Соотнесите термины и их определения

1: Полюдье А: Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
2: Уроки Б: Заселение, освоение пустующих земель.
3: Погосты В: Высшее духовное лицо в православной и других церквях.
4: Епископ Г: Учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.
5: Митрополит Д: Свод правил, регулирующих деятельность церкви.
6: Ересь Е: Титул главы Русской православной церкви.
7: Церковный устав Ж: Места сбора дани.
8: Дань З: Объезд киевским князем с дружиной своих земель сбора дани.
9: Колонизация И: Размер дани и сама дань в древней Руси.


Соотнесите термины и их определения.

1) житие 2)политика 3)усобицы 4)холопы 5)общество 6)епископ 7)ересь 8)митрополит 9)погост 10)уроки 11)полюдье 12)дань 13)колонизации 14)быт 15)язычество 16)вервь 17)вече А) заселение, освоение пустующих земель. Б) искусство управлять государством. В) раб Древней Руси Г) Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. Д) объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. Е) место сбора дани. Ж) у каждого племени или народа было множество собственных богов. З) повседневная жизнь. И) Размер дани и сама дань в Древней Руси К) люди объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве. Л) княжеские раздоры на Руси. М) учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения. Н) название общины в Древней Руси. П) биография человека. Р) народное собрание на Руси.
   


21. Соотнести термины и их определения.

1.Общество 2. Вотчина 3. Боярин 4. Митрополит 5. Епископ 6. Смерды 7. Ересь 8. Теун. 9. Усобицы 10. Холопы. А. наследственное земельное держание Б. Люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве. В. Титул главы русской православной церкви. Г. Учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике. Д. Сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Е. Высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа. Ж. Зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам. З. Помощник управляющего, ключник. И. Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

Комплекты оценочных средств

Контрольные вопросы

Раздел 1. Возникновение и развитие восточнославянской государственности.

Тема 1

1. Постарайтесь обосновать и разделить понятия “история”, “исторический процесс”, “исторический прогресс”.

2. Сформулируйте понятие “цивилизация”, что общего и различного между “цивилизацией” и “культурой”;

3. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, оцените историю России с точки зрения того и другого подхода;

4. В чем отличие между западной и восточной цивилизациями, к какому типу цивилизации отнести Россию?

5. Что сближает и разделяет Россию от западной, технологической цивилизации?

6. Какое значение имеет пространственный фактор для развития государства?

Тема 2

1. Происхождение восточных славян, их занятия, быт, общественный строй, верования?

2. Основные предпосылки образования древнерусского государства “Киевская Русь”?

3. Причины и последствия принятия христианства на Руси?

4. Роль первых законов древнерусского государства в его укреплении?

5. Русь в период феодальной раздробленности, причины междоусобной войны?

6. Почему славяне миновали рабовладельческую стадию развития общества?

7. Что представляет собой норманская теория о происхождении древнерусского государства?

8. Основные военные походы русских князей в IX-XI вв.

9. Политические портреты русских князей IX-XI вв.

Раздел 2.Становление Российского централизованного государства

Тема 3

1. На базе каких общественно-экономических отношений формировалось русское централизованное государство: капиталистических или феодальных?

2. Обоснуйте известное высказывание В.О.Ключевского о том, что Московское государство родилось на поле Куликовом.

3. Почему Иван III первым из московских князей смог называть себя “государь всея Руси”?

4. Почему в Европе XVI век стал временем появления мануфактур, фермерства, первоначального капиталистического накопления, раскрепощения крестьян, возникновения буржуазии и пролетариата, а в России феодально-крепостнические отношения продолжали развиваться по восходящей линии?

5. Чем отличается крепостничество от крепостного права?

6. Какие сословия были заинтересованы в ограничении права крестьян переходить от владельца к владельцу в конце XVI века?

Тема 4

1. Особенности цивилизационного развития Русского государства в XYI веке.

2. Причины Смуты в конце ХYI - начале XYII вв. и ее сущность.

3. К. Минин и Д. Пожарский – герои и патриоты Русского государства.

4. Особенности социально-экономического и политического развития России в XYII веке.

5. Почему сословно-представительная монархия не получила в отличие от европейских государств дальнейшего развития.

Наши рекомендации