Тема 16. Система современных международных отношений
1. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы. Важнейшие факторы, влияющие на функционирование международных отношений.
2. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
3. Республика Беларусь в системе международных отношений.
І. Международные отношения, как всевозможные взаимосвязи между государствами и народами, являются результатом реализации потребностей и интересов людей за рамками своего государства, в том числе и тех потребностей, которые не могли быть удовлетворены средствами внутренней политики. Многообразие и многосферность взаимоотношений представляет собою систему, в которой все государства, взаимодействуя и оказывая влияние друг на друга, формируют вокруг себя определенную внешнюю среду. Эта среда функционирует и развивается уже по своим собственным законам, не всегда совпадающим с закономерностями жизни отдельных государств. Созданная среда оказывает активное влияние на поведение государств.
Взаимоотношения государств в созданной среде образуют сложную структуру, которая состоит из многочисленных субъектов политики на международной арене, т.е. участников международной жизни. Все субъекты международных отношений различаются как суверенные субъекты и несуверенные субъекты. Государства являются суверенными субъектами, так как они определяют свое поведение самостоятельно. Участники международных отношений с ограниченными возможностями в принятии самостоятельных решений являются несуверенными субъектами. Сюда входят различные организации, движения, лиги, корпорации и т.д.
Субъекты международных отношений характеризуют еще как типы. Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений.
1.Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Они очень разные по своим размерам, территории и количеству населения, по своей истории, по внутренней структуре, характеру политического режима и богатству. В то же время, все они имеют очерченные границы и в осуществлении международных дел официально считаются суверенными.
2.Наднациональные (супернациональные) или межнациональные организации. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами типа ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью консолидации регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.
3.Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действуют в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п. Например, Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).
4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).
Международные отношения, как взаимосвязь мировых субъектов, обычно делятся еще на виды и типы. Наиболее распространенными видами международных отношений являются:
- политическиеотношения. Они проводятся как взаимодействие внешней политики государств. Благодаря им обеспечивается безопасность участников международных отношений, образуются организационно-правовые рамки развития всех остальных видов международных связей. Политические отношения являются, прежде всего, межгосударственными отношениями, поэтому они занимают центральное, ведущее место во всей системе международных отношений;
- экономическиемеждународные отношения являются следствием исторически объективной интернационализации производственных процессов, международного разделения труда, формирования международного рынка и осуществляющейся научно-технической революции;
- военно-стратегические отношения обычно складываются в виде отношений кооперативного характера, тогда создаются блоки, альянсы, заключаются различные пакты. Этот вид международных отношений доминирует над другими в том случае, когда государства отводят фактору военной силы в достижении своих национальных интересов решающее значение. В центре национальных интересов может быть расширение своего влияния, оборона, безопасность или просто международный престиж;
- культурные отношения являются результатом исторического развития мировой цивилизации, включающей материальные и духовные ценности человечества. Каждый народ в своем развитии вносит свою определенную лепту в культуру, а культурные международные отношения обеспечивают условия, чтобы созданная культурная новация стала всеобщим достоянием. С этой целью проводятся гастроли артистов и организуются фестивали, выставки произведений искусств, достижений науки и техники; широко практикуется обмен литературой, плодотворно работают потенциальные институты и интернет. Огромная заслуга в этом деле принадлежит организации ЮНЕСКО, ВОЗ и другим гуманитарным международным институтам. Кроме названных видов, которые повсеместно и широко используются на международной арене, встречаются еще социальные, идеологические, религиозные и этнические, призванные разрешать свои партикулярные интересы.
Типы международных отношений государств, как суверенных субъектов, в современных условиях чаще всего носят альтернативный характер, что является следствием преобладания центросиловых воздействий и борьбы за максимальную власть. Отсюда возникают типы отношений как противостояние или сотрудничество. Противостояние после второй Мировой войны долгое время носило характер биполярного состояния международных отношений. Здесь тон задавали два военно-политических блока: НАТО во главе с США и Варшавский договор с СССР. После развала СССР образовалась однополярная система с бесконкурентным на сегодня лидером – Соединенными Штатами Америки. Под предлогом борьбы с терроризмом президент США объявил официально, что такие страны, как Ирак, Иран, Северная Корея и др., являются рассадниками и пособниками мирового терроризма и должны быть изгоями в мировом сообществе. Он также обвестил о якобы праве США вершить суд и осуществлять кару над ними, используя в этом деле свою огромную военную машину.
