Исполнительная власть и ее соотношение с государственным управлением

В последние годы вместо термина «государственное управ­ление» стал употребляться иной термин - «исполнительная власть», который закреплен в Конституции Республики Бела­русь. В связи с этим необходимо выяснить сущность исполни­тельной власти, ее соотношение с государственным управлением.

Исполнительная власть- ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуще­ствляющих государственное управление делами общества на ос­новании законодательства и реализующих государственно-власт­ные полномочия исполнительно-распорядительного характера.

Цели исполнительной власти:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

• создание условий, способствующих благополучию граждан, об­щества, государства;

• создание условий для реализации гражданами и организаци­ями их прав и свобод для свободной политической, экономи­ческой, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

• охватывает все стороны жизни общества, имеющие значение для государства, т.е. имеет общегосударственный характер. По существу объектом государственного управления являет­ся общество в целом, организованное на государственной ос­нове. Именно в подобном варианте исполнительная деятель­ность представляет собой средство практического осуществ­ления всех задач и функций государства;

• является исполнительной по отношению к деятельности, осу­ществляемой органами законодательной власти на основа­нии законов и других актов, принимаемых представительны­ми органами, под их руководством и контролем. Исполни­тельный характер деятельности органов государственного управления выражает природу взаимоотношений органов за­конодательной и исполнительной власти;

• активная и целенаправленная. Подобные качества исполни­тельная власть приобретает благодаря тому, что осуществля­ется применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства. В этом спе­цифика ее активности, предопределяемая тем, что в непосред­ственном ведении соответствующих органов управления на­ходятся объекты, составляющие материальную базу государ­ственного управления в собственном смысле слова. Таковых нет у органов суда и прокуратуры (кроме объектов, обслужи­вающих их внутриорганизационные потребности);

• имеет в качестве непосредственных объектов (в наиболее об­щем варианте) отрасли хозяйственного, социально-культур­ного и административно-политического строительства, пред­приятия, учреждения и организации соответствующего про­филя;

• сочетает в себе основное назначение государственного управ­ления (проведение в жизнь законов и других решений зако­нодательных органов) с деятельностью, которая применительно к органам законодательной власти, суду, органам контроля и надзора характеризуется как внутриорганизационная;

• имеет ярко выраженное организационное содержание, т.е. в процессе исполнительной деятельности организуется совмест­ный труд членов общества;

• осуществляется повседневно, непрерывно. Исполнительная де­ятельность неотделима от руководства подведомственными объектами, что уже предполагает ее повседневность и непре­рывность;

• имеет юридически-властный (распорядительный) характер; это административная деятельность, предполагающая подчи­нение объекта управления его субъекту;

• является подзаконной деятельностью, т.е. именно закон оп­ределяет ее направленность, главные средства достижения целей, она осуществляется на основании закона.

Рассмотрев основные черты, признаки государственного уп­равления и исполнительной власти, можно сделать вывод о том, что эти понятия не равнозначны.

Исполнительная власть — это ветвь единой государствен­ной власти, практически она реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом госу­дарственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление—организационно-правовая.

Государственное управление представляет собой не что иное как вид государственной деятельности, в рамках которого прак­тически реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть характеризуется тем, что в непос­редственном распоряжении ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важ­нейшие средства коммуникации, армия и иные воинские форми­рования, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.

Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на на­чалах разделения властей.

Исполнительная власть как проявление единой государствен­ной власти приобретает реальный характер в деятельности осо­бых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнитель­ными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Следовательно, государственное управле­ние как исполнительно-распорядительная деятельность не про­тивопоставляется реализации исполнительной власти как дея­тельности субъектов этой власти. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями сис­темы государственного управления.

Однако исполнительная власть, являясь ветвью единой го­сударственной власти, не может отождествляться с видом госу­дарственной деятельности, так как последний - лишь форма ее практической реализации. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственной вла­стной деятельности.

Наши рекомендации