Реалистические традиции в совремнной прозе
Виктор Астафьев (1924-2001г.)
Творчество Виктора Петровича Астафьева литературоведы связывают с продолжением неоклассической линии в русской литературе. Обращаясь к социальным, этическим проблемам жизни, он исходит из традиции русской литературы, обращённой к духовно – нравственным основам.
Утратой вековечной связи человека с землёй Астафьев объясняет дефицит духовности в современной жизни, поэтому художественный мир В.Астафьева трагедиен, так как он считает порушенными охранительные основы жизни. В одном из интервью он сказал: «На нас, на человечество, надвинулась огромная трагедия. Мы, переселившиеся в город, не обрели городской морали, но потеряли деревенскую…».
Взывая к совести людской, Астафьев живописует жизнь с такой силой, чтобы читатель мог прочувствовать импульсы самой жизни. В картинах, созданных автором, часто применяется приём контраста, когда тёмные тона помагают выявить светлое начало в жизни. Писателя нельзя обвинить в натурализме, хотя мир предстаёт в его произведениях ощутимым до осязательности. Пластика языка в произведениях В.Астафьва поразительна, читатель становится буквально участником разворачивающихся событий. Характерной чертой прозы В.Астафьева является то, что автор – повествователь не прячется за героями, а является равновеликим им, открыто выражая свою позицию. Для его произведений характерны исповедальность и проведничество.
Творчество
Виктор Петрович Астафьев принадлежит к поколению, юность которго была обожжена войной. Писатель родился в 1924 году в крестьянской семье Овсянка (недалеко от Красноярска). В детстве ему пришлось пережить участь семей «спецпереселенцев». Отец Петр Павлович Астафьев попал в тюрьму с формулировкой «вредительство»; мать, Лидия Ильинична, погибла (утонула во время поездки к мужу). Воспитанием его занималась бабушка Екатерина Петровна Потылицына. Отец после освобождения женился вторично и, мальчик брошенный мачехой, оказался на улице, а потом в детском доме. Окончив школу – интернат, Виктор едет в Красноярск и поступает в ФЗО. Он писал: «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал, они сами меня выбрали». Позже работает составителем поездов на станции Базаниха.
В годы Великой Отечественной войны Астафьев был на фронте, участвовал в форсировани Днепра, получил тяжелейшее ранение. После ранения демобилизовался. Осенью 45 года вместе с женой Марией Семёновной Корякиной едет в город Чусовая. На станции Чусовая (Пермская область) он работал подсобным рабочим. Первым его произведением стала написанная в 1959 году повесть «Перевал», героем которой стал сибирский мальчик-сирота Илька. После окончания Высших литературных курсов (1959) В.Астафьев много печатается. Он автор произведений о войне: «Звездопад» (1962), « Где – то гремит война» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Прокляты и убиты» (1994), « Весёлый солдат».
Чаще всего героями его произведений становятся жители деревни, например, «Последний поклон» (1975).
В романе «Царь – рыба», состоящем из отдельных новелл, Астафьев поведал о Сибири, о характерах, взращённых этой суровой и прекрасной землёй. Эти природно сильные люди с мощным инстинктом к жизни, наделённые совестливостью, чуткостью сердца нередко противопоставлены автором людям города с их философией индивидуализма. (Аким и Гога Герцев). Идея глубокой связи, существующей между экологией природы и экологией духа, звучит в центральной новелле, давшей название роману. Царь – рыба попадается бывалому рыбаку. И в поединке между огромной рыбой, превосходящей человека своим мощным инстинктом жизни, у человека возникает вопрос: а имеет ли человек право властвовать над силами природы? И сам герой, измученный борьбой, обозревая разом прожитую жизнь, отдаёт себе отчёт в том, что жил не по совести, не защитил слабых, пользовался силой, чтобы унизить женщину, а значит, нет у него права управлять природой. Отпуская на волю царь-рыбу, герой проявляет не слабость, а проявляет силу духа – и получает право на возрождение.