Отношения между странами могут быть равноправными, основанными на демократических основах или неравноправными, навязанными более сильной стороной или блоком. Этот тип отношений особенно характерен для экономических отношений. Широкое распространение получил такой тип отношений как двухсторонние и многосторонние. Двухсторонние отношения возникают в результате ряда договоров и соглашений, подписанных между двумя субъектами, обычно государствами. Многосторонние предполагают участие многих субъектов международных отношений. Такие отношения чаще всего оформляются в виде союзов, организаций, блоков, альянсов и т.п.
На международные, особенно на политические отношения значительное влияние оказывают различные сопутствующие факторы в виде партикулярных свойств и особенностей субъектов мирового сообщества. Они могут способствовать естественному включению субъекта в это сообщество, созданию в нем своеобразной «персональной ниши», содействовать развитию добрососедства, сотрудничества, образованию атмосферы доброжелательности и доверия, или, наоборот – затруднять, тормозить, даже разрушать весь процесс развития мирового уклада.
Постоянно действующим фактором является местонахождение и особенности территории страны. Это можно назвать географическим детерминизмом. Он всегда в значительной мере влиял и определял исторические судьбы многих народов. Сюда входят такие детерминирующие качества как:
- большая или маленькая территория, которую занимает страна;
- имеет эта страна выход в океан, или является анклавом;
- в какой климатической зоне она находится, и какой ландшафт ее территории;
- в какой степени подвержена она природным катаклизмам;
- уровень демократического состояния в стране;
- в какой мере и какими природными богатствами располагает государство.
К долговременно действующему фактору относится уровень развития материальной и духовной культуры в стране, а также ценностный вклад ее народа в развитие цивилизации. Немаловажное значение имеет забота государства о сохранении и приумножении своих положительных качеств, своей весомости в международном содружестве, своих исторических заслуг перед человечеством. К великому сожалению, тысячелетняя история белорусского народа долгое время замалчивалась, а его культурные достижения умышленно и неправомерно приписывались русскому, польскому или литовскому народу. В следствии этого широкая мировая общественность очень мало знала о Беларуси и ее народе. Поэтому, после образования суверенной Республики Беларусь главной задачей внешней политики страны стал ее выход на международную арену в качестве равноправного субъекта. Важнейшим средством в решении этой задачи стала популяризация, даже пропаганда знаний, достоверных и не фальсифицированных сведений о Беларуси, о белорусском народе и его истории, чтобы восстановить былую мировую известность и авторитет страны. Это было неоспоримым фактом у наших предков, особенно в бытность Великого Княжества Литовского.
К кратковременному фактору относится специфичность политических режимов, возникших в той или иной стране, особенности и характер господствующей идеологии, мощность и агрессивность вооруженных сил. Особенно большую роль в этой играют личности, находящиеся у руля государственной власти. Их влияние на мировой процесс огромен. Примером этому являются А. Македонский, Петр І, Наполеон, Сталин, Гитлер и др. Несмотря на относительную кратковременность существования, эти факторы, как правило, оказывают на международные отношения более сильные воздействия, чем постоянные или долговременные. Это объясняется тем, что в кратковременных факторах и через них проходит своеобразная кумуляция энергии взаимоотношений стран на мировой арене, обнажаются и обостряются непримиримые противоречия. В итоге мировое сообщество потрясают различные конфликты.
II.Международные отношения имеют свою специфику. Во-первых, то, что международная жизнь децентрализована, а точнее полицентрична, т.е. не имеет единого центра и состоит из множества более или менее равноправных центров принятия решений. Основную роль здесь играют договоренности на компромиссной основе. Благодаря этому часто бывает, что даже могущественные государства не в состоянии навязать свою волю небольшому суверенному государству. Во-вторых, международные отношения в значительной мере носят стихийный характер, так как их практически невозможно спланировать. Субъектов международных отношений много и у каждого имеются свои особые интересы и желания. Именно в международных делах в наибольшей степени проявляется эгоизм участников. Это подтверждают знаменитые слова английского политика, что «у Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы».
