр.) и содержанию докумен­том является «Справка». В ней освещается широкоформатная тема, например, внешняя торговля страны пребывания за год, или пол­года, вопросы состояния отношений страны пребывания с третьи­ми странами, участие страны пребывания в работе международных организаций и т.п. В любом случае речь идет не об отдельном частном вопросе или событии, а о проблеме более широкого плана и ее развитии на протяжении длительного отрезка времени. В большинстве случаев справки пишутся на такие темы, которые на­прямую не затрагивают интересы России и не касаются двусторон­них отношений. Они также служат для накопления страно­ведческого материала, банков данных для соответствующей анали­тической работы в будущем в диппредставительстве или в подраз­делениях Министерства иностранных дел.

В табели о рангах более высокое место, чем справка, хотя по своим размерам может и не превышать ее, занимает «Информаци­онное письмо». Для информационного письма характерным являет­ся то, что оно касается крупных внутриполитических или внешне­политических проблем страны пребывания. Если в стране прошли, например, парламентские выборы, или тем более выборы главы государства, то для освещения их хода и результатов вполне по­дойдет форма информационного письма. Рождение новой полити­ческой партии или движения, равно как и поражения и распад старых традиционных политических институтов — хороший повод для очередного «информационного письма» в Центр.

В этом документе вполне уместны не только краткий анализ освещаемой проблемы, но и прогнозные оценки. Информацион­ные письма попадают в поле зрения руководителей управлений и департаментов, могут быть доложены руководству министерства. К ним может быть проявлен интерес со стороны структур исполни­тельной власти и законодателей особенно, если со страной пребы­вания налажено стабильное сотрудничество по их линии.

Важнейшей разновидностью информационного письма являет­ся «Политическое письмо». В течение года у посольства может воз­никнуть необходимость проинформировать Министерство ино­странных дел, Правительство Российской Федерации или Прези­дента страны о какой-либо назревшей или внезапно возникшей крупной проблеме, которая непосредственно затрагивает интересы России, двусторонние отношения со страной пребывания. Авто­ром политического письма чаще всего является глава дипломати­ческого представительства, хотя он может поручить написать его текст одному из старших дипломатов или даже группе дипломатов.

В политическом письме не только излагается суть происшед­ших или происходящих событий, анализируются их причины, вы­сказываются соображения относительно вероятного развития их в будущем, но и формулируются рекомендации, какие шаги надле­жит предпринять российским властям для защиты интересов наших граждан, организаций или государства в целом. Например, если власти страны пребывания неоднократно допускают недруже­ственные акты (захват, например, российских судов под надуман­ными предлогами, аресты имущества, принадлежащего россий­ским гражданам или организациям, препятствия для консульского и дипломатического персонала), то возникает вопрос о соответствующей реакции, уровень и формат которой может стать темой «политического письма».

И наоборот, если общий фон двусторонних отношений харак­теризуется благожелательностью, диппредставительство в полити­ческом письме может выдвинуть предложение об обмене визитами на уровне министров, руководителей правительства или глав госу­дарств, равно как и о проведении других акций, способствующих закреплению позитивной тенденции.

«Годовой отчет посольства» (представительства) — главный ин­формационный документ. Объем годового отчета может варьиро­ваться в зависимости от мирового статуса страны пребывания и интенсивности отношений с ней Российской Федерации от 20 до 40 страниц.

Составляется он один раз в году (как правило в январе, по ито­гам предыдущего года) и направляется за подписью руководителя диппредставительства в адрес руководства Министерства ино­странных дел. В составлении годового отчета принимает участие практически весь дипломатический состав, так как документ отра­жает полный спектр событий, имевших место в стране пребывания и в отношениях с ней Российской Федерации. В отчете как прави­ло дается оценка внутриполитического положения, тенденций ее развития, краткая характеристика политических сил и их лидеров. Содержится тезис степени прочности и устойчивости существую­щей власти, правительства. Важным компонентом является раздел о социально-экономическом положении в стране пребывания с выявлением тенденций развития и прогнозом на обозримое время. Значительное место занимает раздел о внешней политике, состав­ной частью которого являются двусторонние отношения между Россией и страной пребывания.

Правдиво составленный отчет является базовым документом, позволяющим ставить вопрос о внесении тех или иных коррек­тив во внешнеполитическую линию России в отношении данной страны.

