ЕС в 2000-е годы. Расширение Евросоюза
Истоки процессов 2000-х гг – в 1990х, точка отсчета – Маастрихтский договор 1992. Сам Маастрихтский договор стал результатом сложных компромиссов между еврооптимистами и евроскептиками внутри союза. Договором была предусмотрена возможность пересмотра и дальнейшего развития его положений межправительственной конференцией стран ЕС. Конференция открылась 29 марта 1996 г. в Турине и завершилась в Амстердаме 16-17 июня 1997г. принятием Амстердамского договора. Договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., в частности, предусматривает:
- расширение компетенции ЕС в сфере внутренней политики. Европол наделяется оперативными функциями. В течение 5 лет должен быть снят контроль на границах между всеми странами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) и установлены общие стандарты контроля за внешними границами;
- новые функции по регулированию международных кризисов (всякие гуманитарные и миротворческие миссии, стали соперничать с ОБСЕ, см. выше). Амстердамским договором к компетенции ЕС отнесено осуществление гуманитарных акций, а также операций по поддержанию и укреплению мира. ЕС может принимать политические решения, уполномочивающие ЗЕС на проведение таких операций. На саммите ЕС в Кёльне 3-4 июня 1999 г. было принято решение о разработке и реализации в рамках СВПБ совместной европейской политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Кёльнское решение, предусматривающее предоставление полномочий для самостоятельного осуществления военных операций по обеспечению мира в условиях вооруженных кризисов при опоре на инфраструктуру НАТО, а также создания необходимых для этого органов ЕС, включая комитет по политике безопасности, военный комитет, штаб ЕС и др., по существу означает полную интеграцию ЗЕС в структуры ЕС;
- реформу структур и институтов ЕС (укрепление ЕП, углубление интеграции – общая внешняя политика, попытки конституции).
15 июля 1997 г. Комиссия ЕС представила «повестку дня 2000», содержащую рекомендации относительно основных направлений реформы в деятельности союза, обусловленных положениями Амстердамского договора и предстоящим расширением ЕС на Восток. Эти рекомендации были одобрены 26 марта 1999 г. в Берлине. Согласование призвано разрешить противоречия, возникающие в ходе одновременного углубления интеграции и расширения Европейского союза. ТО, все эти задачи потом воплощались в 2000х.
РАСШИРЕНИЕ ЕС. Еще в 1993 г. вступило в силу соглашение между странами ЕС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), фактически позволившее странам ЕАСТ войти в единый рынок ЕС. С 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС. Наиболее сложным и спорным был вопрос о вступлении в ЕС стран ЦВЕ. В течение ряда лет после краха коммунистических режимов в Европе ЕС не занимал ясной позиции по этому вопросу, хотя уже на раннем этапе им была разработана стратегия более тесного сотрудничества со странами ЦВЕ на основе соглашений об ассоциации, известных как «европейские соглашения». Первыми такие соглашения с ЕС 16 декабря 1991 г. подписали Венгрия, Польша и Чехословакия. Впоследствии они были подписаны со всеми 10 государствами ЦВЕ.
«Европейские соглашения» предоставили странам статус ассоциированных членов и предполагают возможность их вступления в ЕС, регулируют полит.и эконом. отношения с союзом, включая установление режима свободной торговли. Лишь на заседании в Копенгагене в июне 1993 г. Европейский совет принял политическое решение о том, что «ассоциированные страны ЦВЕ, желающие того, станут членами ЕС».
Стремление руководства ЕС вовлечь государства ЦВЕ в Интеграционные процессы имело прежде всего геополитическое основание. После распада социалистического содружества и его организаций — СЭВ и ОВД — перед ЕС открыть реальная возможность усилить свое влияние в Европе и ослабить зависимость от США. В случае бездействия ЕС По его границам мог сложиться пояс политически нестабильных государств, откуда в Западную Европу шли бы потоки Нелегальных мигрантов, оружия и наркотиков. Намерение создать вокруг ЕС зону стабильности и безопасности усиливалось также войной в Югославии. У расширения имелся и Экономический мотив: крупнейшие западноевропейские корпорации стремились получить новые рынки сбыта и сферы Приложения капиталов.