В период крутых исторических перемен, произошедших в стране в 80-е годы, В.Астафьев создал произведения, которые были отнесены критиками к «шоковой литературе». (Роман «Печальный детектив» (1986.) и рассказ «Людочка»).
В романе «Печальный детектив» (1986) герой, начинающий писатель Сошнин, в прошлом следователь. На службе в органах он боролся с распоясавшейся шпаной, но, оставив службу после тяжелого увечья, через писательский труд он пытается осмыслить причины зла. Всеобщая искажённость людского бытия – это зло, победившее в мире.
Рассказ «Людочка» (1989)
В рассказе показывает необычный, трогательный внутренний мир скромной и стеснительной девушки. Но её гибель приводит к необратимым последствиям, словно из мира ушла значительная часть «рассеянного в нём добра».
Особое место в творчестве В. Астафьева занимает военная тема. В военной прозе В. Астафьв поведал солдатскую правду, изображая войну без прикрас и пафосности. Война в изображении Астафьева предстаёт без глянца, в её непрыкрытой подлинности - такой, какой она открывается содату. Отсюда и определение его прозы о войне как «солдатской прозы».
Повесть « Пастух и пастушка» (1967-71-89)
В подзаголовке автором обозначен жанр – современная пастораль. Пастораль - Форма буколической литературы, героями которой являются чувствительный, нежный пастушок и целомудренная прелестная пастушка, которые переживают чрезмерно утончённые, благородные чувства. Условен их «сладкий» труд и жизнь в шалаше, условны пастушеские атрибуты, как-то милые овечки, песни, игра на свирели.
Безусловно, что автор, обозначивший формой повести пасторалью, добавил определение: современная пастораль. От пасторали, действие которой происходит суровой военной зимой 1943 года на территрии разорённой Украины, сохранилось только изображение автором того, чему на войне, казалось бы, нет места, – любви.
Любовь, которая даруется измученному войной человеку для того, чтобы показать как далёк он от своего подлинного назначения, данного ему природой – любить и быть любимым. Но автор спорит с расхожей формулой, ставшей молитвой солдата: «Ожиданием своим ты спасла меня», любовь в повести В. Астафьева не спасаёт героя от смерти.
Героями повести оказываются два молодых человека, судьбы которых опалены войной: молодой 19 – летний лейтенант Борис Костяев и Люся. Их встреча в разорённом и разбитом артобстрелом украинском селе была случайной. Люся, молодая женщина, хозяйка дома, в котором после тяжёлого боя остановился на постой лейтенант Костяев.
О суровой и жестокой правде о войне повествует Астафьев, показывая трупы, изуродованные останки человеческих тел, убитых мирных граждан, растерзанные тела фашистов. Артиллерийские выстрелы, вой катюш, подбитые танки, изувеченные тела, холод, вши, запоздалая кухня с нехитрым супом, самогонка после изнурительного боя – вот приметы военных будней.
На войне нет не пострадавших. Смерть уравнивает всех: гибнут русские люди, страшная смерть настигает и фашистов. Обрубок немецкого содата, который просит о спасении, искромсанное тело немецого офицера, повешенного партизанами на берёзе, покончивший жизнь самоубийством вражеский генерал, породистая немецкая овчарка, потрошащая труп лошади- эти чудовищные детали являют собой неотъемлемую часть большой трагедии, именуемой войной.
Но на фоне крови и страданий надолго остаётся в памяти читателя картина гибели мирных жителей, двух стариков, мужа и жены, которых смерть настигла по дороге в бомбоубежище. И два распростёртых тела становятся не только укором военным людям, не сумевшим их защитить, но являют собой образец любви, так как в момент смерти, они ищут и не могут найти защиту от гибели друг у друга. Лейтмотивом повести становится Любовь, так и не сохранившая жизнь.
