Политические идеи Средневековья
Политическая мысль Средневековья не характеризуется особой интенсивностью развития. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, это слабость светской власти в силу слабости самих государств, образовавшихся на развалах древних империй. Отсюда возникает другое обстоятельство – сила религии, которая стояла над государственностью, была регионально-интернациональной и утверждала свое господство в различных государствах. Такими основными религиями были христианство, ислам, буддизм. По мере укрепления новых государств, усиления светской власти и феодализма возникала необходимость теоретического обоснования и юридического закрепления этой власти и тех отношений, которые она утверждала. Поэтому главной политической проблемой средневековья становится проблема соотношения церковной и светской власти, церкви и государства.
Спад в развитии политической мысли повлек за собой перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, поэтому значительная часть его находилась под господствующим влиянием догматического религиозного мышления.
Тем не менее, даже в этот период (2-я половина I в. н.э. – начало XVII в.) политическая мысль развивается: изучаются и формулируются принципы власти, государственного устройства, роли социальных групп и классов и др.
В период раннего Средневековья политическая мысль развивалась главным образом на Востоке в виде различных религиозных направлений: ислам и две его ветви (суннитская и шиитская), исмаилизм и его ветви (карматская и хариджитская). Наиболее известными именами этого времени и этого региона были, проповедник Мани (216-277), разработавший учение о борьбе Добра и Зла, Света и Тьмы; философ Аль-Фараби (870-950), попытавшийся изложить проект идеального города-государства, противоречащий требованиям Корана и установкам Аллаха; Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), который также работал над проектом разумного (идеального) общества и государства, разработал социальную структуру общества: правители, работники, воины и указал принципы взаимоотношений между ними, построенные на началах иерархии; Низами Гянджеви (1141-1209), который разоблачал жестокость и насилие правителей, гнет и притеснение народа и др.
Для европейской политической мысли Средневековья характерен поиск решения проблем политики и власти на основе двух субъектов власти: духовной (церковь) и светской (государство). И если Аврелий Августин (354-430) отстаивал приоритет церкви над государством: "государство, не подчиненное церкви, ничем не отличается от шайки разбойников", то другой идеолог католицизма монах Фома Аквинский (1236-1274), не отрицая высшей иерархии "небесной истины", отстаивает непререкаемость феодальных законов, недопустимость их нарушения, т.к. они вытекают из воли и разума бога. Светская (феодальная) власть освящена, по его мнению, богом, а поэтому она приоритетна.
С развитием экономического потенциала государств, возникновением третьего сословия – бюргерства – завоевывает признание юридическое конструирование государства, а в политической сфере появляются представительные органы: кортесы (Арагон, Кастилия), парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), которые существенно регламентируют (ограничивают) прерогативы монархов. Английский правовед Фортескью объясняет: "Помимо власти короля над народом должна существовать власть над королем". Появление городов-республик (Венеция, Генуя, Флоренция, Гамбург и др.) утвердило представительную власть как средство выражения интересов различных социальных групп. Марсилий Падуанский (ок.1280-1343) в трактате "Защитник мира" выдвигает идею общественного договора в происхождении государства и обосновывает идею народного суверенитета в формировании власти, согласно которой верховным законодателем и единственным источником власти в государстве является народ-суверен. Он первый разграничивает законодательную власть и исполнительную, решительно выступает против господства церкви над государством, отрицает правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии. В 1327 г. за свои взгляды отлучен от церкви.
Значительное развитие политическая мысль получает в эпоху Возрождения. В этот период на смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система, в центре которой стоит человек с его потребностями и стремлениями. Новые идеи этой эпохи генерируют мыслители, деятельность которых обеспечивала удовлетворение заказа на новые социальные и политические идеи. На основе знаний и учений древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители возрождают суждения о государстве как общем деле народов, месте и роли человека в обществе и государстве. Возрождение и развитие новых идей проходит в ожесточенной борьбе взглядов, партий, объединений. И все же главной заслугой мыслителей этой эпохи есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики, подготовка почвы политико-правового мировоззрения.
Наиболее видным представителем этого периода является итальянский философ, политик Никколо Макиавелли (1468-1527).
В основных своих политических трудах "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции" Макиавелли высказал целый ряд принципиально новых взглядов на политику, государство и осуществление власти. Политические взгляды Макиавелли основывались, в первую очередь, на реалиях политической действительности того периода и сводились к следующим положениям:
Ø власть не божественный институт, а результат действия реальных земных сил;
Ø власть не может и не должна подчиняться принципам христианской морали, а руководствоваться своими, среди которых возможны жестокость и обман, демагогия и вероломство, хитрость и клевета. "Цель оправдывает средства" – именно это положение стало основой макиавеллизма;
Ø политика – автономная сфера человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы предвидеть заранее ход событий и принять необходимые меры;
Ø главный стимул поведения человека – интерес, который порождает эгоизм, и для ограничения этого эгоизма необходимо введение государства – высшей силы, способной поставить человека в определенные рамки;
Ø форма государства определяется расстановкой политических сил в обществе и условиями, в которых это государство развивается;
Ø государство означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов и т.д.
Исторической заслугой Макиавелли является то, что он одним из первых стал рассматривать государство с позиции человека и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии.
Итак, в период Средневековья и эпохи Возрождения, несмотря на всесилие церкви и утверждение абсолютной монархической власти, постепенно развиваются политические взгляды, которые на первом этапе направлены на защиту феодализма, а в эпоху Возрождения подвергают серьезной критике феодальные устои и резко выступают против господства церкви в политике. Тем самым закладывается фундамент для перехода человечества в новый период своего развития, требующий не только изменения политических систем, но и всестороннего развития политических взглядов.