Административный процесс и производство по делам об административном правонарушении

I. Задание для самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля.

1. Разберитесь с понятиями «процесс», «административный процесс», «административное производство», «административная процедура», «административная юрисдикция».

2. Определите субъектов, стороны и участников административного процесса.

3. Уясните, что представляют собой административные процедуры.

4. Подберите примеры административных процедур в таможенном деле.

5. Назовите виды административных производств. Будьте готовы рассказать подробно об одном из них.

6. Разберитесь с понятиями «процесс», «административный процесс», «административное производство», «административная процедура», «административная юрисдикция».

7. Определите субъектов, стороны и участников административного процесса.

8. Уясните, что представляют собой административные процедуры. Подберите примеры административных процедур в таможенном деле.

9. Назовите виды административных производств. Будьте готовы рассказать подробно об одном из них.

10. . Что является доказательствами в административном процессе?

11. . Каковы способы сбора и получения доказательств по делам об административных правонарушениях?

12. . Что должен содержать протокол об административных правонарушениях?

13. . Что представляет собой административное расследование?

14. . Что представляет собой стадия обжалования и пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях?

15. . Кто имеет право подавать жалобы на незаконно наложенное наказание?

16. Назовите этапы исполнения постановления по делам об административных правонарушениях.

17. . Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях.

18. Правовые основы, порядок и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

19. . Что представляют собой меры обеспечения производства делам об административных правонарушениях?

20. Какие меры обеспечения производства вправе применять должностные лица при возбуждении делам об административных правонарушениях?

21. Кто из должностных лиц имеет право возбуждать и рассматривать делам об административных правонарушениях?

22. Каковы этапы стадии рассмотрения делам об административных правонарушениях применяются в деятельности антимонопольных органов?

2. .Основные термины и понятия

Административный процесс, являясь одним из видов юридичес­кого процесса и обладая всеми вышеперечисленными его признаками, с другой стороны представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти, направленной на решение определенных управ­ленческих индивидуальных дел, достижения юридических результатов и урегулирована нор­мами административного права.

Эти индивидуальные дела возникают: во-первых, при обращении граждан по поводу нарушения их субъективных прав и законных интересов, во-вторых, в делах об административных правонарушениях, в-третьих, в делах о должностных (дисциплинарных) проступках, в-четвертых, в делах о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству (предприятию, учреждению, организации), в том числе, о материальной ответственности военнослужащих, в-пятых в делах по административному надзору, в-шестых, в делах о спорах в сфере управления (например, рассматриваемые арбитражными судами), в-седьмых, в делах об изобретениях, открытиях и патентах и в - восьмых, в делах о приватизации имущества и т.д..

Общим для всех ученых первой группы является деление административного процесса на три части, каждую из которых можно назвать административным процессом:

а) нормотворческий - административно-правотворческий; когда органы (должностные лица) исполнительной власти в ходе осуществления властной деятельности принимают нормативные административные акты в порядке, установленном административно-процессуальной формой. Эта часть процесса охватывает следующие административные производства, каждое из которых в данном контексте можно назвать порядок:

- по принятию актов Президента РФ;

- по принятию актов Правительства РФ;

- по принятию актов федеральных органов исполнительной власти;

- по принятию актов высшими должностными лицами и органами исполнительной власти субъектов Федерации и др.

б) правонаделительный - административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс представляет собой осуществляемую в административно-правовой форме деятельность субъектов исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов (решений), направленных на организацию исполнения законов и иных правовых актов. Этот процесс объединяет следующие административные производства, каждое из которых еще называются процедурами:

- по выдаче разрешений ( лицензий, допусков, прав на управление);

- по регистрации (транспортных средств, граждан, в т.ч. иностранных граждан);

- по приватизации государственного и муниципального имущества;

- по распределении ресурсов (квартир, денежных средств, земельных участков и т.д.).

- по комплектовании личного состава ( призыв на военную службу, прием в ВУЗы, прием на государственные должности.

в) юрисдикционный - административно-юрисдикционный процесс представляет собой деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемую в административно-процессуальной форме. В его состав можно включить следующие административные процессы производства:

- производство по письмам граждан;

- дисциплинарное производство;

- исполнительное производство (исполнение актов судов, иных уполномоченных органов о передаче денежных средств, либо совершению определенных действий в пользу других граждан;

- по применению мер административного пресечения (принудительное лечение, административное задержание граждан, личного досмотра, изъятия личных вещей и документов и др.

- производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права. Оно является очень важным элементом в структуре административного процесса и его можно рассмат­ривать как вид деятельности уполномоченных субъектов по применению ад­министративных взысканий и совокупность возникающих при этом отноше­ний, регулированных нормами административного права.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрис­дикционного характера, производство по делам об административных пра­вонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуаль­ных стадий. Можно выделить следующие основные стадии производства:

а) возбуждение дела;

б) рассмотрение дела и принятие по нему постановления;

в) пересмотр постановлений и решений;

г) исполнение постановлений

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно,а в случаях, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о нарушителе – в течение двух суток. Протокол может быть составлен в течение месяца после возбуждения дела,в случае проведения административного расследования.

Административное расследованиепроводится, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области защиты прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и сбыта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте возникает необходимость в технической экспертизе или иных процессуальных действиях, требующих значительных временных затрат. Только после их окончания составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении дела.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях применяются меры обеспечения производства по делам об администра­тивныхправонарушениях, которые сформулированы в главе 27 КоАП РФ). Их цель: пресечение правонарушения, установление личности на­рушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявление правонарушения, обеспечение своевременности и правильности рассмотрения дела об административном правонарушении и т.д. В новом Кодексе определено тринадцать этих мер:

- доставление;

- административное задержание;

- личный досмотр; досмотр вещей;

- досмотр транспортного средства, находящемся при физическом лице;

- осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

- изъятие вещей и документов;

- отстранение от управления транспортными средствами соответствующего вида;

- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

- задержание транспортных средств, запрещение его эксплуатации;

- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

- привод;

- временный запрет деятельности.

- Под вещественными доказательствами понимают­ся орудия совершения или пред­ме­ты административного пра­во­на­ру­ше­ния, в том числе орудия совершения или пред­ме­ты административного пра­во­на­ру­ше­ния, со­хра­ни­вшие на се­бе его следы. В слу­ча­е не­об­хо­ди­мости они фо­то­гра­фи­ру­ют­ся или фик­си­ру­ют­ся иным уста­но­влен­ным спо­со­бом и при­об­ща­ют­ся к де­лу об административном правонарушении. О на­ли­чии ве­ще­ствен­ных до­ка­за­тельств делается за­пись в про­то­ко­ле об ад­ми­ни­стра­ти­вном пра­во­на­ру­ше­нии или в ином про­то­ко­ле, пре­ду­смот­рен­ном на­сто­ящим Ко­де­ксом.

- Документы признаются дока­за­те­льс­тва­ми, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Они мо­гут со­де­ржать све­де­ния, за­фик­си­ро­ван­ные как в пи­сь­мен­ной, так и в иной фор­ме. К документам могут быть отнесены ма­те­ри­алы фо­то- и ки­носъ­ем­ки, зву­ко- и ви­део­за­пи­си, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Су­дья, ор­ган, долж­но­ст­ное ли­цо, в про­из­водс­тве ко­то­рых на­хо­дит­ся де­ло об ад­ми­ни­стра­ти­вном пра­во­на­ру­ше­нии, обя­заны при­нять не­об­хо­ди­мые ме­ры по обес­пе­че­нию со­хран­но­сти до­ку­мен­тов до раз­ре­ше­ния де­ла по су­ще­ству, а так­же принять ре­ше­ние о них по окон­ча­нии рас­смо­тре­ния дела.

В производстве также используются показания специальных технических средств,под которыми понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Они отражаются в протоколе об административном правонарушении.

- Третьей (факультативной) стадией производства является пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении. Постановление по де­лу об ад­ми­ни­стра­ти­вном пра­во­на­ру­ше­нии мо­жет быть об­жа­ло­вано: правонарушителем, потерпевшим, законным представителем физического и юридического лица, защитником и представителем:

1) вы­не­сен­ное су­дь­ей — в вы­шес­то­ящий суд;

2) вы­не­сен­ное коллегиальным органом — в рай­он­ный суд по мес­ту на­хож­де­ния коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган,вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4)вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в рай­он­ный суд по мес­ту рассмотрения дела.

II. Рекомендации по выполнению заданий при самостоятельной подготовке

Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов. Студенты очной формы обучения при самостоятельной подготовке, должны готовится к экспресс – опросу, который будет проведен в начале следующего занятия.

4. Практические занятия (очная , очно-заочная формы обучения)

Время - 2 часа

Место проведения - учебная аудитория

3.1 В начале практических занятий, прежде чем приступить к разрешению ситуативных заданий и решению задач, студенты по вызову преподавателя в течение 30-35 минут отвечают по следующим вопросам темы №9 :

1. Административный процесс: понятие, основные черты и принципы

2. Административные производства и их виды.