Встреча главных героев повести была случайной, но судьбоносной. Совсем юный лейтенант Борис Костяев встречает девушку, которая могла стать его судьбой. Образ Люси в повести мерцает разными гранями, как может выступать лицо при зыбком освещении, временами совсем юный облик, временами облик Богоматери, познавшей и перестрадавшей на войне всю тяжесть оккупации.
Она хозяка дома и радушно и умело в свои двадцать один год принимает у себя солдат, даёт отпор назойливым приставаниям старшины Мохнакова, берётся обстирать лейтенанта, но есть у неё и своя, потаённая сторона жизни; каким-то ветром занесло русскую девушку с музыкальным образованием в украинское село, она причастна к гибели немецкого офицера, у неё на постое стояли до прихода наших войск фашисты и в руках у неё оставшаяся отповешенного фрица зажигалка. Но главное, что она увидела в измученном от постоянного недосыпания, с помутневшим от пережтого за дни боёв лейтенанте Костяеве, своего героя, свою тоску по идеалу. Не случайно в тексте возникает литературная реминисценция с пушкинской Татьяной. Правда, Борис из рода декабристов Фонвизиных, с жены которого Пушкин писал Татьяну. Страницы, в которых автор повествует о любви (3 глава «Прощание»), – это страницы, пронизанные светом счастья, надежды. Любовная страсть, которая охватывает их двоих, заставляет забыть обо всех условностях жизни, очищенными и вернувшими самих себя, предстают герои повести в их ночь любви.
Но любовь, которая остаётся в воспоминаниях Бориса как сладкий сон, не охранила Бориса от гибели. Он получает ранение в спину, от которого и погибнет. «Нет, солдат не помрёт - просто сожмётся в нём сердце от одиночества и грустно утихнет разум». Его похоронят где-то на полустанке, и могила вскоре сравняется с землёй.
Четырёхчастная композиция повести имеет обрамление: прощание с возлюбленным у его могилы. Первая часть называется «Бой», вторая –«Свидание», третья – «Прощание», четвёрая –«Успение».
Роман « Весёлый солдат»
Роман написан от первого лица, что придаёт повествованию особую доверительность. Повествование осуществляется из времени рассказывания: – это последние годы войны и начало послевоенного времени. Автобиографизм, присутстующий в романе, связан с образом рассказчика и многими событиями его жизни. В романе автор повествует о суровой доле, которая выпала на долю его поколения.
Название романа никак не вписывается в круг испытаний, выпавших на долю героя: не закончив школу, он был призван в армию, на фронте он был тяжело ранен. Лишившийся ноги и правого глаза, он долго лечится. А когда наступает мирное время, ему предстоит сложный путь в поисках своей доли в послевоенном времени.
Художественный мир Астафьева предстаёт во всем неприкрытом трагизме и безысходности порушенных границ человечности. Причин автор видит в отходе человечества от своей исконной сущности, которя только и даёт человеку чувство правды. «А всех главнее на земле крестьянин – хлебороб» – утверждает автор устами своего героя.
Рассказ «Пролетный гусь» (2001)
Тема войны, прозвучавшая в повести «Пастух и пастушка», стала центральной в творчестве В.Астафьева. Но с каждым годом военные воспоминания становятся всё более тяжёлым грузом для писателя. Последний опубликованный при жизни писателя рассказ тоже о войне. « Пролётный гусь» – рассказ- завещание. Название рассказа связно с судьбой главных героев: Данилы, Марины и их сына Аркаши. Их жизнь оказалась короткой, они не задержались на земле, словно «пролетели» мимо жизни, так и не сумев найти в ней место для себя. С другой стороны, образ « пролётного гуся» может быть понят как символ краткого, «пролетного» счастья, которое так редко в человеческой жизни и которое очень трудно поймать, удержать. Эта трактовка подчеркивает свойственное Астафьеву трагическое ощущение хрупкости, мимолетности бытия.
