Президент Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст
Согласно Конституции РФ (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства и занимает особое место в системе органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ несет персональную ответственность за бесперебойную работу государственных механизмов, защиту Конституции РФ и прав человека. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласован-
ное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутрен-ней и внешней политики государства и выступает с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента РФ, установленная в ст. 83 Конституции РФ, позволяет ему успешно выполнять закрепленные за ним функции. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает Военную доктрину РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ и дипломатических представителей. Президент назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в предусмотренных Конституцией случаях; вносит законопроекты в парламент, подписывает и обнародует законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В необходимых случаях он может вводить военное или чрезвычайное положение.
Президент избирается непосредственно народом. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Срок полномочий главы государства - 4 года, одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий; в этих случаях обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации при наличии определенных обстоятельств с соблюдением усложненной процедуры только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В этой процедуре принимают участие Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
Порядок отрешения включает несколько стадий. Обвинение выдвигается Государственной Думой, но эта инициатива должна исходить не менее чем от '/3 депутатов. При этом требуется заключение специальной комиссии, образованной данной палатой парламента. Решение о выдвижении обвинения принимается, если за него проголосовало 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. После этого по запросу Совета Федерации Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении (несоблюдении) установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято, если за него проголосовало 2/3 от общего числа членов этой палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным.
Законодательная власть
Согласно Конституции РФ (ст. 94) представительным и законодательным органом страны является Федеральное Собрание РФ (парламент).
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Верхняя палата - Совет Федерации - формируется путем равного представительства: в него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (один от представительного и один от исполнительного органа власти). Поскольку в Российской Федерации 89 субъектов, то общая численность Совета Федерации составляет 178 человек. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. По общему правилу она избирается на 4 года. Однако первый раз - 12 декабря 1993 года - депутаты были избраны на 2 года.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. При этом Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Каждая палата избирает Председателя, его заместителей, образует комитеты и комиссии.
Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. Совет Федерации также участвует в этой работе, но в специфической форме. Он одобряет или отклоняет принятые Госдумой законы. Тем самым Совет Федерации выполняет роль противовеса Государственной Думе, предотвращая принятие поспешных, некачественных законодательных решений.
Конституция РФ (гл. 5) наделяет Федеральное Собрание строго определенными полномочиями. Среди них можно выделить несколько наиболее важных задач, которые должен решать парламент страны.
1. Федеральное Собрание должно обеспечить формирование правовой основы общества на уровне законов. В ст. 71, 72 Конституции рф закреплен широкий круг вопросов, требующих законодательного регулирования. Среди них: государственное строительство, экономика и финансы, охрана природы, социально-экономическая сфера, права и свободы человека, оборона и безопасность, внешняя политика. Согласно Конституции (п. «о» ст. 71) Федеральное Собрание вправе принимать законы по конкретным отраслям права. Это уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.
2. Утверждение федерального бюджета и контроль за его исполнением. Для осуществления контроля за точным исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.
3. Участие в формировании Правительства РФ и других федеральных государственных органов (Центрального банка РФ, судебной системы, прокуратуры), осуществление контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, решение иных вопросов государственного строительства.
Конкретизированные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены в ст. 102 и 103 Конституции РФ.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска Государственной Думы. Такое право предоставлено Президенту РФ, который принимает решение об этом в следующих случаях:
1) после трехкратного отклонения палатой кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ;
3) при отказе палаты в доверии Правительству РФ, если его глава сам поставил вопрос о доверии к Правительству (в последних двух случаях - п. 2 и 3 - Президент РФ может не распускать Госдуму, а объявить об отставке Правительства РФ).
После роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает новые выборы в эту палату Федерального Собрания.
Порядок и результаты выборов депутатов в Государственную Думу. Как уже отмечалось, общая численность депутатов Госдумы составляет 450 человек. Половина (225 человек) избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной системы, а вторая - по партийным спискам - на основе пропорциональной системы. Суть мажоритарной системы в следующем. В соответствии с законом о выборах вся территория страна распределяется на 225 округов. От каждого округа избирается один депутат. При наличии нескольких кандидатов избранным считается тот, кто набрал большее число голосов избирателей («мажор» - от слова «больше, большинство»).
Пропорциональная система предполагает участие в выборах многих партий, общественных движений, блоков. Каждая партия и объединение имеют свою программу и партийный список кандидатов, которые публикуются в СМИ. Избиратели голосуют не за конкретных лиц, а за партию, блок в целом, за ее список. Затем пропорционально полученным голосам партия или блок получают соответствующее число мандатов в Госдуму (в процентах от 225 мест), но при условии, что они наберут более 5 проц. голосов избирателей. В 2003 г. эту задачу удалось решить только трем партиям: «Единой России», Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Все остальные субъекты выборов, не преодолев 5-процентный рубеж, лишились шансов на получение мандатов в Думу.
Таким образом, все 225 мест были распределены только между тремя партиями.
После выборов каждая партия и избирательный блок образуют в Госдуме свои фракции. В их состав входят все депутаты: избранные по партийным спискам и по одномандатным округам. Самая крупная фракция у «Единой России», значительно меньше у ЛДПР и КПРФ.
