Конституционные основы социально-экономической деятельности
Право осуществляет комплексное и полноценное регулирование эк. процессов, но в Конституции присутствуют лишь те положения, которые рассматриваются в качестве соц.ценностей и имеют фундаментальное значение. Конституция оказывает регулятивное воздействие на эк.систему, предопределяет соц.политику гос-ва,создавая условия для свободного развития эк.отношений. РФ – активный субъект регулирования экономики + выступает самостоятельным участником гр.оборота.Из ст.8 Конституции видно,что осн.цель вмешательства в экономику – обеспечение нормального функционирования рынка и поддержание условий,благоприятсвующих реализации законных интересов субъектов хоз.деятельности.Но она не содержит никаких соц.-эк. стандартов, так что реальный уровень реализации прав и свобод в эк.сфере определяется фактическим уровнем развития общества и объемом материальных ресурсов самого гос-ва.
КП как ведущая отрасль права содержит положения, призванные подчинить весь комплекс правового регулирования экономики гуманистическим и демократическим принципам. Его задача: примирить эк. противоречия и устранить конфликты между участниками гр.оборота с тем, чтобы естественные эк. процессы корректировались с учетом интересов общества и личности. Для этого Конституция:
· закрепляет осн. характеристики нац.эк.системы
· устанавливает осн. направления эк. деятельности гос-ва
· обеспечивает стабильность и предсказуемость эк.отношений
· определяет меру и реальное содержание эк.свободы,которой пользуются субъекты предпринимательской деятельности
· обозначает требования к условиям,в которых происходит формирование человеческой личности,ее интеграция в различные соц.институты
Положения ст.8 классифицируются как неотъемлемые части основ конститутционного строя и отражают неразрывное единство полит.,идеол. и эк. плюрализма:
· единство эк.пространства.Проявляется в снижении дифференциации уровней соц-эк. развития регионов,активизации процесса эк.интеграции субъектов РФ
· свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств. В соответствии со ст.74,на территории РФ не допускается установление таможенных границ,пошлин,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров,услуг,фин.средств.
· поддержка конкуренции
· свобода эк.деятельности – отношения,опосредующие выражение свободной воли собственников,направленной на извлечение прибыли или иных выгод. В общем виде – возможность приобретать ресурсы,организовывать процесс производства товара/услуги по своему выбору и продавать это+ реализация ресурсов по своему усмотрению.
· равная защита всех форм собственности.Цель:разрушение монополии гос.собственности и деидеологизации эк.политики гос-ва
Законодательство устанавливает конкретные механизмы реализации принципа социально ориентированной экономики:
· мин.размер оплаты труда
· охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда,содействие общ.контролю за соблюдением его прав и интересов.Осн. правовые средства – фед.гос.надзор за соблюдением трудового законодательства,гос.экспертиза условий труда,участие гос-ва в финансировании мероприятий по охране труда и т.д.Охрана здоровья обеспечивается посредством охраны окр.среды,созданием благоприятных условий труда,отдыха,производством и реализацией хороших продуктов питания,мед.помощь.
· поддержка семьи,материнства,отцовства,детства. Семьи.имеющие детей,реализуют право на меры соц.поддержки и охраны здоровья,выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности для ухода за больным членом семьи,предоставление более мягких условий труда беременным,поддержка молодежных и детских объединений,поддержка инвалидов.
· развивается система соц.обслуживания.Гарантируется право на него нуждающимся в постоянной или временной помощи в связи с утратой возможности самому удовлетворять свои осн.потребности.
· действует система гос.пенсий,пособий,льгот.Включает:обязательное пенсионное страхование.деятельность негос.пенсионных фондов, выплата пенсий по старости, инвалидности,по случаю потери кормильца. Законом «О гос. пенсионном обеспечении в РФ» закреплены условия оказания гос.соц.помощи, оказываемой в целях поддержания уровня жизни, снижения уровня соц.неравенства, усиления адресности соц. поддержки нуждающихся.
· обеспечение доступности образования