Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии

Курс лекций по дисциплине «Политическая психология».

План: 1. Понятие про политику.

2. Предмет политической психологии, её основные задачи, формы проявления.

3. Основные методы политической психологии.

1.Политика (от греч. рolitice, производ. от polis – город-государство) – искусство управления государством. Рассматривается в нескольких аспектах:

1). Особенный специфический вид человеческой деятельности, который связан с отношениями между общественными группами, партиями, государствами на основе завоевания, удержания и использования власти, направленной на обеспечение практической организации общества.

2). Определенный тип отношений между государством и обществом, социальной группой, личностью; между государством и разными социально-политическими силами, организациями, институтами.

Структура политики:

- политический интерес – основа политической деятельности, осознание субъектами политики цели и задачи их деятельности;

- политическая деятельность – практическая реализация политических интересов субъектами политики;

- политические отношения – отношения господства и подчинения, борьбы и сотрудничества социальных групп, классов, государства и личности;

- политическое сознание – осознание индивидами своих интересов в сфере власти; проявляется в менталитете, ценностях и установках, политических взглядах и теориях;

- политические и правовые нормы – законы, программы, платформы и т.д.;

- политическая организация – государство, политические партии и общественные объединения, группы давления, организационный костяк политики.

Функции политики:

1. Обеспечение и стимулирование инновационного, поступательного развития общества.

2. Управление общественными процессами.

3. Уравновешивание, согласование и взаимодействие субъектов политического процесса, устранение противоречий между субъектами политического процесса.

4. Выражение интересов и потребностей всех социальных групп и слоев населения.

5. Стабилизация социального положения личности, ее социализация, самореализация и саморазвитие.

2. Политическая психология – междисциплинарная наука, созданная на стыке политологии и социальной психологии, которая изучает психологические компоненты (настроения, мысли, чувства, ценностные ориентации и т.д.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций. Классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Основные задачи политической психологии:

1. Понимание психологических компонентов в политике, осмысление роли «человеческого фактора» в политических процессах и их «субъективной стороны».

2. Предвидение дальнейшей роли «человеческого фактора» и, в целом, всех психологических аспектов политики.

3. Модификация, изменение явления.

4. Выработка практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.

Функции политической психологии:

Познавательная (дает возможность четко ориентироваться в политической жизни и выбирать способы своих действий).

Адаптационная (способствует приспособлению субъекта политики к окружающей среде). Выделяют 4 типа адаптации человека к окружающей действительности:

- конформность (восприятие установленных порядков);

- инновационность (сохранение активности и самостоятельности человека);

- ритуализм (символическая, некритическая позиция человека).

Мотивационная (заключается в перенесении политических целей и намерений их сферы сознания в сферу политических действий, политического поведения).

Предмет политической психологии – внутренние, психологические механизмы политического поведения субъектов политики.

Объект политической психологии – политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки; мотивы, влияющие на политическое поведение, индивидуальное, групповое и массовое сознание.

Формы проявления политической психологии:

· политические ценности, потребности, интересы, стремления, надежды, воля;

· политические чувства, эмоции, настроения, мысли, суеверия, иллюзии, мифы;

· привычки, навыки, традиции, удача;

· убеждения, наследование, слухи.

Политические ценности – это наивысшие принципы, которые обеспечивают согласие в обществе или в отдельных социальных группах относительно основных целей и проблем; вера в желанный и лучший тип политической системы, в политическую цель и способы достижения такой цели и представления о них.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения.

В национальном обществе наивысшей ценностью, которая объединяет его членов, является сохранение целостности и независимости государства.

Политические потребностисвязаны с необходимостью реализации в государственной или общественной деятельности, а также в деятельности отдельных социальных групп, классов, наций, государств соответствующих политических интересов.

Политические интересы– основные побудительные мотивы политической деятельности. Наиважнейшими политическими интересами, в зависимости от особенностей определенной страны, могут стать интересы классов, наций, национальных меньшинств, отдельных социальных, религиозных, этнических, демографических групп.

