Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
1.1.    
1.2.  
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ
2.1. Государственная регистрация политической партии
2.2. Государственное финансирование политических партий
2.3. Участие политических партий в деятельности государственных органов власти Кировской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. С распадом СССР в России начался активный политический процесс, отразившийся на всех сферах общественной жизни. Согласно ч. 3 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность как один из признаков демократического государства. В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся устойчивой органичной частью общественно-политической жизни России.

Принятие федерального закона «О политических партиях» обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности). Проводимая государством политика всегда выражает экономические и социальные интересы определенных общественных групп.

Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в результате деятельности политических партий.

Предмет исследования – это государственная политика в отношении политических партий.

Целью исследования является комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, а также определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве.

В соответствии с названной целью поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать процесс становления многопартийности в России;

2. проанализировать специфику правового регулирования деятельности политических партий в российском и международном законодательстве;

3. выделить основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в России;

4. охарактеризовать порядок государственной регистрации политических партий;

5. выделить условия государственного финансирования политических партий;

6. охарактеризовать порядок участия политических партий в выборах и референдуме;

7. определить характер контроля за деятельностью политических партий.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве

Порядок создания и правовые рамки функционирования политических партий определяются соответствующим законодательством. Основы деятельности политических партий закреплены в Конституции РФ[1]:

1) в России признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13);

2) общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13);

3) запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);

4) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);

5) каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30);

6) никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).

Регулирование деятельности политических партий законодательными актами только федерального уровня закреплено положением п. «в» ст. 71 Конституции РФ, относящими регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к вопросам исключительного ведения России.

В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции РФ и статьей 4 Закона «О политических партиях» 2001 года законодательство РФ о политических партиях включает федеральные конституционные законы[2] и федеральные законы[3], имеющие прямое действие на всей территории РФ. В. В. Григорьев обращает внимание на то, что «понятие «законодательство» использовано в его строгом понимании, т.е. охватывающим только законодательные акты (в отличие от широкого понимания, охватывающего не только законодательные, но и иные нормативные правовые акты)»[4].

Общая норма п. 3 ст. 117 части первой ГК РФ[5] в определении статуса политических партий корреспондирует к п. 1 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях»[6], которая устанавливает правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В статье 12.2. федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом. Данная статья введена федеральным законом от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ[7] в связи с принятием федерального закона «О политических партиях». Этим же Федеральным законом из федерального закона «Об общественных объединениях» исключена статья 12.1 «Политические общественные объединения».

С 2001 года центральное положение в законодательстве о политических партиях занимает федеральный закон «О политических партиях», предметом регулирования которого являются «общественные отношения, возникающие в связи c реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений».

Но указание только на акты федерального законодателя не исключает регулирование деятельности политических партий иными нормативными правовыми актами РФ, такими как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации 2004 г является Минюст России[8]. Территориальными органами Минюста России являются главные управления Минюста России по субъектам РФ и управления Минюста России по субъектам РФ.

Ранее федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе 2004 г[9]., являлась Росрегистрация. Функции Росрегистрации по регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий, переданы Минюсту России Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724[10].

В законе «О политических партиях» не содержится традиционное для федерального законодателя положение, воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Тем не менее, данное правило имеет прямое действие.

В качестве таких общепризнанных норм международного права применительно к законодательству РФ о политических партиях необходимо назвать следующие.

Статья 11 «Свобода собраний и объединений» Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г[11]., ратифицированная Россией в 1998 г[12]., предусматривает, что:

1) каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 1);

2) осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Данная статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства (п. 2).

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.[13], подписанного от имени СССР в 1968 г. и ратифицированного в 1973 г.[14], утверждает, что:

1) каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 1);

2) пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Данная статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (п. 2).

Таким образом, нормативная база деятельности политических партий в России ориентируется на общемировые тенденции реализации принципа многопартийности в демократическом государстве. Политические партии являются одним из индикаторов уровня развития правового государства, поэтому правовой статус политических партий в России подвергается постоянному реформированию в целях повышения эффективности деятельности политических партий как основного института гражданского общества и института политической системы.

Наши рекомендации