Причины, условия и функции конфликта
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения конфликтов. Длительное время в социологии считалось, что существует только одна причина конфликтов:
o Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
o Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
o Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
o Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.
В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов.
1. Объективные: делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы в этой части выделяют разные факторы:
o по Щепаньскому, это: 1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное, бытовое, образовательное
и пр.); 2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и пр. процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы);
o по Анцупову и Шипилову для России это проявляется в: слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостатке и несправедливом распределении значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образе жизни россиян, связанном с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционных для россиян стереотипах конфликтного разрешения социальных противоречий.
2. Организационно-управленческие:
· структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры; изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре; неодинаковая оснащенность рабочих мест; изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре; несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности; распределение власти в целом);
· функционально-организационные (неоптимальные функциональные связи со внешней средой, между структурными подразделениями организации; взаимозависимость задач, неправильное распределение ответственности; ограниченность ресурсов, которые нужно делить, между отдельными работниками; неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации; слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
· личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и др. качествам; противоречивость должностных инструкций, различие формальных требований к работнику; противоречивость требований профессиональных и личных);
· ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
3. Социально-психологические:
· естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
· конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофибией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитароностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);
· потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);
· разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций);
· выбор разных способов оценки результатов деятельности (существуют пять способов оценки: сравнение с идеальным положением дел; требование к данной деятельности по нормативам; степень достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; сравнение с положением дел в начале деятельности. При этом оценивая других людей мы используем способы 1-4, оценивая же себя -
4 и 5);
· разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей),
· концепция депривации Е. Вятра - польского исследователя (состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный французом А. де Токвилем в классической работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения);
· стремление больше брать, чем отдавать;
· стремление к власти;
· психологическая несовместимость.
4.Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения); низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего, к понятию «функция». В общественных науках функция вообще (от лат. — совершение, исполнение) — это та роль, которую определенный социальный институт или частный субъект выполняет.
Функция конфликта— выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между конфликтом и другими явлениями общественной жизни; это та роль, которую конфликт выполняет по отношению к обществу и (или) его структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам, в первом случае принимаются во внимание последствия конфликта, во втором — направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.
Актуален вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности не только отдельного человека или социальной группы, но и организации, и общества в целом. Большинство тех ученых, кто закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве.
На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов, в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми в рамках конфликтного взаимодействия.
Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит персонифицированный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта последний может рассматриваться как положительный, другого — как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в различных отношениях и в разное время может оцениваться с противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта.
Сказанное подтверждает вывод о том, что конфликт — функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций должно рассматриваться конкретно.
Нередко имеют в виду и некий объективный критерий оценки функций конфликта. Если социальный конфликт способствует развитию более широкой социальной системы, он имеет функциональный характер, и наоборот, если социальный конфликт ограничивает, тормозит развитие более широкой социальной системы, он носит дисфункциональный характер. Нередко приходится сталкиваться с функциональной противоречивостью конфликта — не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.
Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам, поэтому его функции характеризуются с учетом как позитивных, так и негативных последствий.
По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную (способность повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей), что сказывается на эффективности совместной деятельности.
Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по результативной направленности, т.е. полезным и вредным последствиям.
Можно выделить ряд функций, имеющих наиболее существенное значение в рамках существования социума в целом, или организации, в частности, либо в деле управления поведением персонала.
Интегративная (объединяющая) функция— одна из основных функций конфликта, благодаря которой достигается интегрирующий эффект, которая влияет на устойчивость и стабильность социальной системы, формирование и консолидацию групп, соотношение индивидуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого механизма. Интеграция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов, и проигрывает, если конфликтное столкновение наносит трудно восполнимый ущерб организованности и единству коллектива. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
Функция активизации социальных связей— придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации.
Функция сигнализации об очагах социальной напряженности.Конфликтное столкновение позволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные упущения в рамках социального процесса, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устремлений людей, их неудовлетворенности или протеста.
Инновационная функция.Конфликт значим как средство инновации, содействия творческой инициативе. В конфликтных условиях люди яснее осознают как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и противоречия общественного развития, необходимость преодоления препятствий на пути прогресса и достижения максимальной пользы.
