Теория элит (В. Парето, Г. Моска)

Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) – итальянский правовед и социолог, один из теоретиков элитизма. Среди его произведений – «Основы политической науки». Опираясь на исторический опыт, Моска пришел к выводу, что во всех обществах вне зависимости от формы правления господствует организованное меньшинство – политический (правящий класс). Он «выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые она дает». Политический класс осуществляет правление, сообразуясь исключительно с собственными интересами. В разные исторические эпохи политический класс формировался на разных критериях: военная доблесть, богатств, преимущество рождения, место в церковной иерархии. Для высокоразвитых обществ характерна меритократия – выдвижение по заслугам, когда чьи-либо выдающиеся способности позволяют этому человеку войти в политический класс. Моска называл 3 способа приобретения политическим классом власти: наследование, выборы, кооптация. Кроме того, существует два решения проблемы замещения правящего класса: аристократический (тенденция к передаче власти по наследству) и демократический (пополнение элиты из низших слоев). При этом происходит последовательное циклическое замещение разных типов элит. Наиболее стабильной формой социального устройства Г. Моска называл смешанное правление, сочетающее черты автократии и либерализма. Кроме реального представительства в аппарате власти политический класс опирается на политическую формулу – идеологическое обоснование существующего строя. Для примирения политической реальности с потребностями людей используется мораль (ограничивает эгоизм) и право (регулирует соблюдение моральных норм в пользу общества).

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – итальянский экономист и социолог, автор «Трактата по всеобщей социологии». В своей теории элиты он также исходил из естественного неравенства людей по многим признакам физическому, интеллектуальному, нравственному. В каждой сфере деятельности можно выделить собственную элиту – наиболее способных и творчески активных в соответствующей области лиц. При этом различается правящая и неправящая элита. Первая (иначе «правящий класс») принимает непосредственное участие в осуществлении политической власти. Вторая может лишь косвенно влиять на политику. Парето выделил две стратегии осуществления власти, которые он, следуя Н.Макиавелли, связывал с «лисами» (хитрость и убеждение) и «львами» (сила). Соответствующие типы правящей элиты сменяют друг друга, рано или поздно претерпевая вырождение и сходя со сцены. Происходит непрерывная циркуляция элит, обеспечивающая в обществе стабильность и социальное равновесие. В результате правящая элита эволюционирует от воинственных правителей и хитрых администраторов к плутократии, заботящейся только о себе. В области экономики происходит смена смелых «спекулянтов» на осторожных «рантье». Последовательная смена прогрессивного и стабилизирующего факторов в политике и экономике движет общество по пути прогресса, не позволяя ему распасться.

74. Политико – правовые взгляды О. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936). В 1904 г. защитил докторскую диссертацию. 1918 г. – книга «Закат Западного мира». Отвергает схему: древний мир, средние века, новое время, новейшее время. Нет общечеловеческих ценностей, есть ценности локальных культур. Гибель культуры происходит после того, как душа культуры полностью себя исчерпает. Когда культура отмирает и застывает, она становится цивилизацией. Цивилизация – это конец, это уже все. Признаками цивилизации являются дворянство и духовенство. Если они у власти, то культура на подъеме, а если во главе плебс, то культура в закате.

Буржуазия – это скопление людей, покидающих сверхкультуры, так как буржуазия рождается в городах, а города рождают плебс, а плебс это зеркальное ничто. Одновременно приходит цезаризм.

Конституция – это застывшая форма и никогда нельзя судить о жизни народа по конституции, так как она отстранения от жизненного потока.

Власть появляется из ощущения власти.

Право – это собственность имеющего власть.

Шпенглер выделяет 8 культур: китайская, греко-римская, западноевропейская, русско-сибирская и др.

Развитие культуры проходит 3 этапа: 1) мифосимволический (ранняя стадия); 2) метафизикорелигиозный; 3) цивилизация.

Право в разных культурах проходит одни и те же стадии развития с абсолютно разным смыслом.

Античное право – это право созданное гражданами и для граждан. Их юриспруденция – это наука единичных случаев, а не абстрактное построение. Античности не ведомы судьи как сословие, получившие для этой цели профессиональную или иную подготовку. Если римский претор вступал в должность, он сообщал свои требования, согласно которых хотел действовать. Следующий претор принимал их, или сообщал новые. Римляне не дают понятие судебная ошибка, изучают договоры, но понятия договора нет.

