Деятельность высших органов власти и управления БССР
В послевоенный период главной задачей, стоящей перед руководством БССР, было восстановление разрушенного войной народного хозяйства республики, а также завершение строительства социализма. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., разработанный на основе общесоюзного пятилетнего плана. 26 марта 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР Совет Народных Комиссаров БССР был преобразован в Совет Министров БССР. Народные комиссариаты преобразовывались в министерства. В феврале 1947 г. состоялись выборы в Верховный Совет БССР. Были сформированы постоянные комиссии, утверждены Указы Президиума Верховного Совета, избран новый Президиум, образовано правительство республики и Верховный суд, создана Редакционная комиссия для внесения изменений и дополнений в Конституцию БССР.
Президиум Верховного Совета БССР постепенно активизирует свою деятельность, особенно после ХХ съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина. Он руководит организационно-массовой работой местных Советов, утверждает положения о выборах, принимает указы о порядке проведения выборов, решает вопросы административно-территориального деления в республике, ратифицирует международные договоры, решает международно-правовые вопросы, осуществляет нормотворческую деятельность. Так, 25 декабря 1951 г. он принимает указ "О государственном флаге БССР", а 24 сентября 1955 г. — указ "О государственном гимне БССР".
В 1957 г. в связи с принятием общесоюзных законов были внесены изменения в ст.13 Конституции БССР. В ведение республики вошло установление областного деления БССР, руководство дорожным строительством, транспортом и предприятиями связи республиканского значения, а также принятие законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, гражданского и уголовного законодательства. Кроме того, ликвидируется мелочная опека над республиками по вопросам государственного планирования и финансирования и в деле регулирования республиканских бюджетных средств, а также изменена практика планирования в области сельскохозяйственного производства. В 1954-1956 гг. в ведение республики передается несколько тысяч предприятий тяжелой и легкой промышленности, автомобильного транспорта, связи, речного флота, лесной промышленности, строительных организаций и др.
В 1957 г. на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» была осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством в СССР. Вместо системы министерств, организованных по отраслевому принципу, для руководства народным хозяйством была создана система совнархозов, построенных по территориальному принципу. Совнархоз БССР являлся коллегиальным органом, а его структурные подразделения (управления и отделы) разрешали все вопросы на основе единоначалия. Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономического района, однако со временем было признано, что такая система не соответствует возросшим потребностям СССР. Поэтому законом СССР от 2 октября 1965 г. и одноименными законами республик совнархозы были упразднены и на их основе были созданы соответствующие отраслевые министерства и ведомства.
Постепенно возрастает активность Верховного Совета БССР в законотворческой деятельности. Так, с 1959 по 1967 г. им было принято 124 законодательных акта. Причем если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума ВС БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, о введении в действие кодексов и др.
В этот период Президиум ВС БССРпроводит большую работу по упорядочению административно-территориального устройства республики, организации выборов советов депутатов трудящихся и народных судов, толкованию действующего законодательства, ратификации международных актов. Так, с 1959 по 1975 гг. им было ратифицировано более 30 международных соглашений, договоров и конвенций.
Развитие права
В послевоенный период право БССР развивалось в русло общей политики Союза ССР и тех хозяйственно-политических задач, на которые нацеливала Коммунистическая партия. В связи с этим весьма характерными нормативными актами, отражающими суть данного этапа развития государства, являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также постановления ЦК КПСС, ВЦСПС и Совета Министров СССР. Они принимались не только в связи с решением общесоюзных вопросов, но и непосредственно касались деятельности республик. Например, по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 февраля 1957 г. «О мерах подъема сельского хозяйства Белорусской ССР» были списаны долги белорусских колхозов государству, повышены заготовительные и закупочные цены на картофель и др. В целом законодательство БССР этого периода развивалось в основном по трем направлениям: 1) на территории БССР действовали общесоюзные нормативные акты; 2) в связи с определенным разграничением компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства Союзом ССР принимались Основы законодательства, устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслей права, а согласно этим законам союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы; 3) республикой в сфере своей компетенции принимались собственные нормативные акты. Если в 1950-е годы, законодательная деятельность Белорусской ССР была направлена на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, то в последующие годы - на дальнейшее развитие хозяйственного и культурного строительства. В целом руководством народнохозяйственной жизнью в СССР ведал ЦК КПСС.
