Досрочное прекращение полномочий палат парламента
Институт роспуска палат Парламента – это новый конституционно-правовой институт, предназначенный сохранить политическую стабильность в стране и преодолеть кризис между законодательной и исполнительной ветвями власти, когда они не могут достичь согласия по определенным вопросам.
Согласно Конституции Республики Беларусь (п. 3 ст. 84) правом роспуска палат Парламента обладает Президент. В силу с ч. 3 ст. 93 Конституции Президент вправе прекратить полномочия Палаты представителей или Совета Республики, а также обеих палат одновременно.
Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при:
1.отказе в доверии Правительству;
2.выражении вотума недоверия Правительству;
3.двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.
Вотум недоверия – это признание Палатой представителей работы Правительства неудовлетворительной.
Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом.
У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае:
1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;
2.Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;
3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.
Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия.
1.Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;
2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;
3.Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.
Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращенына основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Палаты не могут быть распущены:
1.в период чрезвычайного или военного положения;
2.в последние шесть месяцев полномочий Президента;
3.в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.