Развитие общества, совершенствование коммуникаций и средств массовой информации стало постепенно обнажать неприглядность и аморальность эгоистических устремлений субъектов международных отношений. Отменить эти устремления невозможно, но приглушить, закамуфлировать их стало делом престижа и искусства для политиков всех стран. Они пришли к необходимости соблюдать во взаимоотношениях какой-нибудь общий устраивающий всех, или, по крайней мере, большинство стран, принцип. Еще в Х1Х веке юрист-международник Ф. Мартенс назвал этот принцип «руководящей идеей» и по мере ее изменения определил этапы развития международных отношений. Каждому этапу соответствовала, или была определяющей как принцип определенная «руководящая идея».
Первый этапмеждународных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: «Si Vis pacem – para belluv!» (если хочешь мира – готовься к войне).
Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии. Этому этапу характерно было то, что европейские страны придерживались идеи политического равновесия, которые стремились обеспечить дипломатическими и силовыми мерами.
Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. На этом этапе наблюдается стремление субъектов международной системы максимально обезопасить себя путем получения больших возможностей, лучших позиций. С этой целью образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.
Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства. Дело в том, что на этом этапе международной жизни активными ее участниками, наряду с государствами, выступают и негосударственные институты, т.е. суверенные и несуверенные субъекты: организации, ТНК, Лиги, союзы, движения и др. Очень важной тенденцией современного этапа развития является интернационализация всех сторон жизни мирового сообщества. Сюда входит практика международных инвестиций, кооперирование производства и кредитно-финансовых связей между странами. А если учесть еще и то, что в наше время появились и катастрофически растут глобальные, общечеловеческие проблемы, грозящие жизни на земле, то, очевидно, что во всей остроте возникла необходимость регулирования международных отношений или другими словами институализация международных отношений. Под институализацией здесь понимается создание во всех сферах мирового сообщества различных институтов в виде организаций, взаимоприемлемых норм и принципов, статусов и процедур, предназначенных играть роль мировых инструментов для стабилизации международных отношений и их успешного функционирования. Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права. Рассмотрим подробнее эти формы.
Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во в торой мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы.
Объединенные во всемирную организацию нации преследуют основные цели:
а) поддерживать мир и безопасность, улаживать возникшие конфликты между странами;
б) развивать дружественные отношения и сотрудничество между странами в экономической, социальной, культурной и др. областях;
в) поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех людей без различия расы.
Главными органами в структуре ООН являются следующие учреждения:
1. Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов организации, каждый член которой имеет один голос. Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и выносить по ним рекомендации.
2. Совет Безопасности ООН. Он состоит из 5 постоянных (России вместо СССР, Франции, США, Англии и КНР) и 10 непостоянных членов, избираемых на два года. На Совет Безопасности возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Поэтому его решения являются обязательными для всех государств организации, и он функционирует непрерывно.
3. Очень важными органами ООН являются такие учреждения, как секретариат во главе с Генеральным секретарем, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет; Международный Суд; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Совет по Опеке.
В системе ООН действует также около 20 специализированных институтов, таких как МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (ведает вопросами образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), ЮНИСЕФ (детский фонд), Международная метеорологическая организация и др.
Второй формой институализации международных отношений являются нормы и принципы, впервые сформулированные в Уставе ООН (ст.2). Более целостная их кодификация была сделана в Декларации принципов международного права. Эта декларация фактически является вроде конституции всех государств. Затем развитие этого документа произошло на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 года. Итоговый документ этого Совещания руководителей европейских стран содержит свод международных обязательств по обеспечению прочного мира. Государства обязались строго соблюдать следующие принципы:
- уважение и равноправие суверенитетов стран;
- неприменение силы или угрозы силой;
- нерушимость границ государств, территориальная целостность;
- мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свободы, в т.ч. свободы мысли, слова, религии и убеждений.
Кроме вышеперечисленных принципов и норм взаимоотношений субъектов международной жизни, существуют еще и правовые кодексы, которые регулируют специфические отрасли международных отношений. Это «договорное право», «дипломатическое право», морское право, арбитраж, международный суд, охрана прав человека и другие юридические международные правовые документы. Следует учесть, что в международном праве не существует элементов власти, наподобие внутригосударственных, когда с помощью силы применяются соответствующие наказания. Здесь принудительные санкции отсутствуют, за исключением только санкции со стороны Совета Безопасности ООН. Главной гарантией эффективности соблюдения норм международного права является понимание необходимости уважения интересов каждого из участников международной жизни.