Марину и Данилу, главных героев рассказа, сближает многое, они сироты. У них, выражаясь словами автора, «короткая, не насыщенная жизнью биография». На войну Марина и Данила попали прямо со школьной скамьи. Война обожгла судьбы героев, и её последствия оказались неизгладимыми.
Изувеченная войной земля также не скоро оправится от разорения. «На станциях вдоль эшелона, всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча протянув руку. Стояли старики, кособочась, на тележках к линии выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно».
В послевоеной разрухе героям трудно найти своё место. Им обоим некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, кроме чемоданчика Марины; героев никто и нигде не ждет, они не могут рассчитывать на чью-то помощь. Мирная жизнь их начинается в маленьком городке Чуфырино, здесь они оседают и постепенно начинают привыкать к мирной жизни. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь сначала квартирной хозяйки,Виталии Гордеевны, а затем и других жителей городка: «...медсестре кто бидончик молока, кто творожку, когда и сметанки принесут, когда и рублишко, когда и пятерку незаметно в карман халатика сунут».
В молодой семье рождается сын Аркаша.
Труженикам Марине и Даниле противопоставлены самодовольные мещане Владимир Федорович и Нелли Сергеевна. С их появлением в рассказе начинает звучать тема истинного и ложного героизма и тема мещанства. Мукомолов не воевал, всю войну отсиделся в политотделе; однако его задевает, что у «парнишки, молокососа» гораздо больше боевых наград (эпизод — новоселье у Мукомоловых). «Приехали супруги Мукомоловы с кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие». Особенно страшно, что они сильнее, они наделены властью, богаты, успешны. Мукомолову «предложили возглавить партком нового завода», «закрепили персональную чернуюВолгу“».
Автор открыто высказывает свое отношениек подобной несправедливости: «Неужели они оба... не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?» Именно они, Мукомоловы, пусть косвенно, становятся виновниками гибели Аркаши и Данилы (эпизод с ружьем), а затем и Марины (эпизод выселения Марины).
Так в рассказе, полном трагизма и безысходности, автор показал разрушителность войны.
Тезаурус
Пастораль- Форма буколической литературы, героями которой являются чувствительный, нежный пастушок и целомудренная прелестная пастушка., который перживают чрезмерно утончённые, благородные чувства. Условен их «сладкий» труд и жизнь в шалаше, условны растушеские атрибуты, как-то милые овечки, песни, игра на свирели.
2.2. Валентин Распутин
Тема судьбы русской деревни - одна из самых значимых в русской литературе. Она представлена многими самобытными произведениями, среди которых стихотворения Сергея Есенина, произведения Владимира Солоухина, Василия Белова, Александра Солженицына, Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь, сколько возможно, самостоятелен».
Деревня представилась Есенину, Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.
Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература в 60—70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня — это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…». "Последний поэт деревни" С.Есенин с тревогой писал о том, что "сдавили за шею деревню каменные руки шоссе ".
Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»: «Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души, для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.
Потому что не хлебом единым жив человек».
Эту истину исповедуют лучшие герои Есенина, Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.
Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни. «Тут ни убавить, ни прибавить. Так это было на земле», — скажет об этом А. Твардовский. Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А она — налицо.
Подобные явления позволили говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и «деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего поклона», отраженный и в названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений, и в предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью.
Разумеется, каждый из писателей привнёс что-то своё, новое в понимание судьбы русской деревни .Одним из ярчайших писателей современной литературы, не устающим напоминать нам о том, что деревня – узел многих острых проблем, без решения которых мы погубим себя, Россию, является В.Г.Распутин. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего “национального космоса”, узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести “Деньги для Марии” он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Живи и помни”, “Пожар”, которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Все это происходило в начале 70-х годов. Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила горячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэзия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду. Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушительный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заводов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на “великие стройки коммунизма”. Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если задуматься, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится. Диву даешься, что, несмотря на сплошной многовековой разор, деревня трудилась не покладая рук и кормила страну. Не случайно в конце 60-х годов в нашей литературе возникает такое явление, как “деревенская проза”. Потому что писатели не могли мириться с таким положением русской деревни.
