Аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах структурно входят в Администрацию Президента РФ

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочные представители в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ.

Аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах структурно входят в Администрацию Президента РФ.

Деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах координируется территориальным управлением Администрации Президента РФ.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа и осуществляет следующие функции:

§ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;

§ анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

§ организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

§ разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

§ организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

§ принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

§ организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;

§ вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

§ взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Президенту РФ представляются доклады об обеспечении национальной безопасности, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе с соответствующими предложениями. Полномочные представители решают экономические проблемы, контролируют использование федерального имущества и средств федерального бюджета в округе, применяют санкции к нерадивым чиновникам.

Под кураторством полномочных представителей действуют окружные отделения Главного кон трального управления Президента РФ (ГКУ). Вводятся контрольные инспекции для комплексных проверок субъектов РФ.

Свои подразделения в федеральных округах создают прокуратура. органы внутренних дел; происходит переподчинение и некоторых других ведомств, в связи с чем меняются и формы отношений между Центром и регионами.

Полномочным представителям Президент РФ передает часть функций и полномочий президентской власти, как бы продлевая федеральную вертикаль. Они не заменяют губернаторов, не управляют федеральными органами на местах, не берут на себя полномочия местного самоуправления. Не ставится перед ними и задача быть публичными политиками. Поскольку в настоящее время наиболее важны функции управления, координации в интересах укрепления единства страны, их задачи заключаются в том, чтобы разграничить полномочия между Центром и регионами, обеспечить антикризисное управление, где это необходимо, создать единое правовое и информационное пространство в рамках округа, осуществлять кадровую политику Президента на местах, наводить порядок во всех звеньях без нарушения демократических процедур. Полномочными представителями контролируется исполнение решений федеральных органов власти, законодательство регионов рассматривается с точки зрения его соответствия федеральным актам.

В северо западном округе представителем является Булавин, Владимир Иванович.

ВОПРОС 23 Законодательная власть РФ: принципы, структура, функции

Законодательная власть в системе разделения властей Российской Федерации.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового гос-ва является принцип разделения гос. власти на относительно самостоятельные ветви: законодат., исполнит. и судебную, которые должны составлять так называемую систему сдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законод., исполн. и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы сдержек и противовесов. Закон. власть может контролировать исполнит. власть путем издания обязательных для нее законов.
Принцип разделения властей является основным конституционным принципом. Этот принцип является общепризнанным и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах.
Носители гос. власти – гос.органы, наделенные в соответствии с законом соответствующими полномочиями.
Власть - способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть - общественное явление. Государство – форма организации политической власти.

  • законодательная ( принятие законов, н-р, Гос.Дума)
  • исполнительная (осуществление управленческих функций, н-р, Правительство РФ)
  • судебная (применение закона- Верховный Суд РФ)

Принцип разделения властей провозглашает верховенство законодательной власти и подзаконность судебной и исполнительной властей.
Деление органов на исполнительные, законодательные и судебные не абсолютно. Например, Президент РФ занимает особое место в системе гос.власти и не может быть отнесен к какой-либо ветви власти. В российской системе гос.органов он выполняет роль арбитра между другими органами. Президент РФ является главой гос-ва, осуществляет управленческие полномочия и в то же время издает Указы.
Гос.Дума явл-ся законодательным органом и в то же время назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ. Верховный Суд явл-ся судебным органом, однако вправе издавать руководящие разъяснения, обязательные для нижестоящих судов.
Особое место в системе гос.власти занимает прокуратура. В Конституции РФ она рассматривается в главе, посвященной судебной власти, однако к судебной власти она не относится, поскольку не вправе осуществлять правосудие, а образует особую ветвь власти.
Органы различных ветвей власти осуществляют различные функции, самостоятельны и независимы друг от друга. В то же время органы, осуществляющие различные функции, способны оказывать влияние друг на друга, сотрудничать в достижении общегосударственных целей. Таким образом обеспечивается определенное равновесие между ними.
Разделение властей является одной из основ конституционного строя.
Главы Конституции РФ подчеркивают важность разделения властей. Органы гос-ва, относящиеся к различным ветвям власти, распределены по различным главам, например глава 7 наз-ся «Судебная власть».
Принцип разделения властей является предпосылкой правового гос-ва и верховенства права.
Парламент- это общее название высшего выборного представительного органа законодательной власти государства.
Функции парламента состоят в следующем:

  • законодательствовать, принимая законы страны,
  • представительствовать, выражая общественные интересы,
  • контролировать правительство, исполняющее законы.