Политическая мысльформирует представления людей об обществе, отношения с другими людьми, индивида, коллектива, группы, государства, общества.

Политический миф – это реально существующее искаженное представление о политических отношениях и действиях, сознательно или несознательно дополненные различными абстрактными вымыслами, выводами, фантазиями, легендами.

Политические традиции – это обычаи и правила поведения в политической жизни, которые сложились и передаются от поколения к поколению. Политические традиции могут быть прогрессивными, регрессивными, консервативными и либеральными. Они передаются различными способами: устно, письменно, зрительно, институционально.

3.В политико-психологических исследованиях используются методы и приемы, заимствованные из психологии, политологии, социологии, истории, психолингвистики, этнографии, антропологии. Методические приемы и процедуры политической психологии делятся на методы исследования личности, малой группы, больших групп и масс в политике.

Методы изучения политической психологии личности подразделяются на контактные и дистантные. Первые требуют прямого общения с изучаемым чело­веком. Вторые позволяют исследовать его издалека.

Контактные методы: анкеты, опросники, тесты на выявление и определение поли­тических ценностей и предпочтений (тесты Рокича, Оллпорта-Вернона и др.). Ряд специальных тестов нацелен на оценку эмоций, возникающих по по­воду политических персон и событий (например, модификации теста рисуночной фрустрации Розенцвейга). При исследовании личности политика используют прожективные методики: метод незаконченных предложений, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха, ТАТ и т. д. Широко применя­ются также личностные тесты-опросники типа MMPI, многофакторного теста Кетелла и др.

Экспериментальные, лабораторные процедуры позволяют изучать особенности политического восприятия, позволяют оце­нить степень логичности политического мышления, количество и качество логи­ческих ошибок, уровень адекватности восприятия текстовой полити­ческой информации. Существуют и методики, которые дают возможность оценить политическую направленность психики и поведения личности в целом — напри­мер, на основе оценки уровня ригидности мышления, Ф-шкала Т. Адорно позво­ляет судить о склонности личности к авторитаризму и, еще более конкретно, к фашизму.

При изучении профессиональных политиков, а особенно политических лиде­ров, многое зависит от их личной терпимости к исследованию и от их согласия на методические процедуры, требующие достаточного количества времени и внима­ния. При наличии адекватного отношения политиков к исследованию важную роль играют интервью и беседы с ними.

Дистантные методы — разновидность методов, которые не требуют прямого, «контактного» взаимодействия с политиком. К ним относятся психобиографиче­ские методы, включающие интервью с его соратниками, родственниками и т. д., метод экспертных оценок, анализ «продукции» политического деятеля. К ней отно­сятся тексты, манера выступления, жесты и т. д. Вся эта продукция успешно изу­чается с помощью различных вариантов метода контент-анализа. В качестве ма­териала используются статьи и книги, написанные данным политиком, видео- и аудиозаписи его выступлений.

К дистантным методам относится и впервые примененное еще Г. Лассуэллом изучение медицинских карт политиков в одном из элитных санаториев, где поли­тиков лечили от неврозов, алкоголизма и т. п. К числу медико-психо­логических методов относится и определение биотипа политика. В последние годы развивается генетический анализ личности политических деятелей.

Методы исследования политической психологии малых групп. Среди таких ме­тодов большое значение до сих пор имеют разнообразные варианты социометри­ческого метода, разработанного Дж. Морено при исследовании политико-психо­логических последствий Первой мировой войны.

Социометрические опросы основаны на косвенном опросе предпочтений членов группы по отношению друг к другу. Этот метод позволяет выявить неформальную структуру группы, определить ее лидеров, ведомых, и даже «отверженных». Осо­бенно эффективны социометрические опросы для выявления структуры партий­ных политических групп.

Психосемантические методы позволяют исследовать политическую психологию групп, обладающих выраженными политическими ценностями (метод построения семантического дифференциала Ч. Осгуда). Изучая партийные документы публичного характера, можно построить многомер­ную типологию сознания политических активистов.

Методы исследования политической психологии больших групп. Для изучения больших групп широко используются наблюдение и социоло­гические опросы.

