Киевская русь как раннефеодальная монархия

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель. Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений «сюзеренитета-вассалитета», т. е. феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

Дружинники и бояре

В феодальном договоре о службе соединились два начала: более древнее и личное, более позднее и служебное (дружинник) — зависимость по земле, служба, строго обусловленная землевладением. В связи с этим изменилось социально-экономическое положение боярства. Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с пружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «снема», т. е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

В 1113 г. на киевский престол был приглашен внук Ярослава Мудрого — Владимир

Мономах. В написанном им «Поучении» князь формулирует актуальную для того времени идею верховной власти. Он советует будущим великим князьям решать важнейшие дела вместе с Советом дружины. Суд должен вершить сам князь, действуя «по правде».

В системе взаимодействия светской и церковной власти Мономах отводит Церкви подчиненное место. Сама же княжеская власть должна быть ответственна перед подданными.

Характерно, что Мономах отрицал как кровную месть, так и смертную казнь, что нашло отражение в самом содержании первой русской кодификации права — Русской Правде.

Стремление киевских князей к централизации своей власти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усиливало сюзеренитет отцовским авторитетом). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом «отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в ΧΙ—XU вв. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление «отчины» (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход со службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. «Вервь» XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин. Волость-община представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община наделялась некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и административных обязанностей. Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой, достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина — институт, основанный на вотчинном землевладении. Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти— княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские».Определяются полномочия веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде этот порядок просуществовал особенно долго). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). Вече в качестве государственного института неоднозначно оценивалось исследователями: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет.

По-разному определялась и роль совета (думы) при князе: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган (Β. Ο. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.Ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.И. Сергеевич).

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Χ в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: установлены пункты («погосты»} и сроки сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). В качестве митрополии Константинопольского Патриарха Русская Православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золотоордынскими ханами. Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

Наши рекомендации