Повести Распутина “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Пожар” как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели “крестьянской Атлантиды”. Мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести “Пожар” писатель взял эпиграфом слова из народной песни: “Горит, горит село родное...” Положение с деревнями в стране было такое, что данный эпиграф отражал буквально суть происходящего в них разора.
Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сельчан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из “Последнего срока” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой” стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.
Интересно начинается повесть “Последний срок”: старуха Анна лежит на узкой железной кровати возле печи и дожидается смерти. Ее младший сын Михаил, понимая, что расставание с матерью близко, вызывает остальных детей Анны проститься с матерью. Но самую ее любимую дочь Танчору не пригласил, потому что точно по-крестьянски рассчитал — мать, ожидая приезда любимой дочери, продержится на земле еще лишних несколько дней. Так оно и вышло: ожидание младшенькой продлило Анне жизнь. Описание этих дней и составляет сюжет повести.
Перед читателем встает образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь, потерявшей мужа и детей, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелейших условиях. Вся родня Анны — из деревни. Они накрепко усвоили те строгие моральные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.
автор обращается к истории русской деревни. Его героиня вспоминает годы коллективизации. Тогда у нее забрали единственную корову Зорьку. Но корова по старой привычке по вечерам после дойки приходила к знакомой калитке. Анна обращалась с коровой, как с родным существом: выносила ей подсоленную корку хлеба, подмывала вымя. Однажды она решила проверить, хорошо ли подоена Зорька, и взялась за соски. Оказалось, что в вымени осталось еще немного молока. Анна стала подаивать корову и отдавала молоко детям. Делала она это тайком, чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре раскрылась: дочка Люся случайно увидела, как Анна доила корову. Надо только представить себе, до какой степени совестливой была эта женщина, если после этого “извиноватила себя” и “в глаза-то Люсе до-о-олго не могла смотреть”. А молоко-то это помогло детям выжить в тяжелый год. Чувство греха, присущее всем честным и добрым людям, нашло выход в своего рода исповеди: Анна рассказала про незаконную дойку подруге Миронихе, но и рассказывая продолжала сильно стыдиться своего поступка. Анна боялась и стыдилась не общественного порицания, а просто скрытность поступка уже сама по себе противоречила моральным заповедям ее предков.
Распутин философски завершает повесть. В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остается один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери.. Идея повести разрабатывается и углубляется автором в новых произведениях, в частности, в повести "Прощание с Матёрой", повести о жизни и смерти русской деревни.
«Прощание с Матерой»
В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “Матера”. Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.
Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что “истинный человек, - как пишет Распутин, - высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”.
А в повести не один человек, здесь целая жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась бы неслышно, если бы не памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина. Такие как она, в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защиту которых “стягиваются слабые и страдательные”. Пинигина из “ранешных” людей, которые “совесть сильно различали” и считали, что “жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай. Однуе бы только Матеру?!”
Другая жительница деревеньки – Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете – это лишиться родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?!”
Символична та весть, которая побудила героев активно действовать. Ее принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры. Живет он на острове, одному богу известно сколько лет. Выйдя к сидящим за самоваром старухам, он сказал: “Мертвых грабют”. Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.
Когда добрались старики до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградни и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У каждого человека духа хватит””. Ее поддерживает вся деревня.
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относится потомки, беря пример с нас. “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”, - писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья: "Мы кинули - и нас кинут". Об этом, подхватывая ее правду, не устает говорить автор. Всей уходящей деревенской жизнью Распутин напоминает нам, что мы – только звено в цепи существования. Вселенского мира.
Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. Что ему придется ответить когда-нибудь своим предкам? Об этом думает Дарья. Она переживает за своего внука и жалеет его.
Еще хуже с совестью у таких, как Петруха. Он поджег собственный дом, для того, чтобы получить денежную компенсацию. Его устраивает то, что за разрушения платят деньги.
