Участие граждан в муниципальных выборах
Участвовали ли Вы в муниципальных выборах в 2000-2005 гг.?
Степень участия граждан в муниципальных выборах | Данные социологических опросов (интегральный показатель по России) | Данные регионального опроса в г. Туле |
Участвовал во всех выборах | 66 % | 52,7 % |
Участвовал, но не всех выборах | 17 % | |
Не участвовал | 18 % | 47,3 % |
Однако, по данным Центральной избирательной комиссии действительно принимают участие в местных выборах в среднем от 30 до 40 % населения, столько же (32 %) демонстрируют готовность участвовать в выборах местных органов власти. Таким образом, данная форма участия граждан в местном самоуправлении вряд ли может отображать реальную активность населения, но является, тем не менее, социально одобряемой формой поведения.
Одна из наиболее перспективных форм участия граждан в местном самоуправлении – правотворческая деятельность, которая позволяет населению не только проявлять свою активность, но выявлять и соответствующим образом корректировать органами местного самоуправления собственную позицию при принятии соответствующих решений.
Вместе с тем, реальное участие населения в создании нормативных основ деятельности местного самоуправления представляется несколько затруднительным. Во-первых, следует отметить низкий интерес граждан к законотворческой деятельности, так только около трети респондентов проявляют постоянные интерес к принятию новых российских законов, остальные же интересуются ими крайне редко или вообще не проявляют никакого интереса (41 и 31,3 % соответственно) (прил., рис.2). Интерес к нормативным актам, которые принимают органы местного самоуправления, еще ниже. Согласно результатам регионального исследования, всего 12 % туляков интересуются нормативными актами, принимаемыми Тульской городской Думой (прил., рис.3).
Во-вторых, - сложность и многоаспектность законотворческого процесса, предусматривающего юридическую выверенность документов, их соответствие федеральному, региональному и местному законодательству. Поэтому активизация этой формы самодеятельности населения должна осуществляться посредством процедур активного взаимодействия и помощи со стороны органов местного управления, которые в большинстве случаев сами заинтересованы в выявлении и решении проблем, наиболее актуальных для населения.
Одной из наиболее известных гражданам практик участия граждан в местном самоуправлении являются обращения населения в органы местного самоуправления. Однако результаты проведенного общероссийского исследования показывают, что обращения граждан к органам местного самоуправления является мало распространенной формой участия: всего 6 % опрошенных сообщили, что они обращались к органам местной власти за помощью. Интересен тот факт, что согласно исследованию, проведенному в 2003 г., уровень распространенности данной формы участия был более высок: 14 % респондентов заявили о применении данной формы в своей жизненной практики. Статистика полученных ответов свидетельствует, что чаще всего в органы местного самоуправления обращаются представители социально «уязвимых» групп населения, прежде всего люди пожилые и с низким уровнем образования. Среди них доля обращавшихся за помощью к местной власти составляет максимальную среди всех других групп опрошенных величину - 37 %. Что же касается уровня доходов граждан, то в большинстве случаев он не влияет на активность их обращения в органы власти. Исключение составляет группа хорошо обеспеченных респондентов, которые прибегают к помощи власти заметно реже остальных – 26 % по сравнению с другими категориями граждан (прил., рис.4,5,6).
Согласно региональным исследованиям в 1999 - 2004 гг. этой формы участия придерживались от 14 до 20 % населения, в 2006 г. – 36 %. Причем, данная форма участия пользуется большей популярностью у женщин, нежели у мужчин. В отличие от общероссийского исследования, в г. Туле увеличилось число молодых респондентов и людей среднего возраста, использовавших данную форму. Однако наметилась тенденция к снижению уровня декларируемой готовности туляков использовать данную форму участия: в 1999 - 2003 гг. от 40 до 60 % туляков были готовы участвовать в данном мероприятии, в 2004 году – только около четверти всех опрошенных (28,7 %), в 2006 году – 34,7 % (прил., табл.2,3, рис.7).
Подобная ситуация связана в первую очередь, с невысокой эффективностью данной практики участия, ее неспособностью оказывать влияние на принятие решений, что отметило значительное число респондентов (43 % - согласно данным общероссийского исследования, 54,7 % - регионального) (рис.3).
Рисунок 3
Эффективность обращения граждан
в органы местного самоуправления: сравнительный анализ
Существуют и другие формы непосредственной демократии, используемые населением в системе местного самоуправления: обсуждение вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, а также проявление самодеятельности в различных сферах общественной жизни (табл.4).
Таблица 4
Формы участия граждан в местном самоуправлении
Скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам за последний год
принимать участие в каких-либо мероприятиях,
организованных жителями Вашего города? (2005 г.)
Варианты ответов | Средний показатель участия |
Субботники и другие мероприятия по уборке дворов и улиц | 26 % |
Собрания жильцов домов и жителей города, села, района | 18 % |
Культурно-спортивные мероприятия | 7 % |
Митинги, пикеты, акции протеста | 4 % |
Материальное обеспечение совместных мероприятий или помощь кому-либо из жителей | 1 % |
Совместная ликвидация последствий аварий, пожаров и других чрезвычайных мероприятий | 1% |
Совместное обеспечение порядка и безопасности | 1% |
Другое | 1% |
Затрудняюсь ответить | 2 % |
Таким образом, из приведенной таблицы видно, что наибольшей популярностью пользуются повседневные формы участия граждан, такие как субботники, культурно-спортивные мероприятия, собрания жильцов.
Достаточно важным аспектом в изучении участия граждан в местном самоуправлении является рассмотрение неконвенциональных форм участия. Следует отличать готовность принять участие в протестных акциях и действительный уровень протестной активности. В науке существуют понятия «протестная активность» и «протестный потенциал». Под протестной активностью понимают охват (вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и его динамику. Под протестным потенциалом понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях, при определенных условиях (например, «я, возможно, мог бы участвовать в запрещенных демонстрациях»; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности)[81].
Отметим, что данные общероссийского исследования свидетельствуют о том, что все массовые формы протестной активности пользуются в России меньшей популярностью, – это касается бойкотов, митингов, демонстраций и неофициальных забастовок. Самым приемлемым для граждан видом протестного поведения является подписание коллективных писем и петиций, а также участие в разрешенных демонстрациях. В г. Туле похожая ситуация: протестная активность граждан находится на невысоком уровне. Туляки демонстрируют низкий уровень участия в протестных акциях и низкую степень готовности принять в них участие (прил., табл.4). Большинство граждан не склонны рассматривать указанные формы участия в качестве инструментов выражения и защиты своих интересов (более 80 % опрошенных отметили, что не стали бы принимать участие в подобных акциях). В то же время, по их мнению, они являются наиболее действенными способами оказания воздействия на решения властных структур муниципального образования (рис.4).
Рисунок 4