В Византии создается государство этнос по Христу. Византийское право – это право вероисповедания общин. То, что было для римлян принятием гражданства, для византийца – это христианское крещение.

В Западной Европе это право пользуется как обычное немецкое право. Появились глоссаторы, которые комментируют кодекс Юстиниана в новой действительности.

На лицо 3 истории права, соединенные лишь элементами языковой и синтаксической формы, которые одна культура позаимствовала у другой, не имея минимального представления о том существовании, которое лежало в основе этой формы.

20 век будет эпохой мировых войн. Самая страшная угроза Европе – это Россия – кентавр с европейской головой и азиатским туловищем.

75. Политико – правовые взгляды И. Ильина

Из лекции:

Иван Ильин (1882-1953). Закончил юридический факультет МГУ. 1918 г. – защитил докторскую диссертацию. 1922 г. – высылают на корабле.

Право по Ильину состоит из положительного и естественного. Право есть продукт культуры. Это не только знания, а вся человеческая душа. Основной элемент в праве – это элемент правосознания – особое соотношение человеческого инстинкта и духа. Правосознание должно держаться на религиозном чувстве и совести.

С вопросом о праве связан и вопрос о государстве. Государство - это союз, который объединен сотрудничеством и единением. Право – это система нормативных установок, основанных на началах права и справедливости. Государство: территория, власть, народ. В государстве: идея корпорации и учреждения. Корпорация строится по принципу - солидарно заинтересованы, а учреждения – опеки над …

Все идеи совмещают в себе идеи корпорации и учреждения. Главное – найти необходимую комбинацию для данного времени. Проблема правильной организации власти состоит в том, чтобы соблюдался аристократический принцип власти.

Форма правления – это результат взаимодействия этноса и ландшафта (земля и кровь).

Для России лучше всего монархия, так как выход на подлинную демократию весьма проблематичен.

В монархии – государство единая семья, спаяна кровью и предками, а республика – конгломерат договоренностей. В монархии – доверие главе государства, в республике – поиск гарантий против главы государства. В республике – культ независимости, в монархии – культ чести. В республике – стихия конкуренции, в монархии – стихия солидарности. Кардинальное различие в том, что республика отрицает религиозное основание, а монархия без этого не может существовать.

Книга «О сопротивлении злу силой». Сопротивление злу надо всегда, можно даже всеми способами, включая силой и мечом. Это тоже по-христиански.

Ильин за смертную казнь. Применяющий смертную казнь не праведен, но прав. Применение этого крайнего средства есть трагедия.

76.Политико-правовые идеи “Вех” и сменовеховцы о государстве и власти (Википедия)

Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

Исторические этапы сменовеховства

Со временем понятие «сменовеховство» стало распространяться не только на авторов сборника «Смена вех» и их последователей, но и на всех сторонников примирения и сотрудничества с коммунистическим режимом в СССР, а затем и его юридическими преемниками в Российской Федерации. За время своего существования сменовеховство пережило несколько крупных этапов.

1-й этап — начался в 1920-е годы и продолжался до конца 1930-х, когда практически все прежние лидеры сменовеховства уехали в СССР, где были уничтожены НКВД;

2-й этап — начался в 1941 году, когда Германия напала на СССР и продолжился после окончания войны в форме т. н. «советского патриотизма» определённой части эмиграции;

3-й этап — начался на рубеже 1980-х — 1990-х в связи с перестройкой, развалом СССР и независимостью Российской Федерации;

Борьба со сменовеховством

Антиподом сменовеховства стал идейно-политический принцип непримиримости. Главным противником сменовеховцев в эмиграции стал Русский Обще-Воинский Союз.