Наблюдение может быть кратко-, средне- и долговременным. Последнее ведется многочисленными исследовательскими группами и требует зна­чительных усилий по сбору материалов и созданию единой системы индикаторов, подлежащих фиксации в ходе наблюдения.

Особую популярность в последние годы получили так называемые фокуси­рованные интервью на основе метода фокус-групп. Суть метода: собирается несколько небольших (7-10 человек) групп «типичных представителей» разных больших групп и сло­ев общества, с которыми в течение нескольких часов «фокусирование» обсуждают­ся интересующие исследователей проблемы. В дополнение к количественным со­циологическим данным это предоставляет необходимый качественный материал.

Анализ всей возможной статистической информации дает дополнительные возможности исследования больших групп. Располагая соответствующей техни­кой анализа, из статистики можно извлечь массу полезных данных, проследить закономерности, выявить тенденции, подтвердить или опровергнуть те или иные политико-психологические гипотезы. Достоинство данного метода в том, что он позволяет абстрагироваться от ограничений пространства и времени.

Еще один метод политической психологии — изучение документов. Он включа­ет анализ официальных материалов, стенограмм заседаний парламента, программ партий, отчетов об официальных переговорах и т. д., а также изучение личных до­кументов — дневников, писем, мемуаров. Значительный интерес представляет так­же анализ кино-, фото-, фонодокументов, плакатов, картин и т. п.

Методы исследования политической психологии масс. При изучении массовых общностей основную роль играет метод наблюдения. Для ретроспективного анализа психоло­гии масс используют описания современников, мемуары, а также документы.

Изучение «собранной» (заранее объявленные митинги, демонстрации) или «несобранной» публики включает фоно- и видеозапись, фотосъемку, экспертные опросы и анкетирование (для «собранной») и массовые социологические опросы (для «несобранной» публики).

Игровое моделирование (метод имитационных игр) в политической психологии. Особую роль в политической психологии играет эксперимент, имеющий спе­цифическую форму игрового моделирования. При таком моделировании иссле­дуемый процесс или явление воспроизводятся в интересующих исследователя параметрах через организацию своеобразной игры. Имитируя в игровой форме развитие того или иного политического явления (конфликта, переговоров, заседания парламента и т. п.), исследователи получают возможность предвидеть варианты развития ре­ального процесса, а также вскрывать его внутренние, психологические механизмы.

Подобные игры применяются для разрешения спорных, конфликтных проблем отдельных стран и целых регионов. Их основная задача — предвидеть и устранить возможные или уже существующие конфликты. Выгоды моделирования: нейтральные эксперты, имитируя поведение участников конфликта, дают возможность прогнозировать их поведение и предлагать им конкретные ре­комендации. Если в игре участвуют представители сторон-участниц конфликта, это позволяет уточнить особенности восприятия и понимания спорного вопроса.

Если в игре участвуют лица, способные непосредственно воздействовать на ситуацию, то это ставит исследование на грань прямого влияния психологов на политику.

Сравнительно-исторические методы. К ним относятся методы исторического описания и конкретного анализа, периодизации и истори­ческих аналогий, а также сравнительный, хронологический, проблемно-хроноло­гический, ретроспективный, прогностический методы. Сюда же входят методы периодизации и исторических аналогий.

Сравнительно-исторические методы дают возможность изучать политико-пси­хологические явления и процессы в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали, а также их качественные изменения на различных этапах развития. Эти методы особенно необходимы для исследования неоднократно повторяющихся в истории явлений. Они применимы для сравнения политических процессов, имеющих генетическое родство, действующих в единой исторической ситуации, но не связанных прямо по происхождению. Сравнение отдельных этапов и периодов политического процесса дает воз­можность выявить психологические закономерности его развития.

Тема 2. Основные понятия, категории и феномены в политической психологии.

План: 1. Понятие о политическом сознании. Структура политического сознания.

2. Политическое самосознание.

3. Политические установки и стереотипы.

4. Политическое поведение.

1. Политическое сознание – это опосредованное отражение политической жизни общества, сущностью которого является проблемы власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, приобретают относительную самостоятельность.

