Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории нашей страны пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Однако административно-правовой статус лиц, не являю­щихся гражданами Республики Беларусь, различен.

Иностранными гражданамив Республике Беларусь призна­ются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства (апатридами)в Республике Беларусь признают­ся лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец –это лицо, которое не является гражданином Рес­публики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в госу­дарстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Рес­публики Беларусь, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычно­го местожительства в силу таких опасений.

Несмотря на конкретность в определении указанных кате­горий лиц, административно-правовой статус каждой катего­рии различен. В качестве примера приведем классификацию иностранных граждан по времени пребывания на территории Республики Беларусь:

Ø постоянно проживающие на территории Республики Бела­русь - иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел;

Ø временно пребывающие на территории Республики Беларусь -иностранные граждане, находящиеся на территории Респуб­лики Беларусь на иных законных основаниях;

Ø проезжающие через территорию Республики Беларусь тран­зитом.

Другая классификация – по стране своей принадлежности:

Ø иностранные граждане ближнего зарубежья – стран СНГ;

Ø иностранные граждане дальнего зарубежья.

Из общего законодательства, определяющего статус иност­ранных граждан, имеются изъятия относительно граждан госу­дарств, входящих в СНГ. Эти изъятия устанавливаются согла­шениями между государствами – участниками СНГ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республи­ке Беларусь равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Их административно-правовой статус определен Конституцией Республики Беларусь и рядом нормативных правовых актов: законами Республики Беларусь «О правовом положении иност­ранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О беженцах», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил пребывания беженцев в Рес­публике Беларусь», «Об утверждении Правил пребывания инос­транных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела­русь»и др.

Так, в соответствии с последними, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обя­заны быть зарегистрированными, иметь при себе действитель­ные паспорта или заменяющие их документы и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право:

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru заниматься трудовой или хозяйственной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru получать образование в Республике Беларусь;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru вступать на общих основаниях с гражданами Республики Бе­ларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru заключать или расторгать брак с гражданами Республики Бе­ларусь и иными лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к граждан­ству Республики Беларусь;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru допускаться к деятельности, связанной с государственной тай­ной;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru нести воинскую обязанность;

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - student2.ru въезжать на территорию Республики Беларусь без разреше­ния (исключение составляют граждане стран СНГ, с которы­ми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда).

Правовое положение иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и международными договора­ми. В частности, они пользуются иммунитетом от администра­тивной юрисдикции нашей страны.

Подводя итог сказанному во второй главе, отметим, что норма права представляет собой модель типового общественного отношения, которая определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы. Нормы административного права, как и нормы иных отраслей, конкретизируют волю каждого члена гражданского общества и превращают ее посредством соответствующего гражданско-правового механизма в обязательное поведение для его субъектов.

С другой стороны, право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократического государственного строя. Оно вытекаете из особенностей ассиметричных, построенных на началах неравенства сторон отношений. При таких правоотношениях одна сторона, обладающая властными полномочиями, имеет право решать определенные вопросы. Следовательно, в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть, должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.

Вопросы:

1. Что такое нормы административного права? Какие общественные отношения они регулируют?

2. Какова структура административно-правовой нормы?

3. Какие вы знаете формы (способы) реализации норм административного права? Дайте им характеристику.

4. Перечислите источники административного права.

5. Перечислите признаки административно-правовых отношений.

6. Как соотносятся понятия административная правоспособность и административная дееспособность.

7. Какие гарантии реализации прав и свобод граждан в административной сфере вам известны? Какие из них, по вашему мнению, наиболее эффективны?

8. Почему гражданин является приоритетным субъектом административного права?

Примерные темы рефератов:

1. Источники административного права.

2. Административно-правовые отношения.

3. Административная право- и дееспособность гражданина.

4. Роль обращений граждан в обеспечении законности в деятельности исполнительной власти.

5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Наши рекомендации