Исполнительная власть
Согласно Конституции РФ (ст. ПО) исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Правительство - это высший орган федеральной исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории страны. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и обеспечивает осуществление Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.
Российское Правительство - коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Как уже отмечалось, Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, а Государственную Думу распускает и назначает досрочные парламентские выборы. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ по предложению главы Правительства РФ.
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 117) возможна досрочная отставка Правительства РФ в следующих случаях:
1) Правительство само подает в отставку. Президент РФ принимает ее, но может и отклонить;
2) Президент РФ по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства РФ;
3) Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ, и Президент РФ объявляет о его отставке;
4) Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Госдума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.
Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые освобождаются от должности Президентом РФ.
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий. Они определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства: осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране и контролирует деятельность ее органов; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы и др.
Свои полномочия Правительство РФ реализует путем издания постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению на всей территории России.
Наряду с Правительством РФ в структуру органов федеральной исполнительной власти входят специальные отраслевые или межотраслевые органы управления. Организационно-правовые формы этих органов могут быть разнообразными (службы, агентства).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуются самими субъектами. Они же определяют и правовое положение этих органов (в конституциях, законах, уставах). Органами общей компетенции являются Советы Министров (Правительства) республик и администрации краев, областей, автономных
образований. Именно они обеспечивают выполнение общих задач социально-экономического развития, исполнение законов РФ, актов Президента РФ, связь между федеральными органами и органами местного самоуправления.
Конституция РФ предусматривает следующие формы парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ, который осуществляется Государственной Думой. Среди них:
1) рассмотрение вопроса о доверии Правительству РФ по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства РФ;
2) парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;
3) образование Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (финансовый контроль);
4) отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета;
5) назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, деятельность которого связывается с контролем за Правительством и другими государственными органами в области соблюдения прав человека.
Судебная власть
Одним из признаков демократического правового государства является наличие в обществе самостоятельной судебной власти, которая действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть осуществляет правосудие, под которым понимается вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд РФ;
2) федеральные суды общей юрисдикции:
Верховный Суд РФ;
верховные суды республик, краевые, областные, окружные суды и суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург);
районные суды;
военные и специализированные суды; 3) федеральные арбитражные суды:
Высший Арбитражный Суд РФ;
федеральные арбитражные суды округов;
арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
2) мировые судьи.
Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Срок пребывания судьи в должности - 12 лет.
Конституционный Суд РФ обеспечивает защиту конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ. В этих целях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, а также конституций республик и иных законов субъектов Федерации.
Конституционный Суд разрешает также споры о компетенции между различными органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан, дает толкование Конституции РФ, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Решения Конституционного Суда РФ обязательны к исполнению и обжалованию не подлежат.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться Для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование таких судов производится за счет бюджета субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть Пересмотрено иным судом.
Суды общей юрисдикции
Центральное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию (ст. 126 Конституции РФ). Он осуществляет рассмотрение наиболее сложных уголовных дел, кассационные и надзорные функции, надзор за деятельностью судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Верховный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, а также Военной коллегии. По вопросам своего ведения Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.
Верховный суд республики, краевой (областной) и окружной суд, суд города федерального значения в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам субъекта Федерации.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией для мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
Районными судами рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Кроме этого, они рассматривают все дела об административных правонарушениях и выполняют другие функции: обеспечивают исполнение всех судебных решений имущественного характера, контролируют законность и обоснованность арестов, продление их сроков, дают разрешение на прослушивание телефонных разговоров, арест и изъятие почтовой или телеграфной корреспонденции граждан, на производство обысков и др. Именно эти суды обеспечивают реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина и тем самым способствуют формированию правового государства.
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела небольшой тяжести в качестве суда первой инстанции. Его полномочия и порядок деятельности определяются федеральным законом и законом субъекта Федерации.
Арбитражные суды
Арбитражные суды являются федеральными судами. Их правовой статус определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской федерации».
Основной задачей арбитражных судов Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правосудие осуществляется путем рассмотрения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции.
Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является высшим арбитражным органом по разрешению экономических споров и иных дел, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Структура суда: Пленум, Президиум, судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В соответствии Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на территории России образовано 10 федеральных арбитражных окружных судов: Волго-Вятский, Дальневосточный, Западно-Сибирский и др. Основная задача окружного суда: проверка в кассационной инстанции законности принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации решений в первой и апелляционной инстанциях. Следовательно, сначала все дела рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей и др. в качестве первой, а затем и апелляционной инстанции. И если истец не согласен с решением суда субъекта Федерации, он подает кассационную жалобу в арбитражный суд округа. В порядке надзора протесты на решения всех арбитражных судов Российской Федерации рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства.
Правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ. При этом создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
Федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета. Из этого же бюджета выплачивается вознаграждение присяжным заседателям за время участия в осуществлении правосудия.
Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другим признакам.
Разбирательство дел во всех судах открытое: исключения должны разрешаться только федеральным законом.