Новый поселок, куда должны перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как-то несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.
Гонимые со своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие «квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это или не ты? А если ты, как ты здесь оказался?» — горестно размышляет о своей судьбе сын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой». А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью: «Пылало так, что не видно было неба. Далеко кругом озарено было этим жарким недобрым сиянием…».
Да, Дарья видит, что уход деревни неизбежен. Но старуху тревожит, как легко прощаются с Матерой люди, как бесцеремонны с могилами, за которыми вековая жизнь и память. Академик Дмитрий Лихачев писал на полях “Прощания”: “Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим”.
Всю повесть, все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает материнскую историю. Старуха торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по-человечески, не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры не канул без внимания: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера – это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений, потеряв который, люди становятся неузнаваемыми. О таких людях идёт речь в повести «Пожар».
«Пожар»
Повесть «Пожар» - страшная картина духовного обнищания людей. Автор сам подчеркивает преемственность этой повести с предыдущей: в “Пожаре” мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову – она и на Матере была такой же, и первой бежала с острова. Почти немой, наделённый богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула. Да и сама Сосновка, в которой происходит действие, - тот самый новый посёлок, в который переехали жители Матёры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т.е. человек и все, что с ним происходит, - а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа.
Иван Петрович услышал крики: “Пожар! Склады горят!”
И не случайно почудилось шофёру, “будто крики идут из него”, - душа тоже горела.
Так и пройдут они через всю повесть – два пожара, связанные один с другим внутренней логикой.
В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он “неуютный и неопрятный”, грязь намешивалась техникой “до черно-сметанной пены”. Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.
“Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!” — горячится в споре Иван Петрович.
Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт “лишних”, равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.
К ним добавились “архаровцы” (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: “... люди разбрелись всяк по себе еще раньше...”
Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад “общего и слаженного существования”. За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято», стало положено и принято.
В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.
«Почему мы такие? – задаётся вопросом писатель. - Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать?»
В одиннадцатой главе, почти композиционном центре повести, Распутин, словно соединившись с героем, высказывает всё, что наболело, что не даёт покоя и чему он посвятил многие публицистические статьи. Эти размышления героя о душе, совести и правде, этот апогей его внутреннего пожара и есть та нравственная призма, сквозь которую мы более оголенно видим происходящее и в Сосновке, и с Егоровым.
В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчётливо звучит мысль, что “никакая земля не бывает безродной”, что это зависит от человека, от того, каков он. Всё дальше и дальше уходя из охваченного послепожарной суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес, залив, небо, Егоров чувствует, как “легко, освобождённо и ровно шагается ему, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу”. Вернётся ли он? Уйдёт ли навсегда из Сосновки?
Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время идёт, земля ждёт, её суд приближается…
Что же будет с нами, забывшими о земле, о тех корнях, которыми питается душа человеческая? Страшно думать о последствиях духовного обнищания. Хочется верить в то, что всё же сохранится в русских людях тесная связь с землёй. Именно о тесной связи человека с землёй, с домом и говорится в рассказе Распутина «Изба».
«Изба»
Это произведение обращает читателей к христианским нормам простой и аскетической жизни. И одновременно, к нормам храброго, мужественного «делания», созидания, подвижничества. Можно сказать, что рассказ возвращает читателей в духовное пространство древней, матёринской культуры. В повествовании заметна традиция житийной литературы.
Сюжет рассказа можно передать в двух словах. Вынужденная покинуть родную деревню Криволуцкую, отведённую, как и Матёра, под затопление, простая крестьянка Агафья самостоятельно разбирает свою избу и перевозит её на новое место. Была она к тому времени уже немолода, и поставить избу на новом месте для неё было непосильной задачей. Но она взялась за возведение избы, потому что знала, что за неё эту работу никто не сделает. Пораженные упорством, терпением и трудолюбием Агафьи, односельчане, сначала насмехавшиеся над нею, стали помогать ей, в том числе и бывший бригадир Савелий Ведерников. После постройки избы Агафья проживёт целых двадцать лет в ней. И даже после её смерти изба стоит, как живая. Так крепка их связь.
