Основные пути укрепления законности и правопорядка
Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений виновны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждениекак метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма.
Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, то есть является управленческим процессом.
Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей; факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.
В юридической литературе реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности, то есть общих условий и специальных средств, обеспечивающих реальность режима законности. Гарантии законности подразделяются на общие (экономические, политические, идеологические) и специальные (нормативные и организационно-правовые).
Однако теория гарантий не учитывает следующих обстоятельств.
Во-первых, в рамках этой теории не рассматриваются негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности. На практике такая работа всегда начинается именно с выявления имеющих место нарушений и их причин.
Во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия (так, прокурорский надзор реализуется в деятельности многочисленных прокуроров, в которой также имеет место немало недостатков и нарушений).
Задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, - политических, организационных, психологических и т. д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.
Анализ системы указанных факторов дан в предыдущих главах учебника. Таким образом, личность каждого человека формируется под воздействием всех факторов системы (экономических, социально-политических, правовых, духовных, организационных), всех уровней этой системы. Вместе с тем и на поведение каждого человека в каждом конкретном случае воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы, входящие в эту систему.
При этом факторы, оказывающие в основном положительное воздействие, могут рассматриваться в качестве гарантий законности, а влияющие в большинстве случаев отрицательно - как причины нарушений законности.
Нарушения законности и их причины. Понятие нарушения законности шире, чем понятие правонарушения. Если правонарушениями признаются только общественно вредные, противоправные виновные деяния, которые совершены деликтоспособными субъектами, то нарушение законности - это любое нарушение правовых норм независимо от виновности и деликтоспособности субъекта. То есть для признания деяния нарушением законности в отличие от правонарушения достаточно объекта и объективной стороны.
Для практической деятельности государственных органов обычно вырабатываются операциональные определения. Под нарушениями законности понимаются только такие нарушения норм права в служебной деятельности, которые причинили или могли причинить вред правам и свободам граждан, интересам общества и государства.
Состояние законности и правопорядка в условиях современной России следует оценивать как весьма неблагоприятное. Имеют место такие опасные явления, как терроризм, похищения людей, захват заложников. Растет число других опасных преступлений, огромно число административных, гражданско-правовых и дисциплинарных правонарушений. При этом немало преступлений остаются латентными или укрываются от учета, а из числа зарегистрированных - множество не раскрывается. Продолжают, несмотря на принимаемые меры, процветать коррупция государственного аппарата, многочисленны нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе и со стороны органов государства. Все это находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции России и делает весьма иллюзорным достижение поставленных перед обществом целей, связанных с формированием правового и социального государства.
Вопрос о причинах нарушений законности (то есть о причинах правонарушений вообще) детально рассматривается в рамках таких наук, как криминология и деликтология. Их методика может быть использована и для анализа причин нарушений законности.
Можно выделить объективные и субъективные причины таких нарушений.
Среди объективных причин нарушений прежде всего следует указать на состояние российской экономики. Проведенная в 90-х гг. приватизация государственной собственности привела к тому, что многочисленные предприятия и даже целые отрасли промышленности пришли в упадок. Бюджет страны формируется в основном за счет экспорта газа, нефти, металлов и других невозобновляемых ресурсов, причем значительная часть вырученной валюты оседает в зарубежных банках и инвестируется в западную экономику. И хотя в последние годы положение в экономике несколько стабилизировалось, однако до удовлетворительного состояния пока далеко. В результате не хватает средств на обеспечение надлежащего функционирования системы народного образования, здравоохранения, работы правоохранительных органов и т. п., то есть для создания общих условий (общих гарантий) обеспечения законности.
Неблагополучно положение в социальной и политической сферах. Произошло расслоение общества на сверхбогатых и бедных, которым не обеспечен даже прожиточный минимум. Тем самым создается политическое и социальное разделение общества и формируется база организованной преступности. По-прежнему тлеют очаги межнациональных конфликтов, периодически усиливается протестное движение.