(шпора) Политико-идеологическое движение в среде русской эмиграции 1920-х гг., признавшее национальные корни Октябрьской революции, пропагандировавшее отказ от борьбы с советской властью и призывавшее интеллигенцию зарубежья к сотрудничеству с советским режимом в целях его культурного перерождения. С. получило свое название от сборника «Смена вех» (Прага, 1921 г.), который составили статьи А.В.Бобрищева-Пушкина, Ю.В.Ключникова, С.С.Лукьянова, Ю.Н.Потехина, Н.В.Устрялова и С.С.Чахотина. Вокруг сборника объединились люди, пришедшие к сознанию интеллигентской природы революционного переворота, принявшие на свою совесть катастрофу российской государственности и решившие принять вместе с грехом революции и саму революцию, как роковую неизбежность истории. Этим одновременно покаянным и реалистическим состоянием ума определялось ясное отмежевание сменовеховцев от красных, революционных, идей, от белых, контрреволюционных, и от растяжимых религиозно-нравственных пожеланий, высказанных в свое время авторами сборника «Вехи», то есть от всего круга понятий старой русской общественности. В общем и целом подход сменовеховцев можно сформулировать следующим образом.

77. Политико – правовое учение П. А. Сорокина

Питирим Сорокин родился в 1889 г. В 1922 г. иммигрировал, так как вошел в противоречие с В.И.Лениным. Работы «Социология революции», «Голод как фактор», «Социологические теории сегодня».

В этносоциальной системе право проходит 3 стадии:

1) идинациональное право;

2) идиалистические право – переходная система;

3) чувственное право.

Идинациональное право. Нормы этого права не направлены на получение счастья, чувственного удовольствия; должны беспрекословно выполняться, так как исходят из абсолюта. Преступление синонимично греху, а послушание – послушание богу и спасению. За всякое нарушение – санкция. Система кар не только чувственная, но и сверхчувственная – наказание свыше. Цель: искупление греха совершенного против бога. Судебный процесс связан со сверхчувственными ценностями. Абсолютные ценности вмешиваются в юридические дела.

Чувственное право. Считается, что создано человеком, а на самом деле это инструмент, когда одна группа эксплуатирует другую. Цель этого права исключительно утилитарна. Нормы чувственного права не содержат норм, которые регулируют отношения человека с богом. Цель наказания – перевоспитание, безопасность общества. Закон – светский, судьи – светские лица. Личные и имущественные отношения устраиваются по принципу целесообразности. Социальные отношения регулируются чувственным законом. Все отношения договорные. Глава государства – светское должностное лицо.

Система чувственного права привела к тому, что право зашло в тупик и оказалось в кризисе: культ насилия и соперничества между людьми, а из-за этого трагедия человека чувственного общества. Лишая человека божественного, они низвели его до уровня рефлекторно-протонного комплекса.

Любая норма, которая приобретает нравственные формы, возвращается в идинациональное право.

78.Политико-правовое учение А. Дж. Тойнби (1889-1975) (Матарас)

Основная работа «Изучение истории» (12 томов).

У Тойнби цивилизация – это поле деятельности индивидуальности.

Тойнби ввел понятие локальной цивилизации, под которой понимал общность людей, объединенных системой связей. Понятие локальной цивилизации Тойнби очень схоже с суперсистемой у Сорокина и суперэтносом у Гумилева.

Локальная цивилизация шире национального государства. Цивилизация – это общество с большой протяженностью во времени и пространстве. Основной ее признак– культура. Именно по ней определяется принадлежность государства к определенной цивилизации.

Каждая локальная цивилизация имеет особенности. Для Западной Европы это техницизм, для индусов – религия.

Чем сильнее развивается цивилизация, тем уникальней ее исторический опыт.

Тойнби выделяет около 20 локальных цивилизаций (западная, российская (православная), византийская, арабская, шумерская, вавилонская, сирийская и др.). на сегодняшний день в мире осталось лишь несколько живых цивилизаций: западная, православная, дальневосточная (Япония, Китай), исламская, индуистская.

Виды цивилизаций:

1) живые (находятся в динамике);

2) реликтовые;

3) неродившиеся;

4) задержанные.

Цивилизации могут получать полное развитие и неудавшееся. Те цивилизации, которые получили полное развитие, делятся на независимые и сателлиты.

Тойнби негативно относится к идее единой человеческой цивилизации. По его мнению, эта идея ложная, и ее придерживаются только западные историки, которые называют, все цивилизации, кроме западной, варварскими.

По мнению Тойнби, в западном обществе сложилась «эгоцентрическая иллюзия», ложная схема: активный Запад – статичный Восток. Причина этого заблуждения состоит в том, что современная западная цивилизация распространяет свою экономическую и политическую экспансию по всему миру.