Немногословное описание внешности Агафьи, её портрет напоминают иконописный образ: «Была она высокая, жилистая, с узким лицом и большими пытливыми глазами. Ходила в тёмном, по летам не снимала с ног самошитые кожаные чирки, по зимам катанки». Но больше всего обращает внимание на себя некрасивость, неженственность Агафьи, то, как убого она одета: «ни зимой, ни летом не вылезала из телогрейки, «говорила с хрипотцой», «рано плюнула на женщину в себе», «не умела утешать», «умела справлять любую мужскую работу».
Суровая, аскетичная жизнь Агафьи, её подвижнический труд, любовь к родной земле, к каждой кочке и травинке, возведение «хоромины» на новом месте – вот моменты содержания, роднящие рассказ о жизни сибирской крестьянки с житием. Есть в рассказе и чудо: несмотря на «надсаду», Агафья, построив избу, проживёт в ней «без одного года двадцать лет», то есть будет награждена долголетием. Да и изба, поставленная её руками, после смерти Агафьи будет, как живая, стоять на окраине давно умершей деревни, будет долгие годы хранить вековые устои крестьянской жизни, не даст им погибнуть и в наши дни.
Значителен воспитательный потенциал рассказа о жизни сибирской крестьянки, нашей современницы, вынужденной в одиночку разобрать свою избу, перевезти её на другое место и заново собрать. Сюжет рассказа, характер главной героини, обстоятельства её жизни, история вынужденного переезда – всё опровергает расхожие представления о лени и приверженности к пьянству русского человека. Можно сказать, что рассказ полемичен по отношению к представлениям современной молодёжи о ценностях жизни.
Распутин одним из первых заговорил о страданиях людей, вынужденных покидать навсегда родные места. Поэтому можно ли считать обстоятельства жизни Агафьи исключительными? В деревне всегда жили трудно. Об этом говорит и выразительная цепочка глаголов, называющих типичные разновидности крестьянского труда: ставить избу, хлопотать баньку, раздирать огород, ворочать брёвнышки. Непривычно для городского уха звучит название болезни Агафьи – «надсада», то есть повреждение от натуги, от чрезмерных усилий. Нет ничего удивительного и в женской судьбе Агафьи, рано потерявшей мужа, всех родных, а потом и дочь, уехавшую в город и там спившуюся.
Требуется повторное чтение начала рассказа, чтобы заметить главную особенность судьбы Агафьи: «Здесь (в Криволуцкой) Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни». Так объясняется в рассказе сила характера, упорство, подвижничество Агафьи, возводящей на новом месте свою хоромину, избу, именем которой и назван рассказ.
Агафья вся в движении, в действии. «Я вся на бегу», - скажет она Савелию, задумавшему подсвататься к ней. «Чтобы не изнурять себя бездельем», Агафья полуосознанно принимается за возведение своей избы, вывезенной со старого места, из Криволуцкой. Неграмотной Агафье (она разучилась писать за ненадобностью) кажется, что человеческая жизнь все больше «выкореняется» на берегах Ангары, что скоро новая «смекалистая» жизнь последних десятилетий выдуется в воздух, Но благородная крестьянская привычка к труду сильнее, и она начинает в одиночку храбро, отчаянно «ворочать бревнышки».
В повествовании о том, как Агафья ставила свою избу на новом месте рассказ Распутина подходит близко к житию Сергея Радонежского. Особенно близко - в прославлении плотницкого дела, которым владел добровольный помощник Агафьи Савелий Ведерников заслуживший у односельчан меткое определение: у него «золотые руки». Всё, что делают «золотые руки» Савелия, сияет красотой, радует глаз: «Пристукнув в последний раз по крыше топором, спустился Савелий вниз,- будто свет заструился над избой, и стала она во весь рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок». Сияние заметно даже ночью: «В глубоком сне лежал посёлок, лес по горе чернел остистым и вытертым воротниковым опухом… А над её, над Агафьиной избой висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света.