В практике дипломатической работы возникает необходимость вести записи бесед. Сотрудник диппредставительства часто может оказаться в положении переводчика на беседе высокопоставлен­ных лиц и на него ложится обязанность составить запись беседы. Достаточно часто возникают ситуации, при которых сотрудник по­сольства или центрального аппарата МИД должен сам записать свою беседу с иностранцем, ибо она происходила с глазу на глаз. Иногда, когда переговоры ведутся между делегациями, дипломати­ческий работник может получить задачу ведения записи — как его основной обязанности.

Главным требованием к записи деловой беседы является уме­ние точно изложить основное содержание разговора, выделить квинтэссенцию разговора, сформулировать позиции собеседников, их аргументацию, логику рассуждений. Можно усилить запись, если соответсвующим сюжетом удастся показать эмоциональное состояние партнера, его реакцию на ваши замечания. Особое внимание в записи беседы следует уделить точке зрения и высказыва­ниям собеседника.

В практике встречаются две типовые ошибки при записи бесед:

— первая, когда чересчур подробно записываются несущест­венные моменты (приветствия, комплименты и т.д.);

— вторая, когда слишком много внимания уделяется изложе­нию своей собственной позиции.

Опыт показывает, что в такого рода документе достаточно ука­зать: «В записи изложил точку зрения в соответствии с имеющи­мися указаниями или директивами».

В то же время в конце записи необходимо точно указать, по каким позициям достигнута договоренность, а по каким нет, какие обязательства взяли на себя стороны на будущее. По ходу беседы можно делать короткие пометки, особенно касающиеся цифр, имен, дат, составляющих иной раз несущую конструкцию беседы.

Запись беседы рекомендуется делать по горячим следам, пока в памяти свежи все обстоятельства и детали беседы. Стиль записи бе­седы должен быть деловой, спокойный, без злоупотребления прилага­тельными и эпитетами.Прямые закавыченные высказывания собе­седника допускаются в очень ограниченном количестве и только в тех случаях, когда в них заключена основная мысль партнера.

В работе диппредставительств иногда возникают потребности в составлении политических портретов (характеристик) на видных государственных и общественных деятелей страны пребывания. Особый спрос на характеристики возникает, когда ожидается при­езд высокопоставленной делегации из страны пребывания в Рос­сию или наоборот, когда планируется визит российской делега­ции в страну пребывания. Работа над составлением характерис­тик носит перманентный характер в силу постепенной смены поколений политических деятелей, замены одной правительст­венной команды другой по причине проигрыша или выигрыша на выборах и т.д.

Кроме биографических сведений на интересующее лицо в по­литической характеристике должны присутствовать в первую оче­редь мировоззренческие позиции, политические взгляды и цен­ностные ориентации фигуранта, роль, место и влияние в полити­ческом истэблишменте страны, сильные и уязвимые стороны его как политического или государственного деятеля, особенности ха­рактера. Если у объекта политической характеристики имеются печатные труды, они должны быть отмечены с кратким изложени­ем их содержания.

Желательно отразить личностные особенности и склонности человека: его религиозные взгляды, семейное положение, увлече­ния (хобби) и даже вредные привычки, если таковые имеются, со­стояние здоровья, тип характера. Все это окажется полезным для правильной организации работы с этим человеком. Разумеется все сведения должны быть абсолютно достоверными — любая ошибка в таком документе может обернуться неприятными последствиями.

Все перечисленные виды информационной продукции носят сложившийся исторический характер. Они исполняются на тради­ционных бумажных носителях и доставляются из зарубежных диппредставительств в МИД дипломатическими курьерами в специ­альных дипломатических вализах.

Не менее важными для информационной работы диппредста­вительства являются каналы доставки информации. За последние десятилетия в связи с бурным развитием коммуникационных тех­нологий и техники обработки информации, в том числе ее шиф­рования, прочное место заняли шифртелеграммы. Эта форма связи привлекательна тем, что при абсолютной гарантии секретности, она обеспечивает доставку информации в кратчайшие сроки. Кроме того, ее пересылка обходится значительно дешевле, чем при курьерской связи.