Тойнби считает, что создание коммунистического государства – утопия.

В ХХ в. западная цивилизация находится в кризису, так как утрата христианства привела к созданию псевдорелигиозных идеологий (национализм, индивидуализм, коммунизм).

Объясняя механизм исторического развития цивилизации, Тойнби предлагает теорию «вызова-ответа». Историческая ситуация ставит перед цивилизацией проблемы, которые называются «вызовами». Они проявляются как неблагоприятные природные условия (географические факторы) (например, суровая зима в Сибири), территориальная экспансия других народов, техническое превосходство другой цивилизации. Если «вызов» сильный, он разрушает цивилизацию, если он слабый, то не оказывает стимулирующего воздействия. Наиболее оптимальным является «вызов» средней силы, который приводит в динамику.

Кроме того, необходимо наличие людей, которые поймут «вызов» и дадут на него ответ. Как правило, военные, администраторы и священники – это та элита (правящее меньшинство), которая дает ответ на вызов.

В начале цивилизации преобладают природные факторы, которые являются «вызовами». Если ответы на эти «вызовы» правильные, цивилизация начинает развиваться, что приводит к усложнению внутренне структуры общества.

Тойнби называет 5 видов «вызовов»:

1) вызов суровых стран;

2) вызов новых земель;

3) вызов ударов;

4) вызов-ущемление;

5) вызов-давление.

По мере усложнения цивилизации преобладают социальные «вызовы». Тойнби подчеркивает, что «вызов» должен касаться конкретной цивилизации. Если одна цивилизация заимствует что-либо от другой, то это ведет к неминуемой гибели первой.

По Тойнби, территориальное расширение не свидетельствует о развитии цивилизации.

Когда система общества переживает упадок, она направляет все силы на материальные проекты широкого размаха.

Тойнби считает, что рост власти над природой не говорит о прогрессе, а наоборот, ведет к надлому, так как снижается авторитет духовных ценностей. Прогресс всегда ведет к упрощению и, следовательно, к гибели.

На стадии роста и развития цивилизации осуществляется ротация личностей («лифт наверх») – представителей творческого меньшинства и большинства. Спустя некоторое время между ними возникают противоречия, подражание, копирование, и все это ведет к затиханию творческих импульсов. В результате элита начинает терять свой авторитет, но, чтобы удержать его, прибегает к насилию. Все это приводит к противоречию элиты и большинства и последующему надлому, так как элита считает оставшихся людей второсортными и ничего не стоящими. Таким образом, возникает культурный разрыв.

Возможные причины «надлома»:

1) большинство отказывается от подражания элите;

2) творческая элита пассивна, не способна давать ответы на «вызовы»;

3) изоляция правящего меньшинства и его вырождение, исчезновение (так как «лифт» не едет наверх, нет ротации личностей).

Правящее меньшинство, которое цепляется за свое привилегированное положение, создает универсальное государство. Внутренний пролетариат, который не доверяет элите, создает вселенскую церковь. Внешний пролетариат создает атаки варваров на слабейшую цивилизацию.

В период «надлома» граждане верят, что установленный порядок вечен, в вечность института государства, в прогресс, в бессмертие города. В этот период общество деградирует, элита теряет творческую силу, преобладает плагиат. Продукт умирающей цивилизации – универсальное государство, в котором преобладают идеи прогресса и демократии. Универсальное государство не несет в себе творчества и основано на букве закона, поэтому является мертвой политической формой.

Неотъемлемый элемент цивилизации – это экспансия.

Тойнби говорит, что борьба цивилизаций за всю историю была жестокой, упорной и бескомпромиссной.

Как отмечает Тойнби, если мир пойдет западным путем, то у Земли не хватит ресурсов. Незападная цивилизация должна спасти мир от гибели. Резкий уклон России в сторону Запада может привести к разрушению российской цивилизации. Каждая цивилизации должна оставаться самобытной, иначе погибнет, если позаимствует что-либо у чужой цивилизации.

79. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва

Л. Гумилев (1912-1992). Открыватель теории пассионарности (пассио – энергия, страсть). Докторская диссертация «Этногенез и биосфера земли».

Различает определенные сообщества в человечестве (нации, народы).