Важной причиной имеющихся нарушений являются недостатки в правовом регулировании общественных отношений. Многие нормативные акты принимаются без надлежащего учета экономических и социально-политических реалий, а также культурных традиций населения. Не всегда своевременно отменяются и изменяются устаревшие нормативные акты, много недостатков в осуществлении правоприменительной деятельности государственных органов и т. п.
К субъективным причинам нарушений можно прежде всего отнести низкий уровень правового и нравственного сознания, правовой и нравственной культуры населения.
В первую очередь следует отметить общее падение морали. Этому способствует отсутствие целенаправленной работы по нравственному воспитанию молодежи: нет, в частности, массовых детских и молодежных организаций, занимающихся этими вопросами. На значительную часть детей решающее «воспитательное» воздействие оказывает улица. Средства массовой информации, особенно телевидение, по сути, пропагандируют культ насилия, стяжательства, обогащения любыми средствами, сексуальную вседозволенность и т. п.
Низок уровень правовой осведомленности населения, распространены такие явления, как правовой нигилизм и правовой инфантилизм, а также негативные стереотипы правового поведения. В то же время нет надлежащей организации правового воспитания и обучения населения. В большинстве случаев оно ограничивается распространением правовых знаний при отсутствии необходимого воспитательного воздействия.
ВЫВОДЫ
Вывод о законности как объективной необходимости и важнейшей социальной ценности означает, прежде всего то, что в условиях демократии она выступает как объективная потребность. Если данная потребность будет осознана всем обществом, то законность одновременно будет являться и объективным интересом. Но подобный интерес не проявляется автоматически. Режим демократии, Конституция РФ, текущее законодательство лишь создают необходимые предпосылка для законности. Но ее воплощение предполагает активную, целеустремленную правомерную деятельность людей (субъективный момент). Таким образом, как политико-правовая закономерность демократического строя, законность представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного.
Оставаясь в границах понимания законности всего лишь как юридической реальности, невозможно плодотворно решать вопросы ее дальнейшего укрепления. Поэтому необходим ее анализ, раскрывающий проявления законности во всех сферах жизни общества - экономике, политике, социальной, культурной сфере.
С законностью органически связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Если применительно к какой-то сфере общественных отношений используют понятие «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас плане слово «правовой» указывает на то, что порядок как явление образуется в связи с правом и базируется на нем. Иными словами, в качестве важнейшей предпосылки возникновения правопорядка надо считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Следовательно, правопорядок - результат реализации юридических норм.
Очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению законных прав и интересов граждан (организаций). Это подчеркивает то, что «законность» и «правопорядок» близки друг к другу, используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу. Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи правопорядок можно определить как систему общественных отношений, складывающуюся на основе права и законности, как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.
Законность обеспечивает (точнее - направлена на обеспечение) общеобязательность права, а правопорядок - результат такого обеспечения.
К факторам, создающим устойчивость и гарантированность правопорядка, относятся принцип сочетания прав и обязанностей, положение «нет обязанностей без прав» - «нет прав без обязанностей». Этот принцип означает, что каждому субъективному праву участника правовых отношений соответствует обязанность другого участника правовых отношений, что односторонних правовых отношений не бывает и быть не должно, ибо такие отношения не могут гарантировать устойчивость, эффективность правопорядка.
Правопорядок - это слаженный, гармоничный порядок общественных отношений, предопределяемый согласованностью, слаженностью системы общественных отношений, лежащей в его основе.
Правопорядок - это система правовых отношений, реализуемых прежде всего добровольно, в результате правомерного поведения субъектов права, в силу их убежденности в разумности и целесообразности правовых предписаний.
Нельзя не учитывать, что имеются и правовые отношения, возникающие вследствие нарушения правовых норм - охранительные отношения. Они также входят в систему правопорядка, но их особенность состоит в том, что они возникли в результате принуждения, под действием принудительной силы государства в целях охраны правопорядка.