В июне 1993 г. на саммите в Копенгагене Европейский совет утвердил набор критериев, к-ым должны были соответствовать страны-кандидаты для принятия в Евросоюз. «Копенгагенские критерии» предполагали, что страны-кандидаты обладают способностью обеспечить стабильность демократических институтов, верховенство законов, эффективную работу рыночной экономики, соответствие своих законов стандартам ЕС. 16 июля 1997 г. европейская Комиссия назвала страны-кандидаты на вступление в союз. В первой группе значились Кипр, Польша, Словения, Эстония, Венгрия и Чехия. Группу «второй очереди» составили Латвия, Литва, Словакия и Мальта. В третью группу вошли Румыния и Болгария. Предполагалось, что страны третьей группы смогут вступить в ЕС не ранее 2010-2011 гг.
14 декабря 2002 г. в Копенгагене на очередном саммите ЕС было принято решение о принятии в ЕС 10 новых членов — Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии, с которыми с 2003 г. были начаты переговоры о подготовке договоров о вступлении. 25 мая 2004 года эти 10 стран вошли в состав ЕС. На этой же встрече рассматривался вопрос о принятии в ЕС Турции, но по этой проблеме решение принято не было.
1 января 2007 г. завершилось пятое расширение ЕС. Объединение пополнилось 12 странами с на-селением около 100 млн человек и совокупным ВВП около 800 млрд евро. Пятое расширение ЕС, стало беспрецедентным по своим масштабам и качественным показателям. Впервые в ЕС вступили сразу двенадцать стран, что дало прирост территории более чем на 30%. Увеличение территории, населения и емкости внутреннего рынка укрепили позиции Евросоюза в экономике и политике не только Европы, но и всего мира. Однако если численность населения ЕС выросла примерно на 25%, совокупный ВВП увеличился лишь на 6%. ВВП на душу населения в странах-новичках составлял 40% от уровня поэтому средний по Евросоюзу ВВП на душу населения снизился после расширения на 12%. В 1990-е годы государства ЦВЕ провели ускоренную перестройку политических систем и перешли от плановой экономики к рыночной. Они создали институты демократического управления, передали государственную собственность в частные руки и открыли Внутренние рынки для притока иностранного капитала. Но На момент вступления они не вполне завершили становление Правового государства, формирование гражданского общества и Механизмов рыночного хозяйства.
Перспективы дальнейшего расширения ЕС: Завершив пятый раунд расширения, ЕС продолжил подготовку к следующему этапу. Группа претендентов на вступление включает официальных (Хорватия, Турция, Македония и Исландия) и потенциальных кандидатов — страны Балканского региона (Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория). Косово вступает по индивидуальной программе, принятой еще до одностороннего провозглашения краем независимости. Основные проблемы нового расширения в принципе те же, что и предыдущего: ЕС намеревается принять большую группу стран, большинство из которых имеют низкий уровень развития экономики, недостаточно зрелые политические системы, и кроме того, сложные межэтнические проблемы. Официальные кандидаты весьма неоднородны по своему географическому, экономическому и политическому составу, а также по размеру.
Критерии, установленные для вступления в ЕС новых потенциальных членов, остаются неизменными, однако процедура их присоединения значительно усложнена. Поступая таким образом, ЕС, с одной стороны, выполняет свой обещания перед странами-кандидатами, а с другой — всячески оттягивает момент очередного расширения. Особую обеспокоенность внутри ЕС вызывает перспектива вступления Турции. Дальнейшее расширение ЕС поднимает вопрос о новой модели европейской интеграции и возможности ее развития на разных скоростях. Ответ на него пока не очевиден.
+Конституция и Лиссабон.