Традиционная благотворительность, стратегическая благотворительность, социальное инвестирование
За пятьдесят последних лет корпоративные социальные программы прошли путь от традиционной благотворительности к стратегической благотворительности и далее к инвестициям в социальную сферу. В российской литературе эта эволюция и соответствующие формы социального поведения бизнеса подробно описаны Сергеем Туркиным в книгах «Социальное измерение в бизнесе» и «Социальные инвестиции в бизнесе»
Традиционная благотворительность понимается как передача денежных и любых других ресурсов от жертвователя к получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения общественно значимых задач. Жертвователь не ставит целью извлечение собственной пользы или достижение собственных целей в какой-либо форме. В случае стратегической благотворительности он уже совершает попытку увязать благотворительную деятельность с собственными стратегическими целями. Концепция социального инвестирования возникла как альтернатива концепции благотворительности, как традиционной, так и стратегической. Инвестиции в социальную сферу (социальное инвестирование, англ. SocialInvesting)подразумевают проведение целенаправленной долгосрочной политики компании в местных сообществах, направленной на решение общественно значимых задач, подразумевающей взаимное вложение ресурсов и приносящей взаимные выгоды всем участникам процесса. В ряде случаев термин «социальное инвестирование» используется в узком смысле для социальных программ, которые предусматривают возврат предоставленных бизнесом средств (например, программы микро кредитования для малого бизнеса). Однако в целом возвратность средств не является обязательным условием социального инвестирования. Важно, чтобы партнер предоставил свой собственный вклад.
Сравнительная характеристика трех форм участия бизнеса в социальной сфере дана в Таблице 1.
Таблица 1. Уровни участия бизнеса в социальной сфере.[29]
Характеристика | Традиционная благотворительность | Стратегическая благотворительность | Социальное инвестирование (Social Investing) |
Мотивация | Бескорыстие и желание помочь | Стратегический интерес компании | Долгосрочный интерес компании, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ |
Инициатива | Реакция на запрос, удовлетворение всех запросов | Отбор лучших заявок из числа поданных, руководство внутренними стандартами компании | Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности, условия финансирования и критерии отбора доступны |
Критерии отбора получателей средств | «Прихоть» руководства | Учет интересов благополучателей, социальная эффективность | Социальная эффективность, потребность местного сообщества и бизнес выгода |
Связь с основной деятельностью | Не связана | Связана опосредованно | Интегрирована в основную деятельность компании |
Управляющая структура | Высшее руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени | Отдел, специализирующийся на разработке и реализации социальных и благотворительных программ | Специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании (маркетинг, управление персоналом, финансы, стратегическое планирование и др.) |
Ресурсы | Деньги, материальные ресурсы | Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров | Объединение ресурсов компании (деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров), ресурсов партнеров. Требование долевого финансирования от получателя средств |
Используемые механизмы финансирования | Благотворительные пожертвования, спонсорство | Благотворительные пожертвования, спонсорство, грантовые программы, не связанные в бизнес-интересами компании | Социальное партнерство Портфельное инвестирование |
Частота реализации | Разовая помощь | Самостоятельная систематическая программная деятельность | Систематическая программная деятельность, включена в стратегию основной деятельности |
Социальный эффект | Низкий | Средний | Высокий |
Влияние на основную деятельность (выгода для бизнеса) | Отсутствует либо очень низкий | Компания не придает значения существованию –выгоды для бизнеса, она существует как дополнительный эффект | Выгода для бизнеса управляема, измерима и контролируема, может достичь высокой величины |
Рассмотрим эти три концепции с точки зрения эффективности для общества – социального эффекта (англ. socialvalueadded) и выгоды для компании – влияния на основную деятельность (англ. businessvalueadded). Под социальным эффектом подразумевается вклад деятельности компании в решение некоторой социальной проблемы местного сообщества в целом или определенной группы внутри этого сообщества (детей, студентов, работников и их родственников и т.д.). Влияние на основную деятельность в данном случае понимается как польза, которую реализация социальных программ приносит основной деятельности компании.
Поместим три перечисленные формы социального участия в систему координат, в которой одна ось показывает социальный эффект программы, а другая – ее влияние на основную деятельность. Таким образом, программы, попавшие в квадрант I, будут иметь высокие эффекты и для сообщества и для компании, а программы, попавшие в квадрант III, покажут низкие эффекты по обоим параметрам. Рисунок 1 иллюстрирует, как традиционная, стратегическая благотворительность и социальное инвестирование расположились в этой системе координат:
Рис. 1. Социальный эффект и влияние на основную деятельность
Cоциальную ответственность можно представить как сочетание нескольких компонентов (рис.4):
Рис. 4. Компоненты социальной ответственности бизнеса
Наиболее «продвинутым» уровнем участия бизнеса в социальной сфере является социальное инвестирование (венчурная филантропия). В российской практике примером осуществления инвестиций бизнеса в социальную сферу является разработка и реализация компанией совместно с органами местного самоуправления долгосрочной программы по развитию муниципальной социальной инфраструктуры. Понятие социальной ответственности шире, чем корпоративная благотворительность. Путаница возникает из-за того, что в деятельности российских компаний зачастую отсутствуют некоторые компоненты социальной ответственности. Нередко компании получают награды за вклад в благотворительность, но при этом сотрудникам выплачивают «черную» зарплату, нарушая тем самым один из принципов социальной ответственности.
СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ - это часть годового отчёта, представляющая собой текст об итогах социальной деятельности компании за год.
Социальная отчётность очень распространена в России, особенно в крупных компаниях.
Социальный отчёт может входить в состав годового отчёта, либо представлять собой отдельную небольшую брошюру (20-30 страниц).
Социальный отчёт может иметь, например, такую структуру:
1) Байлайнер руководителя (социальная политика компании за период)
2) Теоретическая часть - рассказывается о том, что такое социальная политика, социальная ответственность компании и т.д.
3) Отчёт о разработанных и проведенных программах для внешней и внутренней общественности (спонсорство, благотворительность, строительство спортивных и образовательных учреждений и т.д.)
Отчет как средство PR или системы коммуникаций
По мере того, как развивалась методология отчетности, а содержание отчетов становилось все более разнообразным, они начали активно использоваться компаниями в целях PR. Стремление прорекламировать свои достижения было настолько естественным и заразительным, что на этой стадии нефинансовая отчетность «застряла» надолго. Неумеренность в подобных действиях привела к появлению «антиотчетов» - документов, высмеивающих приемы, с помощью которых компании пытались убедить публику в том, что они «белые и пушистые».
Несмотря на призывы экспертного сообщества отказаться от такого подхода, едва ли PR-функция отчетов будет утрачена и в будущем, однако надо признать, что сегодня компании с большим опытом отчетности гораздо более тонко и аккуратно используют отчеты в этих целях.
По мере конвергенции теории стейкхолдеров и концепции корпоративной ответственности, все чаще звучали предложения использовать отчет как средство обратной связи с заинтересованными сторонами. Коммуникативная функция оказалась гораздо продуктивнее, чем только PR, и сегодня обязательно принимается во внимание при разработке концепции отчета.
http://www.rushydro.ru/file/main/global/company/socialotvetstvenost/kso/KSO_2010_20_07_11.pdf - пример