Виды политических режимов

Все режимы делятся на демократические и недемо­кратические.

Демократический режим- это способ осуществления государ­ственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством.

Характерные черты демократических режимов:

- фор­мирование органов власти выборным путем;

- политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов;

- гарантированное существование по­литических прав и свобод граждан;

- равноправие всех форм собственности;

- децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления.

Антидемократический режим - это способ осуществления государ­ственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством.

Разновидности антидемократических режимов:деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Деспотический– режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие.

Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном
и жестоких методах ее осуществления (тирании часто устанавливались в античных полисах, например, тирания Агафокла в Сиракузах). Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота; отличается произволом, террором, жестокостью.

Авторитарный –режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота.

Тоталитарный –режим,являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации.

Фашистский -режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.

ЛИТЕРАТУРА:

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Безулевская И.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7.

Бойко Ю.П. Политико-правовые аспекты федеративного обустройства Российского государства // Право и политика. 2008. № 3.

Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России// Государство и право. 2009. № 10.

Громыко А. Л. Политический режим. М., 1994.

Дамдинов Б.Д. О понятии субъекта федерации: Теоретические аспекты // Сибирский юридический вестник. 2003. № 2.

Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима// Государство и право. 2010. № 5.

Иринин А. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5.

Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. № 5.

Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерий классификации и основные виды// Правоведение. 2002. № 1.

Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания// История государства и права. 2005. № 2.

Лобанов Г. Безналоговое государство // Юрист. 2000. № 3.

Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. № 3.

Рушайло В.Б. Понятие и содержание специального административно-правового режима// Следователь. 2003. № 7.

Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Силинов П. М. О некоторых принципах федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. 2000. № 5.

Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1997.

Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1.

Устрялов Н.В. Элементы государства // Политическая наука. 2002. № 2.

Хабермас. Ю. демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Якушкин В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. 1992. № 10.

Наши рекомендации