Исполнительная власть и ее соотношение с государственным управлением
В последние годы вместо термина «государственное управление» стал употребляться иной термин - «исполнительная власть», который закреплен в Конституции Республики Беларусь. В связи с этим необходимо выяснить сущность исполнительной власти, ее соотношение с государственным управлением.
Исполнительная власть- ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основании законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.
Цели исполнительной власти:
• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
• создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Признаки исполнительной власти:
• охватывает все стороны жизни общества, имеющие значение для государства, т.е. имеет общегосударственный характер. По существу объектом государственного управления является общество в целом, организованное на государственной основе. Именно в подобном варианте исполнительная деятельность представляет собой средство практического осуществления всех задач и функций государства;
• является исполнительной по отношению к деятельности, осуществляемой органами законодательной власти на основании законов и других актов, принимаемых представительными органами, под их руководством и контролем. Исполнительный характер деятельности органов государственного управления выражает природу взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти;
• активная и целенаправленная. Подобные качества исполнительная власть приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства. В этом специфика ее активности, предопределяемая тем, что в непосредственном ведении соответствующих органов управления находятся объекты, составляющие материальную базу государственного управления в собственном смысле слова. Таковых нет у органов суда и прокуратуры (кроме объектов, обслуживающих их внутриорганизационные потребности);
• имеет в качестве непосредственных объектов (в наиболее общем варианте) отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, предприятия, учреждения и организации соответствующего профиля;
• сочетает в себе основное назначение государственного управления (проведение в жизнь законов и других решений законодательных органов) с деятельностью, которая применительно к органам законодательной власти, суду, органам контроля и надзора характеризуется как внутриорганизационная;
• имеет ярко выраженное организационное содержание, т.е. в процессе исполнительной деятельности организуется совместный труд членов общества;
• осуществляется повседневно, непрерывно. Исполнительная деятельность неотделима от руководства подведомственными объектами, что уже предполагает ее повседневность и непрерывность;
• имеет юридически-властный (распорядительный) характер; это административная деятельность, предполагающая подчинение объекта управления его субъекту;
• является подзаконной деятельностью, т.е. именно закон определяет ее направленность, главные средства достижения целей, она осуществляется на основании закона.
Рассмотрев основные черты, признаки государственного управления и исполнительной власти, можно сделать вывод о том, что эти понятия не равнозначны.
Исполнительная власть — это ветвь единой государственной власти, практически она реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление—организационно-правовая.
Государственное управление представляет собой не что иное как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.
Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Следовательно, государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность не противопоставляется реализации исполнительной власти как деятельности субъектов этой власти. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.
Однако исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, так как последний - лишь форма ее практической реализации. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственной властной деятельности.