К шифрпереписке допускаются только приобретшие опреде­ленный опыт дипломатические работники в зависимости от значи­мости тех полномочий, которыми они облечены, и вопросов, ко­торыми они занимаются в соответствии с распределением долж­ностных обязанностей в загранпредставительстве. Составителем шифртелеграмм может быть любой допущенный к шифререписке дипломатический работник, но подписывает готовый текст либо глава дипломатического представительства, либо лицо официально его заменяющее. Текст телеграммы составляется от руки в соответ­ствующей рабочей тетради. В интересах безопасности и сохране­ния нужной конфиденциальности такого рода телеграммы пишут­ся в специально для этого отведенных помещениях. В них же про­изводится ознакомление с шифртелеграммами, пришедшими из Центра.

Адресатом шифртелеграмм является руководство МИД России, по решению которого текст телеграммы может быть размножен и разослан (по утвержденным спискам) лицам, возглавляющим веду­щие правительственные структуры. В силу этого к содержанию шифртелеграмм предъявляются повышенные требования, глав­ным из которых является важность и значимость затронутых проблем. Высокая плотность информации, краткость изложения и ясность языка должны носить истинно телеграфный характер. Тщательно выверяются цифры, имена, названия организации. Аббревиатуры должны быть расшифрованы, когда они впервые встречаются в тексте. Если тема затрагивается не в первый раз, то следует сослаться на номера телеграмм, в которых ранее говори­лось об этом же.

Целесообразно в одной телеграмме затрагивать и развивать только одну информационную тему. Информация должна быть «моноблочной». Только в таком случае она может быть легко и правильно введена в автоматизированные банки данных любого ведомства с целью длительного хранения и использования. В шифртелеграммах не принято указывать точный источник инфор­мации. Делается это в интересах безопасности. Достаточно ука­зать: «По сведениям из достоверного источника...» или, наоборот, указать: «По данным, впервые попавшим к нам и требующим до­полнительной проверки...»

В ряде посольств Российской Федерации в крупных государст­вах установлены прямые узлы зашифрованной телефонной связи с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Этот канал используется для сверхэкстренного сообщения в Центр не терпящей отлагательства информации и получения соответствую­щих указаний. К сеансам такой связи следует тщательно готовить­ся: заранее обдумать все, требующие постановки вопросы, запас­тись информацией, на случай непредвиденных запросов со сторо­ны Центра, четко отработать свою позицию по возникшей ситуа­ции.

Аналитическая работа в загранпредставительствах носит подчи­ненный характер по отношению к сбору и обработке текущей ин­формации. Это объясняется тем, что в загранпредставительствах нет возможности накапливать и длительное время хранить боль­шие массивы информации, являющиеся непременным условием для плодотворной аналитической работы. Коллектив дипломати­ческих учреждений как правило невелик. Времени для длительной, кропотливой работы мало. Тем не менее аналитическая работа не­смотря на ограниченные возможности постоянно ведется, никто кроме диппредставительства аккредитованного в данной стране не сможет выработать целостной концептуальной модели страны. В периоды, предшествующие визитам на высоком уровне, при со­ставлении годовых отчетов, при подготовке политических писем аналитическая работа переживает особые подъемы. Ее важность особенно заметна при ведении длительных международных пере­говоров на двусторонней или многосторонней основе. В этих усло­виях после каждого рабочего переговорного дня руководитель де­легации вместе со своими помощниками проводит анализ промеж­уточных результатов переговоров.

Как правило применяется методика «мозгового штурма», что позволяет в короткий промежуток времени получить профессио­нально высококачественный анализ ситуации, грамотно сформу­лировать позицию и оценить соответствующим образом сложив­шуюся в ходе переговоров ситуацию, наметить путь собственных дальнейших действий. К концу такого аналитического штурма его результаты излагаются в шифртелеграмме в Центр. В конце де­пеши как правило указывается: «Если к 10.00 утра следующего дня из Центра не поступит никаких указаний, мы будем действовать таким образом, о котором сообщили выше».

«Мозговые штурмы» чаще всего проводятся в периоды визитов высокопоставленных делегаций, по итогам или в ходе сессий Ге­неральной Ассамблеи ООН, других значительных событий.

Информационная работа дипломатических представительств не исчерпывается только сбором и направлением в Центр нужной и важной информации. Есть и другое ее измерение, которое можно назвать информационно-разъяснительной работой в стране пребы­вания.

