Административно-правовое регулирование в сфере юстиции
Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений~
Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции Р Ф, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт~Петербурга, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Организация и компетенция Министерства юстиции РФ закреплены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г.` Согласно данному Положению Министерство юстиции Р Ф (Минюст России), являясь Фед органом исполнит власти, проводит гос политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует в этой сфере деятельность иных федеральных органов исполнит власти. В своей деятельности оно подотчетно и подконтрольно Президенту РФ.
Минюст России осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента и Правит~ва РФ. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правит~вом РФ в порядке законодательной инициативы: проведение по поручению Президента РФ экспертизы законов, направляемых ему для подписания; представление Президенту и Правительству РФ заключений о соответствии К РФ и действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение по результатам проводимой им юр экспертизы этих проектов. Подобная экспертиза проводится им в отношении нормативных актов субъектов РФ на предмет их соответствия К РФ и Фед законам..
Важным направлением деятельности Минюста России является координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнит власти, гос регистрация их нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, ведение реестра нормативных актов названных органов, а также учета нормативных актов субъектов РФ.
В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, централизованных религиозных организаций, проводя контроль за соответствием деятельности названных объединений и организаций их уставам; руководит судебно~экспертными учреждениями, гос нотариальными конторами.
1 из сравнительно новых направлений деятельности Минюста России является руководство им уголовно~исполнит системой. В соответствии с Положением о Минюсте России, Законом РФ от 21 июля 1993 г. `Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы`1 в него включается обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также обеспечение контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осуществление централизованного обеспечения учреждений и органов уголовно~исполнит системы вооружением, боеприпасами, спецсредствами; организация оперативно~розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также в следственных изоляторах и т. п.
Названным Положением, ФЗ от 21 июля 1997 г. `О судебных приставах` и `Об исполнит производстве` на Минюст России возложено организационное руководство деятельностью службы судебных приставов, обеспечение исполнения актов судебных и других органов, а также установленного порядка деятельности судов.
Наличие у Минюста России гос~венно~властных полномочий позволяет ему запрашивать и получать необходимые материалы от федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ, органов М С, организаций и должностных лиц; направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями, и др.
ФЗ от 21 июля 1997 г. `О гос регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним` и Правилами ведения Единого гос реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Правит~вом РФ 18 февраля1998 г, на учреждения юстиции возложены функции регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Компетенция данных учреждений закреплена в примерном Положении об учреждениях юстиции по гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном Правит~вом РФ 6 марта 1998 г. На Минюст России возложены функции уполномоченного фед органа исполнит власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На Минюст России, органы управления юстицией возложена функция по регистрации юридических лиц, порядок которой определяется ФЗ от 8 августа 2001 г. `О гос регистрации юридических лиц`.
Задачи и функции органов управления юстиции субъектов РФ в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России, однако сфера их деятельности ограничена той территорией, на которой они действуют, а также теми вопросами, которые отнесены к их ведению. Так, управления (отделы) юстиции осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юр лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юр лицам; организуют работу гос нотариальных контор, проверяют их деятельность; согласовывают место нахождения юридических консультаций и т. п.
Органами юстиции решаются важные задачи в процессе руководства учреждениями судебных экспертиз, взаимодействия с органами записи актов гр состояния, организациями адвокатов, частными нотариусами.
БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU
171. Субъекты административного права: понятие и виды.
Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их ~ это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность ~ проявление общей правоспособности.т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это ~ способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Административная правоспособность гражданина ~ способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность гражданина ~ способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять свои обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме наступает в 16 лет.
Административно~правовые гарантии прав граждан
Организационно~правовые гарантии прав граждан ~ судебная защита, контрольная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, деятельность комиссии по правам человека, деятельность профсоюзов, право граждан на необходимую оборону.
БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU
172. Органы управления в сфере контроля за оборотом наркотиков: понятие и административно-правовой статус.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, стал Федеральный закон РФ от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» с последующими изменениями и дополнениями.
Органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ являются:
• Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
• территориальные органы: региональные управления Федеральной службы РФ, главные управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по федеральным округам и управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по субъектам РФ.
Высшим звеном системы органов по контролю за оборотом наркотиков является Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (Федеральная служба РФ). Руководство деятельностью данной структуры осуществляет Президент РФ.
Основные задачи Федеральной службы РФ:
• осуществление в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
• выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством России к подследственности органов по контролю за оборотом наркотиков;
• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ на этом направлении;
• создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
• осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ в международных организациях по указанным направлениям.
Федеральная служба РФ в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции: обеспечивает исполнение законодательства РФ по вопросам своей компетенции; подготавливает и вносит Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по совершенствованию государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту; участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ по указанным направлениям; участвует в обобщении практики применения законодательства России о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ; осуществляет профилактическую деятельность по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота этих средств; осуществляет оперативно~розыскную деятельность в соответствии с законодательством и др.
БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU
173. Граждане как субъекты административного права: понятие и административно-правовой статус
Гражданин ~ индивид, на политико~правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).
Административно~правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно~правовыми нормами.
Элементы административно~правового статуса граждан:
1) принципы административно~правового статуса граждан;
2) гражданство;
3) административная правосубъектность (право~, дееспособность) граждан;
4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
5) административная ответственность граждан;
6) юридические гарантии административно~правового статуса граждан.
Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно~правовой статус граждан:
• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2~ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1~ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82~ФЗ «Об общественных объединениях»;
• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62~ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866~1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69~ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124~ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138~ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528~1 «О беженцах»;
• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530~1 «О вынужденных переселенцах»;
• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115~ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10~ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125~ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
Виды административно~правовых статусов граждан:
1) общий административно~правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2) родовой (специальный) административно~правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);
3) индивидуальный административно~правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.
БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU