Основы организации работы с обращениями граждан
В ходе административной реформы ставятся задачи по обеспечению прозрачности исполнительной власти. Работа с обращениями граждан имеет существенное значение для реализации этих задач.
Своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета публичной власти, повышает качество публичного управления и оказания государственных услуг. Обращения граждан представляют собой источник информации о реальных потребностях населения, удовлетворение которых призван обеспечивать аппарат публичной власти.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В части 2 статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» речь идет о недопустимости разглашения:
- сведений, содержащихся в обращении;
- сведений, касающихся частной жизни гражданина.
Предусмотренные этой частью гарантии имеют конституционную основу. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23); сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).
С этим конституционным полномочием корреспондируют обязанности муниципальных служащих не разглашать сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине должностных обязанностей может стать основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания.
Гражданин выбирает адресат по собственному усмотрению. Естественно, при этом могут возникать ошибки.
Государственная регистрация осуществляется в целях учета обращений граждан и контроля за их исполнением.
В течение трех дней соответствующий служащий (управления (отдела) по работе с гражданами, управления (отдела) делопроизводства и т.д.) регистрирует и ставит на контроль письменное обращение гражданина путем внесения данных в регистрационную карточку.
Со дня регистрации начинает течь установленный для рассмотрения обращения 30-дневный срок. Данный срок следует понимать как период времени, в течение которого гражданину должен быть дан письменный ответ по существу обращения. При этом имеются в виду 30 календарных дней.
30-дневный срок рассмотрения обращения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней. Продление сроков рассмотрения обращения допустимо в случаях, если требуются проверка изложенных фактов или обстоятельств, а также истребование дополнительных материалов.
В случае переадресации обращения руководителем органа местного самоуправления или должностным лицом должно быть подписано сопроводительное письмо, к которому прилагается оригинал обращения гражданина.
В этом случае рассматривает обращение гражданина и соответственно готовит письменный ответ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, к ведению которых относится решение поставленных в обращении вопросов.
Органы местного самоуправления или должностные лица рассматривают обращение гражданина в части, относящейся к их компетенции, и направляют информацию первому исполнителю, у которого находится оригинал обращения. Ответ гражданину по общему правилу готовит первый исполнитель.
Рассмотрение обращений граждан - юридическая обязанность органов местного самоуправления или должностных лиц.
Орган местного самоуправления:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Обращение должно быть подписано, т.е. должно содержать фамилию гражданина, направившего обращение и его почтовый адрес. При отсутствии этих данных ответ на обращение не дается.
Это положение соответствует сложившейся практике - анонимные обращения не рассматриваются.
Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится в целях поддержания непосредственных контактов с населением, оперативного решения вопросов, поставленных в обращениях граждан. Прием граждан проводят руководители органов местного самоуправления, заместители руководителей и уполномоченные должностные лица. Должностное лицо, осуществляющее прием граждан, несет ответственность за качество ответов по существу поставленных вопросов и предоставляемые разъяснения.
Личный прием граждан может осуществляться на основе устного личного обращения или обращения, поступившего в виде электронного запроса. Информация о порядке личного приема граждан (место приема, условия приема, необходимые документы, контактный телефон (факс)) размещается на досках объявлений, информационных стендах, официальных сайтах в сети Интернет и т.д.
Запись граждан на прием должна осуществляться с соблюдением следующих требований:
просьба заявителя о личном приеме не должна быть анонимной;
интересующий заявителя вопрос должен относиться к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления;
обращение гражданина в случае необходимости должно подкрепляться материалами и документами, обосновывающими или поясняющими суть обращения;
представляемые заявителем материалы не должны содержать выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц.
Дата, место и время приема граждан определяются лицом, осуществляющим прием, с учетом его рабочего плана и заблаговременно доводятся до сведения структурного подразделения, отвечающего за организацию приема.
Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок относятся к числу полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто осуществляет прием граждан в органах местного самоуправления?
2. Охарактеризуйте классификацию обращений граждан.
3. Каков порядок регистрации письменных обращений?