Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации
Гражданская служба субъектов Федерации - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий региональных государственных органов.
Имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Гражданская служба субъектов Федерации политически, экономически, юридически и организационно до сих пор представляла собой практически самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами. После принятия Указа Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. №849, региональная гражданская служба в основных чертах начала постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы страны в целом. Но ее разрыв с федеральной гражданской и муниципальной службами все еще значительный.
Формирующаяся гражданская служба субъектов Федерации дифференцируется по трем критериям (основаниям): по территориально-национальному принципу, по уровням власти и по ветвям власти. Соответственно этому можно предложить следующую классификацию:
1) по территориально-национальному принципу – в 84 субъектах федерации;
2) по уровням государственной власти (по вертикали) - гражданские службы: региональные, районные;
3) по ветвям государственной власти (по горизонтали) - гражданские службы: законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти.
По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть, что структура районных аппаратов органов исполнительной власти, по мере формирования, почти один к одному повторяет основную структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В состав гражданской службы законодательной власти входят лишь гражданские службы законодательных органов субъектов Федерации. Поскольку законодательные органы некоторых субъектов Федерации (например, республик Башкортостан, Карелии, Саха (Якутии) и др.) имеют двухпалатную структуру, то и гражданские службы здесь также разделяются по этим палатам. Из-за бедности многих субъектов Федерации их законодательные органы формируются по смешанной системе: часть депутатов оплачивается государством, а другая - ведет работу на общественных началах.
Гражданская служба исполнительной власти включает: 1) гражданскую службу первых руководителей исполнительной власти субъектов Федерации; 2) гражданскую службу Правительства субъектов РФ; 3) гражданскую службу региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов Федерации; 4) гражданскую службу региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитектура и др.).
Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации и мировых судей.
Гражданские службы региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (военные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здравоохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитражных судов и гражданские службы региональных прокуратур формально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации, но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение многих их задач.