Информационная функция сми
В качестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назвать информационную функцию современных СМИ.
Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.
Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации, сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности президента, правительства, парламента, и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
Информационная функция состоит в сборе и распространении информации с учетом разнообразия структуры и интересов массовой аудитории. Информация может быть самая разнообразная: событийная, аналитическая, документальная, историческая, культурная и т.д. СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей их социальной и природной среде, чтобы строить свою жизнь с учетом происходящего.
Поэтому информация должна быть:
· актуальной, чтобы соответствовать жизненным проблемам людей.
· своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент.
· полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящих событий.
· объективной, чтобы полученная информация помогала адекватно реагировать на происходящее.
· разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной.
· информация должна быть структурированной для различных социальных групп с учетом их интересов и запросов.
При этом главным источником информации в Беларуси, как и в большинстве других стран мира, является телевидение. Приведем примеры из аудиовизуальных СМИ. Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании первым из национальных информационных служб начинает свою работу в эфире в 7 утра и заканчивает далеко за полночь.
Приведем примеры информационных программ телевидения:
На канале "Беларусь 1" выходят такие информационные программы, как "Доброе утро, Беларусь!", "Новости", "В центре внимания", "Новости региона".
Программа телеканала "ОНТ" предлагает информационные программы "Наше утро", "Наши новости".
На телеканале "СТВ" выходят программы "24 часа", "Минщина", "Столичные подробности".
Программы «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости 24 часв», выходящие на белорусских телеканалах – это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию.
Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день.
Журналисты стремятся сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций – задача других передач (например, «В центре внимания»).
Первый национальный канал Белорусского радио предлагает слушателям информационные программы "Радиофакт", "Сельское утро", "Новости", "Постфактум", "Партнёр" (информация для деловых людей), "СМС-эфир", "Добрый день!" и другие.
Информационная функция СМИ в полной мере реализуется и в газетах. Например, в «Советской Белоруссии» на первой странице выходит рубрика «Одним словом», в которой рассказывается о наиболее значимых новостях.
Среди новостных сайтов в Беларуси лидирует TUT.BY. Посещаемость титульной страницы достигает 530 тыс. уникальных посетителей в сутки, раздела "Новости" - 300 тыс.
К сожалению, в последнее время, в особенности в интернет-СМИ, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д.
Как-то незаметно быстро в прессе произошла подмена главных персонажей: «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные персонажи; негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах.
В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира.
Поэтому очень важна ответственность журналиста за слово, написанное в печатном издании, в интернете, или сказанное в эфире. Часто о новостях мы узнаем из интернета, из блогов, но эта информация не всегда проверена.