Онлайновые социальные сети как инструмент распространения экстремизма в современной россии

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Ваховский А. М.

Тульский государственный университет

Онлайновые социальные сети стали занимать значительное положение в жизни современного человека. В настоящее время в России, по данным исследовательской компании «Semiocast», около 8 млн. человек используют «Twitter» для общения в виртуальном пространстве. По этому показателю Россия занимает 14-ю позицию, уступая Венесуэле (13-я позиция), Колумбии (12-я позиция) и Турции (11-я строчка) [1]. Еще около 7 млн. используют «Facebook» [2]. Однако наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «VKontakte», в которой уже зарегистрировано более 100 млн. аккаунтов [3]. При этом, по данным аналитической компании ComScore WorldMetrics, общее число российских интернет-пользователей, которые посещают хотя бы одну социальную сеть в месяц, составляет 34,5 млн. человек (74,5% всех российских интернет-пользователей).

Технически, онлайновая социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [4, с.183]. Преимущественные характеристики социальных сетей – высокий уровень интерактивности, доступности, оперативности, персонализации информации – делают их значительным медийным инструментом. Действуя в симбиозе с традиционными СМИ, социальные сети играют роль распределителя готового контента, а также роль информагентства, предоставляя СМИ информацию, на основании которой и создается готовый новостной и аналитический контент.

Такой мощный медийный инструмент как социальные сети может быть использован не только для распространения социально полезной информации, но и для публикации материалов экстремистской направленности.

При этом традиционные инструменты регулирования и фильтрации информации в данном случае не всегда применимы. К примеру, если новостное интернет-издание публикует материал экстремистской направленности, то государство имеет эффективные рычаги воздействия в виде УК РФ и единого списка экстремистских материалов, посредством которых можно достаточно оперативно ограничить доступ интернет-пользователей к вышеуказанным материалам, а в некоторых случаях даже запретить доступ к самому сайту, на котором они опубликованы. Социальные сети контролировать в этом плане сложнее, чем интернет-сайты. Российская социальная сеть «Вконтакте», по заявлениям ее пресс-службы, активно сотрудничает с органами внутренних дел в плане удаления экстремистских материалов, поиска пропавших без вести людей и прочим направлениям, однако, несмотря на это, сеть изобилует группами, в которых ведется открытая пропаганда религиозного экстремизма и фундаментализма.

Для эффективной борьбы с распространением экстремистских материалов в социальных сетях необходимо наличие действенного механизма по осуществлению непрерывного мониторинга и оперативного блокирования вредоносного контента и принятия мер в рамках законодательства РФ в отношении лиц, распространяющих данный контент. В настоящее время в России такой механизм мониторинга отсутствует, как в отношении политического экстремизма, так и в отношении проявлений религиозного экстремизма и фундаментализма.

Зачастую возникает проблема, когда необходимо незамедлительно ограничить доступ пользователей социальных сетей к контенту, содержащему призывы к экстремистским действиям, поскольку для этого требуется дождаться окончания официальной процедуры по признанию его экстремистским, т.е. решения суда и внесения страницы в единый реестр экстремистских сайтов.

Вместе с тем блокировка с технической точки зрения должна осуществляться корректно, поскольку из-за наличия контента, признанного экстремистским, возможно закрытие ресурсов, которые используются в основном для размещения законных материалов. Так, например, происходило с видеохостингом Youtube.com, на котором был размещен фильм «Невинность мусульман».

Таким образом, можно сделать вывод, что для российского интернет-пространства необходимо наличие структур, которые могут успешно осуществлять мониторинг онлайновых социальных сетей и своевременно информировать правоохранительные органы о фактах пропаганды политического и религиозного экстремизма. Это позволит существенно повысить эффективность по противодействию экстремизму, не давая заинтересованным лицам вести пропаганду и распространение экстремистских материалов [5].

ЛИТЕРАТУРА

1.Аналитики посчитали, сколько россиян пользуются Twitter. URL: http://www.cnews.ru/top/2012/07/31/analitiki_poschitali_skolko_rossiyan_polzuyutsya_twitter_497981 (дата обращения: 5.11.13).

2.Социальные сети. Сравнение Facebook, VKontakte, Twitter. URL: http://konyakov.ru/2012/01/17/socialnye-seti-sravnenie-facebook-vkontakte-i-twitter/ (дата обращения: 5.11.13).

3.Страсти по Цукербергу: количество пользователей Facebook в городах России. URL: http://www.cossa.ru/articles/149/24688/ (дата обращения: 5.11.13).

4.Киселева Ю. В. Молодежь России и социальные сети // Материалы III международной научно-практической конференции «Гражданское общество. Взгляд студенчества» (16 марта 2012 г.): Доклады и тезисы выступлений. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 212 с.

5.Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма. URL: http://www.ncpti.ru/materialy-ntspti/?ELEMENT_ID=157 (дата обращения: 5.11.13).

Наши рекомендации