Ряд изменений произошел в гражданском законодательстве. После отмены в 1947 г. карточной системы расширяется сфера применения договора розничной купли-продажи, расширяются права граждан БССР и в области других гражданских правоотношении, например, в области жилищного найма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» гражданам СССР была предоставлена возможность приобретать на правах личной собственности (купить или построить) дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти. Законодательством БССР регламентируется порядок выделения и размеры земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. В сентябре 1953 г. запрещается административное выселение граждан из ведомственных домов. В 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик - первая общесоюзная кодификация норм советского гражданского права. В связи с этим республики начали разработку проектов новых гражданских кодексов.
В БССР новый Гражданский кодекс был утвержден Верховным Советом 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 января 1965 г. Воспроизведя почти полностью систему и нормы Основ, ГК БССР в пределах своей компетенции, конкретизировал регламентацию гражданско-правовых отношений. В общие положения, в частности, были включены правила о прекращении деятельности юридических лиц, об условных сделках, доверенности и др., а также содержались нормы, не предусмотренные Основами: договоры мены, дарения, хранения, безвозмездного пользования имуществом, поручения, отчуждения жилого дома с условием пожизненного содержания владельца и т.д. ГК БССР состоял из 8 разделов и 43 глав, в которых рассматривались: право собственности, обязательственное право, авторское право, право на открытие, право на изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, наследственное право, правоспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений. В ГК были определены содержание и объекты каждой из форм социалистической собственности, главной среди которых являлась государственная собственность. Правовое регулирование отношений личной собственности было направлено на недопущение ее перерастания в частную собственность. Правовое регулирование отношений юридических лиц шло в направлении укрепления плановой и договорной дисциплины, а также в повышении значения хозрасчета. ГК содержал отсутствующие в кодексе 1923 г. главы о договорах поставки, подряда на капитальное строительство, государственных закупок сельскохозяйственной продукции, перевозок, о кредитно-расчетных отношениях организаций и др.
В последующем в связи с определенным экономическим развитием государства ряд институтов гражданского права с течением времени подвергся изменениям и дополнениям. Так, Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, принятое Советом Министров СССР 4 октября 1965 г., расширило права юридических лиц, в частности, в области оперативного управления имуществом. Некоторое усиление экономических методов хозяйствования повысило роль хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон и сопровождалось усилением средств, обеспечивающих выполнение основанных на договоре обязательств, в том числе и гражданско-правовой ответственности предприятий и организаций. Начиная с 1967 г., принимается ряд нормативных актов, предусматривающих увеличение размеров неустоек за невыполнение или ненадлежащее выполнение плановых и планово-договорных обязательств. Арбитражу предоставляется право при грубом нарушении условий договора повышать размер имущественной ответственности до 50%, передавая эту часть взысканний в доход СССР. В этот период обновляется законодательство, регулирующее отношения купли-продажи товаров в кредит. 1 июля 1966 г. в республике утверждается новый примерный Устав жилищностроительного кооператива, способствующий дальнейшему развитию кооперативно-жилищного строительства и т.д.
7 июня 1950 г. СМ БССР утвердил новое Положение о Государственном нотариате, в котором регулировался порядок организации нотариальных контор, определялись функции и общие правила их деятельности, давался подробный перечень нотариальных действий и порядок их совершения. Сеть нотариальных контор в республике с 1954 г. утверждалась Министерством юстиции БССР. В 1956 г. было принято новое Положение о нотариате.
11 июня 1964 г. Верховный Совет республики принял закон «Об утверждении Гражданского процессуального кодекса БССР». Новый ГПК состоял из двух частей, шести разделов, разделенных на 32 главы. В первой части кодекса, состоящей из двух разделов, были помещены нормы, касающиеся основных положений и принципов советского процессуального права, состава судов, подведомственности споров, доказательств, судебных расходов, процессуальных сроков, судебных извещений, вызовов и штрафов. В остальных разделах регламентированы порядок производства дел в суде первой инстанции, в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также порядок исполнения судебных решений. В отличие от предыдущего ГПК в новом кодексе более четко разграничивались права и обязанности лиц, участвующих в процессе, регламентировался новый процессуальный порядок разрешения ряда вопросов, упрощался порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам и др. Вступление в силу ГК и ГПК вызвало необходимость принятия в 1967 г. нового Положения о Государственном нотариате БССР. В 1974 г. СМ БССР утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров БССР и Положение о Госарбитраже при исполкоме областного Совета депутатов трудящихся. После принятия закона СССР о деятельности нотариата в БССР был принят новый закон «О государственном нотариате» (введен в действие с 1.10.1974 г.), в связи с чем были внесены изменения в ГПК БССР.