Народ – это этнос – более точное определение народа. Человечество им отрицается. Выделяет 3 ипостаси этноса:

1) биологическое;

2) социальное;

3) природное (этнос находится в определенном ландшафте и осваивает определенные способы хозяйствования).

Этносы отделяются друг от друга стереотипом поведения. Этнос – система закрытого типа. Получив один раз пассионарный (внеземной) толчок этнос проходит свою жизнедеятельность (этногенез) и заканчивается это равновесием с природной средой. Этнос – закрытая система, а социальная система открыта. После пассионарного толчка среди этносов, которые находятся в равновесии с природной средой, появляются новые люди.

На доске была нарисована схема, и он объяснял все по ней.

Основной императив поведения – мир надо исправить, ибо он плох (фаза подъема).

Дальше идет императив подъема (фаза подъема) – мы хотим быть великими (акматическая тока).

Следующий императив – будь самим собой: начинают убивать друг друга.

Далее императив – мы устали от великих (фаза надлома). Система раскалывается на 2 поля (например: гугеноты и католики, красные и белые и др.). Императив в самом надломе звучит: мы знаем, мы знаем, все будет иначе.

Далее идет переход к следующей фазе, во время которой императив поведения звучит: дайте жить гады.

После надлома и перехода (± 200 лет) начинается фаза инерции (золотая осень или фаза цивилизации). Расцвет накопленного опыта. Императивы стадии цивилизации: будь таким как я, с нас хватит. Покоя хотят все. В фазе цивилизации умирает деревня – происходит стимуляция противоестественных миграции: город – центр, деревня – умирает. Увеличивается количество зданий, памятников. Население пассивное и трудолюбивое – тихие обыватели. Рождается большой процент эмоционально и умственно неполноценных. Императив: не стремись ни к чему такому, что нельзя съесть или выпить. В искусстве снижение стиля; в науке все сменяется компиляцией; в общественной жизни процветает коррупция.

Далее наступает фаза обскурации. Ценится отсутствие образования, беспринципность. Правитель должен принимать тактику разбойничьего атамана (убивать неугодных).

Фаза мемориальная. Останавливается динамика движения. Остается память. Вся система консервируется. Императив: помни как было прекрасно и будь самим собой доволен.

Фаза гомеостаза – равновесия с природной средой. Люди ленятся жить. Женщины не хотят рожать, а мужчины становиться отцами.

Так будет до тех пор, пока не произойдет новый пассионарный толчок и все закружится по-новому.

Почему происходят толчки никто не знает, но после этого появляются особи нетрадиционного поведения.

Только динамичные этносы способны стать великим народом.

80.Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер) (Матарас)

Г. Дж. Берман

Автор работ «Право и революция», «Формирование западной правовой традиции», «Вера и закон».

Берман считал, что теория права должна свести воедино три классические школы права: школу позитивизма, естественную школу права (этическую) и историческую школу права. В результате будет создана единая интегральная юриспруденция (целостная концепция), исчезнут противоречия права и конфликты между школами.

По его мнению, право не может быть связано только с материальными или только с религиозными условиями. Право должно учитывать и то, и другое.

Берман говорил, что «право – это не только то, что записано в книгах, но и то, что находится в действии».

Дж. Холл

Автор работы «Интегральная юриспруденция».

Холл указывает, что существует 1) естественно-правовая теория, которая подчеркивает моральные аспекты права; 2) юридический позитивизм, который определяет право как веление государства; 3) правовой реализм, раскрывающий процессуальные и социальные стороны права. В связи с одновременным существованием названных школ необходимо создание интегрированной теории, задача которой состоит в уничтожении пропасти между позитивизмом и социологией права.

Холл говорит, что право имеет динамическую (процессуальную) и юридическую стороны.

Л. Л. Фуллер

Автор работ «Мораль права», «Анатомия права».

Он делил мораль на обязывающую и вдохновляющую. Обязывающая мораль устанавливает правила, без которых человечество не может существовать, а вдохновляющая мораль имеет дело с высшими человеческими достижениями. Между обоими видами морали должны существовать отношения взаимодействия.

Правовая система должна иметь общие правила поведения, которые должны быть известны, опубликованы, понятны, не противоречивы, не ретроспективны, выполнимы.

Внутренняя моральность права является вариацией естественного права (процедурного естественного права).

Наши рекомендации