Функция трансформации (преобразования) межличностных и межгрупповых отношений.Конфликт, поляризуя исталкивая противоположные силы, одновременно содействует как деформации или разрушению старых, так и возникновению новых межличностных или межгрупповых отношений.
Информационная функция.Конфликт, как правило, расширяет возможности получения информации о состоянии организации, взаимоотношениях ее членов, занятых совместной деятельностью. Он обогащает кругозор участников конфликта и повышает уровень их осведомленности друг о друге, способен служить источником жизненного опыта, средством обучения и воспитания, а также зондирования настроений в том или ином коллективе.
Профилактическая функция.Конфликт способствует предотвращению более разрушительных противоборств, предупреждению столкновений с потенциально значительным материальным ущербом и нравственными потерями.
Функция социальных изменений.Конфликт может содействовать изменению или обновлению внутригрупповых или индивидуальных норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов, подгрупп или социальной системы в целом.
Адаптивная функция.Конфликт может быть способом адекватного приспособления социальных и индивидуальных норм к изменившимся обстоятельствам.
Функция распада социальной структуры.Конфликт может нести в себе опасность распада социальной структуры в том случае, если конфликтующие стороны больше не разделяют тех ценностей, на которых базировалась социальная группа, и в результате конфликта не удается консолидировать социальные группы на основе новых норм и ценностей.
Позитивные проявления функций конфликта
С точки зрения функциональных проявлений конфликт — крайне противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Однако в большинстве случаев нелегко предугадать даже ближайшие последствия свершившегося конфликта. При этом они могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта, образуя причудливые цепочки как позитивных, так и негативных последствий. Например, работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, к примеру, выплаты компенсации за вынужденный прогул (позитивный результат), но через какое-то время за этим может последовать его увольнение под каким-либо благовидным предлогом (негативный результат). Но вслед за этим бывший сотрудник может устроиться на более привлекательное место работы (вновь позитивный результат).
Положительными, функционально полезными последствиями конфликта считаются те, которые способствуют или обеспечивают решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала конфликтное взаимодействие. Позитивными являются и те последствия, которые, с учетом взаимных интересов и целей конфликтующих сторон, способствуют достижению понимания и доверия, укреплению партнерских отношений и сотрудничества.
Говоря о проявлениях функций конфликта, полезно выделить:
— общие проявления функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы;
— частные проявления функции конфликта на личностном уровне.
Полезно также отметить, что никакой перечень как позитивных, так и негативных функциональных проявлений конфликта исчерпывающим быть не может, так как каждый конфликт уникален. Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность как оппонентов, так и социального окружения разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям.
Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.
Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.
Общие конструктивные функции конфликта:
o устранение противоречия в функционировании коллектива;
o создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);
o социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
o создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
o установление неформальной иерархии в группе или обществе;
o более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
o снятие синдрома покорности у подчиненных;
o диагностика возможных оппонентов: парадокс Зиммеля: наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта;
o улучшение качества деятельности;
o повышение авторитета участника в случае его победы;
o активизация социальной жизни;
o обозначение нерешенных проблем;
o актуализация гуманистических ценностей;
o способствование сплочению группы перед внешней опасностью;
o в каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок).
Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:
o познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;
o самопознание и коррекция самооценки;
o ослабление психической напряженности;
o способствование развитию личности;
o адаптация и социализация индивидов в группе;
o способ самоутверждения и самореализации;
o возможность избавиться от проблем, развитие личности.
Общие позитивные (конструктивные) функциональные проявленияконфликта выражаются в следующих последствиях.
Конфликт может быть способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе, свидетельством того, что эти противоречия достигли уже большей зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению.
Конфликт может быть формой разрешения противоречий. Его развитие и завершение могут способствовать устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.
Конфликт может способствовать снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, «выпусканию пара», разряжению опасной обстановки.
Разрешение конфликта может привести к стабилизации социальной системы, ибо при этом исчезают источники неудовлетворенности. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
Конфликт может интенсифицировать и стимулировать групповое творчество, мобилизовать энергию для решения стоящих перед участниками конфликта задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.
Конфликт может служить средством для возникновения новых форм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.
Другие положительные проявления функции конфликта состоят в следующем:
— конфликт ускоряет процесс самосознания;
— формирует, утверждает и подтверждает определенный набор ценностей как для индивида, так и социальной группы;
— расставляет приоритеты;
— способствует сплочению и объединению людей в целях решения возникших проблем.