3. Административная юрисдикция: понятие, основные черты, принципы и структура

4. Понятие, задачи, принципы, производства по делам об административных правонарушениях

5. Участники производства по делам об административных правонарушениях

6. .Стадии производства по делам об административных правонарушениях

7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

3.2 Рекомендации по подготовке к семинару

Подготовку первого вопроса необходимо начинать с изучения понятия процесса, его видов. Что касается административного процесса, необходимо иметь в виду, что существует несколько точек зрения ученых о сущности административного процесса и что мы придерживаемся точки зрения большинства ученных в соответствии с которой, административный процесс состоит из трех производств: правотворческого, правонаделительного и юрисдикционного. Что касается принципов административного процесса, то их нужно не только знать их по наименованиям, но и расшифровать каждого из них.

При подготовке второго вопроса необходимо сначала усвоить сущность административного производства, перечислить основные из них (в правотворческой, правоприменительной и юрисдикционной части. Целесообразно будет рассмотреть более подробно по стадиям производство по жалобам (регистрация жалобы, рассмотрение ее руководителем и назначение исполнителя – первая стадия, проверка обстоятельств, изложенных в жалобе и их документирование, подготовка итоговой справки по результатам проверки с предложением о принятии мер, наказании виновных и доклад ее руководству - вторая стадия, подготовка проекта приказа о наказании и ответа автору жалобы третья стадия, подписания проекта приказа о наказании и ответа автору жалобы – четвертая стадия и дисциплинарное производство (подготовка сообщения о грубом нарушении дисциплины государственным служащим и резолюция на нем или ином подобном документе руководителя о назначении служебного расследования –первая стадия, рассмотрение о документирование всех обстоятельств совершения нарушения дисциплины., истребование данных и характеристик о сотруднике, совершившем нарушение и подготовка для доклада руководителя на основании всех этих материалов справки по результатам служебного расследования и с предложениями о принятии мер к нарушителю – вторая стадия, принятие решения руководителем о наказании сотрудника и иных виновных лиц и устранении негативных последствий данного правонарушения третья стадия, подписания проекта приказа о наказании сотрудника и иных виновных лиц – четвертая стадия)

При подготовке третьего вопроса необходимо усвоить прежде всего общий смысл административно - юрисдикционной деятельности как разрешение должностными лицами органов исполнительной власти различных споров, что является главной особенностью этой деятельности. Говоря о структуре административной юрисдикции необходимо отдельно остановиться на ее субъектах, имея ввиду, что кроме участников производства и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать решению по делу об административном правонарушении, к этим субъектам относятся также руководители всех государственных органов, все командиры и начальники военной и правоохранительной служб правомочные привлечь к дисциплинарной ответственности и наказать подчиненных. Можно перечислить и кратно охарактеризовать основные административные производства административной юрисдикции Ответ будет завершен, когда студент определить три основных составляющих административной юрисдикции.

Подготовку четвертого вопроса необходимо начинать с подробного ознакомления с двадцать четвертой главой КоАП Росссии, где даны общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Кроме задач и принципов производства по делам об административных правонарушениях, необходимо дать его общую характеристику, кратко упомянуть о стадиях производства, судьях, органах должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, об участниках производства и применяемых мерах его обеспечения.

При подготовке пятого вопроса необходимо хорошо усвоить основный положения двадцать пятой главы, при этом, особое внимание обратить на первые шесть участников производства по делам об административных правонарушениях. Права и обязанности лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также защитника и представителя желательно выучить наизусть.

При подготовке шестого вопроса необходимо иметь в виду, что каждой стадии производства по делам об административных правонарушениях посвящена отдельная глава. Кроме того, на каждой стадии производства применяются положения и иных глав четвертого раздела Кодекса. Так, на первой стадии производства по делам об административных правонарушениях кроме основных положений двадцать восьмой главы нужно хорошо знать и двадцать седьмую главу так как на этой стадии применяются почти все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, кроме привода. На второй стадии производства нужно хорошо знать участников производства, а также какие дела уполномочены рассматривать судьи, органы и должностные лица, что подробно расписано в двадцать третьей главе, а также желательно наизусть статьи 4.2, 4.3 и особенно все восемь обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях в статье 24.5 КоАП РФ.

При подготовке седьмого вопроса необходимо, прежде всего, внимательно перечитать все статьи 27 главы. Статью 27.1 КоАП России необходимо выучить наизусть. Изучение применения таких мер как доставление, административное задержание и привод необходимо на конкретных ситуациях, Что касается проведения личного досмотра, досмотра транспорта, досмотра вещей, находящихся при физическом лице и осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. То необходимо усваивать не только порядок их проведения, но и поводы к проведению этих действий.

4.1. Рекомендации по подготовке к практическому занятию выполнению заданий .

Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов

Прежде чем приступить к изучению сущности производства по делам об административных правонарушениях, необходимо вкратце повторить начало лекции об административном процессе, административных производствах и более подробно остановиться на административно-юрисдикционных производствах. В дальнейшем подготовку необходимо сосредоточить на изучении четвертого раздела КоАП России.