В этот период несколько изменяется и земельное законодательство. В 1965 г. Совмин БССР на основании общесоюзного закона принял постановление, устраняющее необоснованные ограничения личного подсобного хозяйства, согласно которому семье рабочих, служащих и других граждан, не членам колхоза, проживающих в сельской местности, были установлены дифференцированные (от 0,15 до 0,4 га) размеры приусадебных участков. 24 декабря 1970 г. принимается новый Земельный кодекс БССР.
Уголовное законодательство данного периода основывалось на общесоюзных нормативных актах. 26 мая 1947 г. Указом Президиума ВС СССР отменялась смертная казнь, а в качестве высшей меры наказания предусматривалось заключение в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет. Однако 12 января 1950 г. смертная казнь была вновь введна в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 г. применение смертной казни было распространено на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. В последующие годы расширяется круг деяний, за которые следует в качестве меры наказания применение смертной казни. В 1950-е годы в СССР наметилась тенденция сужения сферы уголовной ответственности. Так, в 1955 г. была отменена уголовная ответственность граждан за самовольный проезд в товарных поездах, а руководителей предприятий и организаций за продажу, обмен и отпуск на сторону оборудования и материалов, в 1956 г. - за самовольный уход рабочих и служащих с предприятия и учреждения и за прогул без уважительной причины.
Значительным шагом в направлении демократизации уголовной политики и уголовного законодательства стало принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В частности, это проявилось в отказе от применения уголовного закона по аналогии, в переходе советского уголовного права к принципу «нет преступления без указания о том в законе». В Основах 1958 г. получил развитие принцип гуманизма, примером тому явилось снижение максимального срока лишения свободы (по общему правилу – до 10 лет, а в исключительных случаях — до 15), повышение возраста, с которого была возможна уголовная ответственность, расширение применения условно-досрочного освобождения от наказания и др. Принятый ВС БССР 29 декабря 1960 г. и введенный в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс республики состоял из Общей и Особенной частей. Общая часть включала положения Основ уголовного законодательства и содержала такие понятия, как преступление, соучастие, устанавливала возраст уголовной ответственности, сферы уголовной ответственности и ограничения применения наказания. В Общую часть входила глава, которая раскрывала новые положения о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера. УК БССР предусматривал возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если ко времени рассмотрения дела в суде совершенное виновным деяние потеряло характер общественно-опасного или он сам перестал быть общественно-опасным, а также в случае, когда виновный своим безупречным поведением и честным отношением к труду ко времени рассмотрения дела в суде не мог быть признан общественно-опасным. УК БССР 1960 г. предусматривал следующие виды наказания: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) общественное порицание; 9) направление в дисциплинарный батальон военнослужащих срочной службы; 10) конфискация имущества; 11) лишение воинского или специального звания.
В виде временной исключительной меры наказания регламентировалось применение смертной казни. С 25 до 15 лет сокращался срок лишения свободы, с 10 до 5 лет — максимальный срок ссылки. Уменьшался с 25 до 20% размер удержания из заработка при назначении исправительных работ. Был конкретизирован институт условного осуждения с испытательным сроком в 5 лет (вместо 10 лет по УК БССР 1928 г.). Впервые в Уголовном кодексе было дано понятие особо опасного рецидивиста и оговорено, что к таковым не может быть применено условно-досрочное освобождение и амнистия. Особенная часть содержала главы, посвященные видам преступлений: 1) государственные преступления; 2) преступления против социалистической собственности; 3) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 4) преступления против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан; 5) преступления против личной собственности граждан; 6) хозяйственные преступления; 7) должностные преступления; 8) преступления против правосудия; 9) преступления против порядка управления; 10) преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения; 11) воинские преступления. В сравнении с УК БССР 1928 г. была существенно перестроена система Особенной части. Так, имущественные преступления были разделены на преступные деяния против социалистической собственности и против личной собственности, появились новые главы о преступлениях против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан, против правосудия и др. Из УК БССР исключены ряд составов преступлений (дискредитирование власти, провокация взятки, принуждение к аборту, нарушение правил торговли), ряд деяний признавался преступлениями в случае их совершения после применения мер общественного, дисциплинарного или административного воздействия (например, самогоноварение), сужался ряд составов преступлений (например, выпуск недоброкачественной продукции признавался преступлением лишь в случае неоднократности или крупных размеров). В УК БССР была отменена уголовная ответственность за ряд деяний, считавшихся преступными по УК 1928 г., например, переплавка государственной разменной металлической монеты в слитки (ст. 851), уклонение от установленного законом персонального учета инженеров, техников, агрономов и иных специалистов народного хозяйства (ст. 102), нарушение установленных правил о производстве фотографических, кинематографических и других съемок (ст. 1083), взимание квартирной платы выше установленного органами власти размера (ст. 142), дискредитирование власти (ст. 212), понуждение женщины к производству аборта (ст. 2171), кража электрической энергии (ст. 244), ростовщичество (ст. 259).