Основные сферы политического сознания:

- политическая наука (политические теории, концепции, гипотезы);

- политическая идеология (политические ценности, идеалы, лозунги, программы, доктрины);

- политическая психология (политические ощущения, мысли, настроения, направленность, воля).

Основные типы политического сознания: государственное;

негосударственное.

Государственный, или этатический,тип политического сознания базируется на позиции, что наиважнейшими являются интересы государства.

Негосударственный, или анархистский тип политического сознания возникает там, где политическую власть злом, а государство – эксплуататором, врагом свободы.

Основные функции политического сознания:

* познавательно-информационная. Сознание помогает усвоить политические знания и информацию, определить место в общественной политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

* оценочная. Обеспечивает и содействует ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий. На основе оценки политической действительности формируются политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.

* регулятивная. Регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений, убеждений.

* мобилизующая (интегрирующая). Помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. Содействует объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок.

* прогностическая. Предвидит особенности развития политического процесса, событий.

* нормативная. Создание общепринятого образа будущего.

Носители политического сознания: личность, группа, класс, нация, масса, общество.

Структура политического сознания:

С точки зрения субъекта

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии - student2.ru политического сознания Индивидуальное политическое сознание

Групповое политическое сознание

Массовое политическое сознание.

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии - student2.ru По глубине отражения Обыденное политическое сознание

Теоретико-идеологизированное

политическое сознание.

По психологической природе Мотивационный блок

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии - student2.ru политического сознания Когнитивный блок.

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии - student2.ru По функциональным формам Политические знания

Политические оценки

Политические убеждения.

2. Политическое самосознание – процесс и ре­зультат выработки относительно устойчивой системы представлений субъекта политики о самом себе в социально-полити­ческом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит поведение и взаи­моотношения с другими субъектами и объектами по­литики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и оценивает самого себя. Это осознание себя в политике как самостоятельного дея­теля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.

Субъектом политического самосознания может выступать личность — тогда говорят об индивидуальном П.с. как осознании себя чувствующей, воспринимающей, мыслящей и созна­тельно действующей личностью. Субъектом политического самосознания может быть группа. Тогда речь идет о групповом П.с., подразумевающем наличие идеологизированных концеп­ций, касающихся осознания группой особенностей ее политического восприятия, мышления, характера и направленности действий в соответствии с интереса­ми и потребностями. Размер группы не имеет значе­ния.

Компоненты политического самосознания:

Когнитивный компонент- набор осознанных объективных знаний о своем месте в по­литике. Подразумевает наличие определенного инфор­мационного уровня, позволяющего сопоставить инфор­мацию об устройстве социально-политической среды с представлениями о роли, возможностях и способно­стях субъекта в этой среде.

Эмоциональный компонент — эмоционально окрашенное субъективное отно­шение к знанию своего объективного политического статуса: он может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный и т.п. С эмоциональным компонентом политического сознания связано политическое самоуважение, политическое самоуничижение, политическое се­бялюбие, поли­тический эгоизм и т.п.

Оценочно-волевой компонент связан с эмоциональным и проявляется в стремлении повысить самооценку, за­воевать политическое уважение, обрести или укрепить влияние, авторитет, власть. Это может проявляться в разных формах: на уровне индивидуального субъекта политического самосознания – как борьба за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост; на групповом уровне – как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижение к власти своих представителей; на социальном макроуровне может выражаться в массовом стремлении угнетенного социального слоя к революции, радикально изменяющей его положение.

В совокупности компоненты политического самосознания образуют целостный образ самого себя («Я-образ»), существующий на раз­ных уровнях развития, у всех реальных или виртуаль­ных, созданных пропагандой субъектов политической жизни. Такой образ включает реальное представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, мог бы стать, и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со способностями и возможностями; динамическое представление о том, каким субъект намерен стать в ближайшее время. Сочетание компонентов от­ражает степень развитости и детализированности политического самосознания, его развернутости в политическом времени и про­странстве.