4.2. Студенты по очереди решают практические задачи.

ЗАДАЧА № 1

Директор рыбзавода в г. Энгельсе получил по почте поста­новление начальника управления эксплуатации Саратовского водохранилища о наложении на него штрафа за засорение водо­хранилища и водоохранной зоны отходами производства. Впос­ледствии он выяснил, что представителем управления с участием инспектора рыбоохраны и работника городской администрации производился осмотр берега водохранилища в черте города, со­ставлялись какие-то акты, но представители рыбзавода в осмотре не участвовали, с составленными актами их не знакомили.

Имеет ли правовую силу постановление о наложении административ­ного взыскания, если не соблюдены требования закона по состав­лению акта обследования, протокола об административном пра­вонарушении? Куда обратиться директору рыбзавода с жалобой?

ЗАДАЧА № 2

В краевую прокуратуру поступило письмо от водителя Кибизова следующего содержания: «21 ноября с.г. в 17 ч на до­роге между Минеральными Водами и Невинномысском меня остановил сержант милиции и, проверив мои документы, зая­вил, что у меня неправильно оформлены документы на груз. Пришлось ехать с ним до ближайшего отдела внутренних дел в Невинномысске. Там я отказался давать объяснения, потребо­вав адвоката. Дежурный по отделу внутренних дел заявил, что по административным делам адвоката приглашать необязатель­но. Меня продержали в дежурной части вплоть до 9 ч утра. Как защититься от подобного произвола?»

Подготовьте проект от­вета прокурора водителю.

ЗАДАЧА № 3

Шофер сельскохозяйственного кооператива «Рассвет» в течение двух дней самовольно использовал в личных целях за­крепленную за ним автомашину. Председатель кооператива сво­им распоряжением наложил на него штраф в размере 100 рублей

Наделен ли председатель кооператива правом наложения адми­нистративных взысканий?

Куда можно обжаловать данное рас­поряжение?

ЗАДАЧА № 4

Сержант полиции Хитров был задержан охотинспектором в лесу с незаконно отловленными белками. Постановле­нием начальника государственной охотинспекции решено взыскать с него 2100 руб. в возмещение причиненного ущерба.

Почему на сержанта полиции Хитрова начальником инспекции не наложен административный штраф согласно ст. 8.37 КоАП РФ?

ЗАДАЧА № 5

Гражданин Симонов, наказанный за мелкое хулиганство административным арестом на 10 суток, попросил судью, рассмат­ривавшего дело, отпустить его домой на похороны брата, погиб­шего в автомобильной катастрофе.

Как должен поступить судья?

ЗАДАЧА № 6

Административная комиссия при городской администра­ции приняла постановление о наложении на гражданина Волкова административного штрафа за нарушение правил торговли. На заседании комиссии Волков, отрицая факт правонарушения, просил вызвать свидетелей, ука­занных в протоколе. Комиссия заверила его, что указанные в протоколе факты будут перепроверены. Через две недели в бух­галтерию по месту работы Волкова пришло постановление о взыскании административного штрафа в бесспорном порядке.

Имеются ли в дан­ном случае нарушения порядка производства по этому делу?

ЗАДАЧА № 7

Решением комиссии по делам несовершеннолетних 17-летний Селезнев за мелкое хищение был подвергнут административному штра­фу. Постановление было вынесено комиссией в составе пред­седателя, секретаря и одного члена (из общего состава семи человек), с остальными решение было согласовано в опросном порядке.

Имеет ли юридическую силу решение, принятое в та­ком порядке?

ЗАДАЧА № 8

10 декабря прокурор города опротестовал как незакон­ное постановление главного врача санитарно-эпидемиологи­ческого центра от 30 ноября о наложении административного штрафа на шеф-по­вара диетической столовой Торосяна. К моменту рассмотрения протеста срок, предоставленный законом для добровольной уплаты административного штрафа, истек, и постановление было обращено к прину­дительному исполнению.

Правомерно ли это действие главно­го врача санэпидемцентра? (см. ст. 31.6 КоАП РФ.)

ЗАДАЧА № 9

Руководствуясь правом на альтернативное обжалование административных актов, установленным Законом РФ от 27 ап­реля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан», водитель Трошин, оштрафованный по постановлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения, решил, что он обжалует это постановление сначала в вышестоящий орган госинспекции, а уже затем, если это не даст положительного результата, в суд.

Обоснованны ли расчеты Трошина?

5. Практические занятия с ИАМ (очная, заочная, очно-заочная формы обучения)

Время - 6 часов

Место проведения - учебная аудитория

Наши рекомендации