Как в сказке, после смерти Агафьи изба продолжает их общую жизнь. Повествуя о б избе, автор использует глаголы, которые больше применимы в рассказе о человеке: постарела, осиротела, ожила, держала достоинство, скинула с себя смертный вид. «Ходила попечалиться к старухе Агафье», - не скрывали своего гостеванья в заброшенном дворе старухи. Ко всем полагалось идти на кладбище печалиться, а к Агафье – в те же ворота, что и при жизни. «Считалось, что за избой доглядывает сама Агафья», - такое мнение укрепилось в народе, что не позволяет никому надолго поселиться в её избе. Не рвется кровная связь избы и Агафьи, её «выносившей», напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы. Это напоминание и есть главная тема рассказа, укрупнённая кольцевой композицией.
В начале века С. Есенин назвал себя поэтом «золотой бревенчатой избы». В рассказе В.Г.Распутина, написанном в конце нашего века, изба сложена из потемневших от времени брёвен. Только идёт сияние под ночным небом от новенькой тесовой крыши. Изба – слово-символ закрепляется в новом веке в значении Россия, родина. С символикой деревенской реалии, с символикой слова связан притчевой пласт рассказа Распутина. Пока стоит изба, живёт Россия.
Рассказ Распутина полон веры в силы народного духа, в золотые руки и сердца русских крестьян. «И в остатках этой жизни, в конечном её убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнешь, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры».
Отрывок из сочинения ученицы 11 класса
Итак, какой же предстала деревня перед нами в произведениях В.Г. Распутина? Авторы показали нам весь сложный комплекс проблем русской деревни, но одновременно передали и всё её захватывающее чувства очарование. Деревня – это общество простых людей, хорошо знающих друг друга, с богатой речью, с вековыми традициями, народными ремёслами. Деревня – это и чарующая природа с её своеобразным языком. В деревне – весь вековой уклад жизни русского человека, его корни.
Но нельзя забывать и о множественных проблемах деревни. Что мы видим сейчас там? Разруху и хаос, пьянство и равнодушие. В деревне уже не происходит смена поколений, так как нет перспектив для молодёжи, она уезжает в город. Перед нами предстают гектары заброшенной, никем не обрабатываемой земли. Крестьянин перестал быть хозяином земли в истинном смысле этого слова, а стал пользователем, хищнически и бездумно обирающим землю, не думая о том, останется ли что-нибудь потомкам. Разрушаются национальные ремёсла, беднеет язык. Уже не редкость вымирающие деревни, в которых осталось по два-три дома. Уровень жизни крестьян крайне низкий. Более того, социальные проблемы на селе крайне обострились в последнее время. В селе безработица, высок уровень бедности. Приняло громадные размеры пьянство. Люди пьют от безысходности, от невозможности изменить сложившуюся ситуацию.
Можем ли мы, люди двадцать первого века, вывести деревню из кризиса? Часто можно услышать фразу: «Нужно привлечь государство для решения сельскохозяйственных проблем».Но ведь государство, нация – это мы с вами, неужели же мы не можем изменить ситуацию в деревне к лучшему? Можем! Нужно возрождать сельское хозяйство своими силами! Нужно возрождать традиционный русский уклад жизни, чтобы человек снова стал хозяином земли. Не секрет, что много деревень не электрифицировано или газифицировано, отсутствует начальное образование и медицинское обслуживание. Давайте благоустроим село своим трудом! Лучшие герои В. Распутина не устают напоминать нам, что жизнь деревни – жизнь России.
В народе говорят: «Чужим хлебом сыт не будешь». Так давайте же сделаем так, чтобы вся Россия с гордостью говорила о своём, не импортном, хлебе, о честных сердцах и золотых руках русских крестьян!