За рубежом сохраняется высокий уровень интереса к России, поэтому для поднятия авторитета нашей страны и расширения круга ее друзей, улучшения атмосферы отношений между Россией и страной пребывания важно правильно построить информацион­но-разъяснительную работу. Для этого, прежде всего, необходимо иметь надежные каналы получения информации об обстановке на Родине, причем не только официальные, но и инициативные. Какое бы то ни было жесткое ограничение информационного обеспечения дипломатической работы неуместно. Спутниковое те­левидение, радиопередачи, печатная продукция, встречи с предста­вителями и даже друзьями из Москвы будут хорошим дополнени­ем к тем ориентировкам, которые поступают из Министерства иностранных дел.

Дипломатические работники, опираясь на полученную инфор­мацию, доносят до общественности страны пребывания достовер­ную и нужную информацию о жизни нашей страны, целях и осо­бенностях ее внешней и внутренней политики. Для этого исполь­зуются многочисленные приемы, завтраки, обеды, коктейли и иные протокольные мероприятия. Специально организуются для этого всевозможные брифинги и пресс-конференции. Нередко по­слам и старшим дипломатам предоставляется возможность высту­пить по каналам местного радио и телевидения. Эти и многие дру­гие формы информационно-разъяснительной работы содействуют расширению деловых контактов, пополняют ряды друзей и сто­ронников, резко увеличивают возможности для получения нужной Отечеству информации.

Итак, значимость работы дипломатических структур по сбору, обработке и использованию информации международного характе­ра трудно переоценить. Причем не только с точки зрения функци­онирования самого внешнеполитического ведомства, но проекти­рования международных связей России в целом. Информацион­ные характеристики дипломатической службы определяют эффек­тивность и действенность международной деятельности государст­ва, статус, роль и место МИД в системе государственного управле­ния. Зависят они от многих факторов, но прежде всего от профес­сионализма дипломатических служащих, их ответственности и творческого отношения к делу.

И еще: анализ имеющихся в посольствах в других представи­тельствах российских ведомств в стране пребывания, директивных источников планирования и внутриведомственных нормативных материалов показывает, что значительная часть информационно-справочных и отчетных материалов направляется в Центр с опре­деленной периодичностью в течение каждого года.

Основываясь на этой закономерности, в целях совершенство­вания планирования и контроля за исполнением заданий и пору­чений Центра в посольстве рекомендуется иметь стандарт-план подготовки и направления в Центр информационных, отчетных и иных материалов. Стандарт-план, как свидетельствует опыт, зна­чительно систематизирует и облегчает работу диппредставительства. План обязательно должен содержать следующие разделы: еже­годные отчетные документы; организационно-распорядительные документы (планы, положения о работе и т.п.); информационные материалы (политписьма, справки, информации, записи бесед, об­зоры прессы и др.); консульские документы; бухгалтерские и хо­зяйственные документы; типовые материалы, направляемые в Центр по линии других российских учреждений. План должен со­держать не только наименования основных документов с указани­ем директивных сроков их направления в Центр, но и ответствен­ных лиц за их подготовку.

Стандарт-план должен быть органически увязанным со всеми с инициативными источниками планирования работы, прежде всего с личными творческими планами служащих. Такого рода планы должны составляться по единой форме и при участии руководите­лей посольства. Это позволяет ориентировать личные творческие планы на решение главных задач диппредставительства, на изуче­ние и подготовку информационно-справочных материалов не по второстепенным, а прежде всего по наиболее актуальным, «горя­чим» проблемам.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и развернутую характеристику понятия «ин­формация».

2. Какие формы информационно-аналитических документов ис­пользуются в дипломатической практике?

3. Каким требованиям должны отвечать информационные мате­риалы дипломатического характера?

4. Какие источники дипломатической информации Вы можете на­звать?

5. Какие каналы передачи информации диппредставительством из страны пребывания в Центр вы можете назвать?

Литература

1. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194—212.

2. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по кон­сульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 213-251.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 1033.

4. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г. № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

5. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. № 1180// Собрание законодательства РФ 2000 № 01. Ст. 101.

6. Положение о консульском учреждении Российской Федерации Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г. № 1330 // Сборник материалов по консульским вопросам. До­кументы и нормативные акты. Том II. С. 5—10.

7. Артемов В.Л. Опыт политического анализа содержания прессы М., 2000.

8. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М, 1996.

9. Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977.

10. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

Глава 5.2.

Наши рекомендации