УК БССР 1960 г. содержал нормы, не отвечавшие требованиям общепризнанных принципов международного права в области охраны прав человека. Например, нарушение паспортных правил (ст. 194), систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 204), частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество (ст. 150). Существенно ограничивала духовную свободу личности норма об ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 67), масштабы репрессии по которой в СССР были значительными.
За продолжительный период своего действия УК 1960 г. подвергался существенным изменениям и дополнениям, вызванным в первую очередь обнаружившимися пробелами в уголовном законе. Так, в 1973-1975 гг. устанавливается уголовная ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, угон воздушного судна, за действия, способствующие наркомании, повышается ответственность за изготовление и сбыт крепких спиртных напитков и др. Особенно интенсивными стали изменения с 1990 г.
Развитие уголовно-процессуального законодательства данного периода шло в направлении ликвидации тех негативных явлений в деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, которые имели место в 1930-40-е годы. С ликвидацией в 1953 г. Особого совещания при МВД СССР как неконституционного органа правосудия был восстановлен принцип осуществления правосудия только судом. Постепенно устранялась чрезмерная централизация судебного надзора, были отменены отменялись процессуальные нормы, ограничивающие право обвиняемого на защиту, расширялись права прокурорского надзора и др. В контексте этого важное значение имело «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Президиумом ВС СССР 24 мая 1955 г., определившее в числе важнейших задач прокуратуры надзор за соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений, а также надзор за вынесением судебными органами законных и обоснованных приговоров, определений и постановлений. После принятия 25 декабря 1958 г. «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» был разработан и принят в БССР новый Уголовно-процессуальный кодекс республики, который вступил в действие с 1 апреля 1961 г. Воспроизводя положения Основ уголовного судопроизводства, развивая и конкретизируя их, УПК БССР значительно расширил права участников процесса, уделил внимание вовлечению общественности в работу по борьбе с преступностью, профилактике преступной деятельности. В УПК был закреплен принцип осуществления правосудия по уголовным делам только судом. Никто не мог быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда. В законе говорилось о презумпции невиновности, соблюдении законности и установлении истины по каждому уголовному делу. В связи с этим суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны были принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие, как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. Закреплялись также важнейшие принципы уголовного процесса: осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, обязательное участие в судебном разбирательстве народных заседателей и коллегиальное рассмотрение дел, независимость судей и подчинение их только закону, ведение судопроизводства на национальном языке или языке большинства местного населения, гласность судебного разбирательства, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др.
В рассматриваемый период был принят ряд других важных нормативных актов, которые в связи с очередным этапом развития советского государства также претерпевали определенные изменения. Так, в 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР утвердили новый примерный Устав колхозов, в 1969 г. Верховный Совет БССР утвердил новый Кодекс о браке и семье (КоБС), в 1972 г. — новый КЗоТ БССР, в 1971г. — Исправительно-трудовой кодекс БССР, а в 1984 г. — первый Кодекс об административных правонарушениях БССР и т.д. Все законодательные акты принимались в соответствии с общесоюзными Основами законодательства. С течением времени они подвергались изменениям.
Значимым событием в конце 1970 гг. сталопринятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Основной причиной принятия КПСС объявляла построение в СССР развитого социализма. Преамбула Конституции БССР содержала положение, не соответствующее исторической действительности, т.к. в ней говорилось, что белорусы «с помощью русского пролетариата впервые в истории обрели свою государственность, образовав БССР», хотя широко известно, что белорусская государственность ведет свое начало с далекой древности. В преамбуле говорилось также, как о реальном факте, о построении развитого социалистического общества в СССР и формировании новой исторической общности людей - советского народа. Хотя в сравнении с предыдущими конституциями Конституция БССР 1978 г. была более объемной и содержательной включала (172 статьи, разделенные на 10 разделов и 19 глав), однако существенных новаций она не содержала. По-прежнему говорилось о руководящей и направляющей роли КПСС, о социалистической собственности на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной, декларировались права граждан, в том числе новое право на жилище, хотя в целом закон прежде всего был направлен на защиту государственных интересов. В последующем в связи с этапом перестройки и прекращением существования Союза ССР, в Конституцию БССР 1978 г. был внесен целый ряд существенных изменений.
ГЛАВА 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНЦЕ ХХ СТ.