Совокупность функций и полномочий парламента составляют его компетенцию. Компетенция парламента может быть ограничена чётким набором вопросов или быть неограниченной.
С точки зрения структуры существуют однопалатные, двухпалатные и трёхпалатные парламенты. В большинстве стран — двухпалатные. Как правило члены верхней палаты назначаются, а нижней выбираются.
В России первые учреждения парламентского типа появилось в 1906 году и просуществовало до 1917 года, имел ограниченные полномочия.
При советской власти данный орган власти работал на основе принципов партийного подчинения, но не парламентских принципов.
В 1993-ем году Конституция РФ впервые назвала высший законодательный орган власти парламентом.
Структура и основные направления деятельности парламента РФ.
Парламент РФ, Федеральное Собрание — постоянно действующий законодательные представительный орган, осуществляющий высшую государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  • Совет Федерации — верхняя палата,
  • Государственной Думы — нижняя палата.

Совет Федераций (СФ) обеспечивает интересы субъектов РФ, причём не национально-территориальные, а региональные. СФ формируется, в него входят 2 представителя от каждого субъекта федерации один из которых назначается губернатором, а другой выбирается законодательным органом субъекта федерации.
В Государственной Думе (ГД) представлены партийно-политические интересы, состав — 450 депутатов, которые избираются на 5 лет по технологии «партийные списки».
К ведению СФ относится:

  • одобрение или отклонение принятых ГД законов,
  • утверждение изменения границ между субъектами,
  • решение вопросов об использовании вооружённых сил за пределами РФ,
  • назначение выборов Президента,
  • назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов,
  • ряд других.

Основная задача ГД — принятие Федеральных Законов. Кроме этого решаются следующие вопросы:

  • согласие президенту на назначение председателя правительства,
  • вопрос о доверии правительству,
  • объявление амнистии,
  • назначение и освобождение от должностей председателя счётной палаты, председателя центрального банка и ряда других высших государственных чиновников.

Особенности работы парламента РФ.
Каждая из палат образует из числа депутатов комиссии и комитеты, которые специализируются на определённых сферах законодательного регулирования. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка.
Для обеспечения деятельности палат парламента работают аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федераций.
Депутаты верхней и нижней палаты собираются вместе только для заслушивания послания Президента, послания Председателя Конституционного Суда, выступлений глав иностранных государств. ГД возможно распустить в случае если трижды была отклонена кандидатура председателя правительства или в течении трёх месяцев дважды было высказано недоверие правительству.
Роспуск СФ законодательно не предусмотрен.
Законодательные и представительные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами госвласти. Их структура, официальное название и численность депутатов определяется самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.
Виды законодательных органов власти:

    • Республиканский парламент;
    • Краевые законодательные собрания;
    • Областные Думы;

Городские Думы (Москва, Санкт – Петербург) и представительные органы власти Автономных округов и областей.
Федеральный закон № 184 «Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» не определяет конкретную структуру органов государственной власти субъектов РФ, поэтому структура официальное название и численность депутатов определяется самими субъектами с учётом местных, национальных или иных исторических традиций.
Даже, несмотря на единый подход к формированию административно-территориальных образований, названия законодательных представительных органов власти различаются. Например «краевое законодательное собрание», «областная дума», «городская дума».
Спецификой данных органов власти является их небольшой состав, но несмотря на это во многих региональных парламентах образуются комитеты и комиссии.
ФЗ № 184 определяет полномочия регионального законодательного органа власти по 29-ти основным позициям.
Наиболее важные:

  • принятие устава субъекта, законов субъекта и иных правовых актов;
  • утверждение бюджета;
  • утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта;
  • утверждение программ и планов социально-экономического развития;
  • установление налогов, сборов, пошлин и других платежей и порядка их взимания;
  • установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления;
  • общий порядок управления и распоряжения собственностью;
  • утверждение договоров;
  • осуществление контроля за их соблюдением.

ВОПРОС 24 Исполнительная власть РФ: сущность, признаки, система органов

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.

Наши рекомендации