Политическое самосознание – основа политического самоопределения. Политическое самосознание проявляется в политической практике как осознанное и выраженное стремление в эксплицитной легитимной форме политическое самоопределение или как выраженное стремление к реальной политической независимости и автономности для реализации определившегося политического самосознания. Последнее проявляется в виде стремления к политической суверенизации.

3. Установка – это предготовность субъекта реагировать тем или способом на событие или явление; внутреннее качество субъекта политики, которое базируется на его предшествующем опыте и политической культуре. В политической психологии понятие «установка» используется для объяснения отношений личности к тем или иным политическим объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности поведения, процессов социализации и трансформации поведенческих установок (под влиянием пропаганды, при прогнозировании возможных форм поведения в определенных ситуациях).

Функции установок:

1. Определяет устойчивый последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, позволяющий сохранить ее направленность в меняющихся ситуациях.

2. Освобождает субъекта от необходимости принимать решения и контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

3. Установка может выступить в качестве фактора, который будет способствовать инертности, косности деятельности, затруднит адаптацию к новым ситуациям.

Наиболее важными в политической психологии являются смысловые установки.

Смысловые установки выражают отношения субъекта к объектам, имеющим для него личностное значение. Они производны от социальных и политических установок. Такие установки имеют трехкомпонентную структуру:

- информацион­ный (взгляды человека на мир и представления о том, к чему он стремится),

- эмо­ционально-оценочный (симпатии и антипатии к значимым объектам),

- поведен­ческий (готовность действовать).

Функции смысловых установок:

* инструментальная функция (индивид приобщается к системе норм и цен­ностей);

* функция психоло­гической самозащиты (помогают сохранить status-quo личности в напряженных ситуациях).

* ценностно-экспрессивная функция (они способствуют самоутверждению субъекта);

* познавательная функция (установки выражаются в стремлении человека привести в систему содержащиеся в них личностные смыс­лы знаний, норм, ценностей..

Воз­никнув в конкретной деятельности, они могут воспроизводиться затем в сход­ных ситуациях, становиться обобщенными установками, превращаться в черты характера.

Установки более низких уровней выполняют вспомогательные психологиче­ские функции.

Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер действия. При прерывании действия целевая установка создает эффект прерванного действия («эффект Зейгарник»), требующего завершения.

Операцио­нальные установки действуют при решении частных задач на основе учета и ве­роятностного прогнозирования ситуации с опорой на прошлый опыт.

Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: stereos (твердый) и typos (отпечаток). Политико-психологическая трактовка понятия исходит из синтеза двух его значений. В полиграфии стереотип — монолитная форма-копия с набора текста или клише, которая используется при печатании многотиражных и повторных изданий. В физиологии и психологии динамический стереотип — форма целост­ной деятельности мозга, отражающаяся в сознании и поведении в виде фиксиро­ванного (стереотипного) порядка условно-рефлекторных действий. На стыке этих значений в свое время появилось понятие социального стереотипа.

В политической психологии стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашен­ный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные его черты.

Стереотип — средство оценки социально-политических явлений и процессов. Он играет двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы «экономичны» для сознания и поведения, содействуют «сокращению» процессов познания происходящего в мире и принятия решений. Не способствуя точности и анализу познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, «попадания» или «непопадания» сведений в жесткие, но определенные рамки сте­реотипа. В повседневной жизни человек лишен возможности подвергать крити­ческому сомнению «устои жизни» — традиции, нормы, ценности, правила соци­ально-политического поведения и т. п. Он не располагает полной информацией о событиях, о которых приходится высказывать собственное мнение. Поэтому в обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами. Так им проще ориентироваться в обстоятельствах, которые не требуют специальной мыслительной работы и принятия ответственного индивидуального решения. Психика человека экономична. В этом отношении сте­реотипы, как и установки, представляют собой своего рода «фиксированные момен­ты», стабилизаторы мыслительной деятельности, которая не может продолжаться непрерывно в шаблонных условиях.