В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;
— стимулирует разработку систем эффективного предотвращения, управления и разрешения конфликтов.
К позитивным проявлениям функций конфликта,в частности, в организациях социальной работы, можно отнести следующие:
— адаптацию и социализацию членов организации;
— снятие внутреннего напряжения и стабилизацию обстановки;
— выявление и закрепление новой расстановки сил в организации;
— выявление скрытых недостатков и просчетов;
— радикальное решение назревших организационных и технологических проблем, поиск неординарных решений;
— активизацию информационных процессов;
— формирование организационной культуры управления, результатом которой становится поведенческая культура сотрудников;
— групповое сплочение для решения общих проблем, рост самосознания, чувства собственного достоинства и сопричастности к решаемым проблемам.
Конструктивными проявлениями функций конфликта для индивидамогут быть следующие. Конфликт может:
— выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в критических ситуациях проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей. С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;
— способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные стороны характера личности;
— закалить характер, способствовать проявлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п.;
— помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.;
— помочь снять психическую напряженность в группе, стресс, если конфликт разрешается положительно;
— служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.
Конфликт является:
— важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за срав нительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта;
— существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.
Негативные проявления функций конфликта. К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта относят неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.п.
Общие деструктивные функции конфликтапроявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются вследующем. Конфликт может:
— быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители;
— привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации;
— способствовать замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
— вызвать стагнацию и кризис общественного развития;
— спровоцировать возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов;
— способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;
— повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты;
— вызвать нарастание в обществе настроений пессимизма и упадок нравов.
К существенным негативным проявлениям функций конфликта также можно отнести:
— угрозу заявленным интересам сторон;
— нарушение необходимого порядка в социальной системе;
— препятствие осуществлению быстрых позитивных перемен;
— подрыв доверия;
— возникновение разобщенности среди тех, кто нуждается в единстве или стремится к нему;
— подрыв процесса формирования прогрессивных союзов и коалиций;
— сокращение сферы сотрудничества;
— обострение чувства неудовлетворенности собой и возникновение отрицательного эмоционального состояния;
— увеличение конкуренции между группами, усиление влияния групповых норм;
— формирование представления о конкуренте как о враге;
— повышение агрессивности в отношениях между группами.
К числу негативных проявлений функций конфликта в организациях социальной работыследует отнести следующие:
— конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, дисциплины и эффективности деятельности;
— усиление напряженности в отношениях между специалистами и пациентами, рост враждебности, ухудшение социального самочувствия;
— ограничение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
— уменьшение деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельную формализацию общения;
— рост группового и индивидуального эгоизма;
— падение мотивации к труду вследствие негативного настроения и неуверенности в положительном решении возникших проблем;
— снижение производительности труда и рост текучести кадров;
— отвлечение от работы, потерю времени и средств на ведение конфликта и ликвидацию его последствий;
— бессмысленную трату сил и энергии на конфронтацию;
— субъективные переживания и стрессы;
— сосредоточивание внимания на борьбе между группами, перенос внимания с общей задачи организации на конфликт;
— чрезмерное обострение конфликтных разногласий и длительное противоборство сторон может привести к кризису и распаду организации.
Деструктивные функции конфликта для индивидавыражаются в следующих последствиях. Конфликт может:
— оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе;
— привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, деидентификации и дезинтеграции личности;
— вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения;
— вызвать такие серьезные последствия, как девиантное поведение и суицид;
— привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в коллегах и недавних друзьях;
— в результате конфликта могут появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса;
— в результате конфликта может наступить разочарование;
— в качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:
• отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
• пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
• жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
• превращение дела в шутку;
• разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
• поиск виноватых или обвинение во всех бедах членов коллектива.
Деструктивные функции конфликта на общем уровне:
o большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
o значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни;
o насилие и гибель людей;
o разрушение межличностных отношений;
o нарушение системы отношений;
o увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата;
o ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
o представление о побежденных группах и людях как о врагах;
o снижение сплоченности группы.
Деструктивные функции на личностном уровне:
o ухудшение качества индивидуальной деятельности;
o разочарование в своих способностях, снижение самооценки;
o способствование социальной пассивности личности;
o потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.;
o разрушение целостности личности.
Кроме формы влияния конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.