С другой стороны, упрощая процесс социально-политического познания, сте­реотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного полити­ческого сознания, как правило, на основе многочисленных предубеждений. Это подчас редуцирует социально-политическое поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных реакций. Безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, в которых нужны полная и объективная информация, аналитическая оценка, принятие самостоятельного решения, осу­ществление сложного социально-политического выбора. Поэтому в массовом со­знании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к нововведениям, к самостоятельному мышлению и т. п.

Факторы формирования стереотипов:

1. Ограниченность собственного опыта и «экономичность» психики.

2. Влияние средств массовой информации.

Структура стереотипа:

С Т Е Р Е О Т И П

Когнитивно-информационные Эмоционально-чувственные Мотивационно-побудительные

компоненты компоненты компоненты

Стереотипы — мощное средство манипулирования сознанием отдельных ин­дивидов, групп и масс в политике. Содержательно, стереотип можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные едино­образные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объектам и проблемам. Это своего рода общественно-политические каноны и «ис­тины» — нормы, ценности и эталонные образцы политического поведения, кото­рые неоднократно повторяются и используются политической элитой, поддер­живаются и распространяются массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляются карательными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послушном состоянии. Со­вокупность таких стереотипов составляет идейно-политическую основу общества. Стереотипы делятся на «истинные» (обычно, «наши») и «ложные» (как правило, «не наши», поддерживающие противоположную в идеологическом отношении политическую систему).

Всякая политическая система создает набор стереотипов, следование которым необходимо для ее успешного функционирования. Обычно они поддерживаются на трех основных уровнях.

Во-первых, стереотипы индивидуального политиче­ского сознания и поведения, подкрепляемые стереотипами позитивных и негатив­ных санкций — например, вкладываемые в содержание понятия «законопослуш­ный» (добропорядочный, лояльный и т. п.) гражданин.

Во-вторых, стереотипы группового политического сознания и поведения — например, традиции того или иного этноса, слагаемые «профессиональной чести», уставы политических партий и движений и т. п.

В-третьих, стереотипы политического сознания и поведения члена общества в целом.

4. Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Уровни политического поведения:

Высший уровень – специфическая деятельность по координации чужих потребностей и и интересов в локальных границах или в рамках целого общества. Характерен для профессионалов-политиков, лидеров общества.

Средний уровень – деятельность по формированию и выражению своих интересов и их политической демонстрации. Характерен для активистов политических партий, функционеров политических организаций.

Низший уровень – деятельность по усвоению норм и ценностей политической системы, приобщению ее к политической культуре (политическая социализация); деятельность в разных формах политического участия. Характерен для рядовых граждан.

Типы политического поведения: закрытый

открытый.

Для закрытого типа политического поведения характерна политическая бездеятельность (нулевая политическая активность). Ее причина в том, что некоторые люди не могут заниматься политической деятельностью, у них нет для этого соответствующих возможностей.

Для открытого типа характерна мотивированная, целенаправленная, рациональная, соответственно психологически и эмоционально обусловленная политическая деятельность.

Психологи выделяют три формы проявления активности человека: инстинктивную, навыки, умственную. Соответственно этому рассматриваются и разновидности политического поведения.

В политике сохраняются все проявления человеческих инстинктов: самосохранение, жестокость, агрессия, насилие, солидарность и т.д.

Если говорят о политических навыках, то имеют ввиду определенные умения, привычки, стереотипы.

Основным признаком умственного поведения выступает целенаправленность. Ее обеспечивают за счет всяких программ, идеологических схем, концепций, акций, кампаний и т.д.

Механизм политического поведения сложен и неоднозначен и может проявляться в следующих функциях политика:

· объединение общества, граждан вокруг определенных ценностей, интересов, целей и задач.

· поиск и принятие оптимальных политических решений. Реализация этой функции требует определенных аналитических навыков, умения сравнивать, выбирать самые эффективные решения.

· защита граждан от проявления беззакония, самоуправства бюрократии, поддержания гражданского порядка.

· укрепление политических связей с массами.

· инициирование, обновление и генерирование оптимизма и социальной энергии масс, мобилизация их на реализацию определенных целей и задач.

Наши рекомендации