Таким образом, к началу ХХI века международные отношения подготовили в процессе своего развития значительную основу для обуздания стихийности и неуправляемости международной жизни и положили начало к признанию общечеловеческих ценностей и установлению равноправных и демократических отношений между странами и народами.
Ш. После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался новый этап в международной жизни. С первых дней своей независимости она подтвердила с трибуны ООН (1991 г.) свое стремление, сформулированное в Декларации о суверенитете, стать безъядерной и нейтральной державой. Было заявлено, что основными принципами и приоритетами, отражающими жизненные интересы белорусского народа, являются:
- достижение реальной независимости, что означает формирование полноценных атрибутов суверенитета Республики Беларусь во внутренней и внешней политике;
- мобилизация международной поддержки в преодолении чернобыльской проблемы. Масштабы последствий этой глобальной катастрофы такие огромные и страшные, что без активной и многосторонней помощи международного сообщества Беларуси не разрешить ее. Белорусский народ не по своей вине оказался перед угрозой деградации и вымирания;
- включение Беларуси в общеевропейский процесс развития цивилизации с гарантиями безопасности, незыблемости границ и сотрудничества. Это дает возможность использовать мировые знания, опыт, ресурсы и делиться своими;
- создание условий для формирования рыночных отношений, как фактора дальнейшего экономического развития республики;
- обеспечение свободного взаимодействия культур на основе общечеловеческих ценностей, идеалов и традиций, на беспрепятственном передвижении людей с целью культурного обмена.
С самого начала своей деятельности Республика Беларусь, как суверенный субъект международных отношений, высказалась за безусловную верность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Она без колебаний присоединилась к факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусмотрены для тех случаев, когда нарушаются права личности. В конечном итоге официальными представителями белорусского государства были поставлены подписи под всеми международными демократическими документами. Все это создало необходимый авторитет нашему государству на международной арене. За короткий срок, до 1994 года ее признали 123 государства, а 97 из них установили дипломатические отношения. Республика Беларусь стала полномочным членом 60 международных организаций, а за период 1991-1995 годов было подписано более 600 двухсторонних межгосударственных договоров по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Среди государств СНГ она первой подписала Парижскую хартию для новой Европы, вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. В соответствии с принятыми обязательствами Беларусь стала избавляться от тактического и стратегического оружия массового уничтожения, превращая страну в безъядерную зону. В период 1992–1997 годов было вывезено в Россию все это оружие вместе со средствами доставки – новейшими ракетами «СС-25» и стратегическими бомбардировщиками «Ту-22м». Таким образом, Республика Беларусь, будучи ядерной державой, первой, и добровольно, отказалась от самого грозного, устрашающего средства международной политики.
Одновременно с укреплением авторитета Беларуси в международных делах стали постоянно приобретать новый качественный характер экономические связи с зарубежными странами. Учитывая свой экономический потенциал и географическое положение, республика стала стремиться к постепенной интеграции в европейское и мировое хозяйство. Эта сфера международного экономического сотрудничества нашей страны была слабо освоена. Традиционным экономическим полем, сложившимся за много десятилетий в условиях сверхкооперированной советской экономики, были страны СНГ, а больше всего – Российская Федерация. Однако, разорванные в результате распада СССР кооперативные связи, а также невостребованность продукции ВПК, составляющего более половины промышленной мощи Советского Союза, привели к глубокому комплексному кризису. Для Республики Беларусь, которая была вроде «сборочного цеха» в гигантской промышленности СССР, наступили очень тяжелые времена. Страны СНГ не имели средств для покупки готовой продукции у Беларуси, т.е. товара, представляющего собою конечный продукт всей кооперативной цепи всесоюзного производства. Они также не могли уже производить и поставлять нам для сборки необходимые комплектующие узлы и детали. В свою очередь в Республике Беларусь быстро увеличивалось количество изношенных станков и оборудования, устарели технологии производства. Это порождало низкокачественную, неконкурентоспособную продукцию.
Стала остро необходимой модернизация производственных мощностей и приспособление их к рыночным условиям. Для всего этого нужны большие деньги – капиталовложения в виде инвестиций, которые можно было получить только от развитых, передовых стран мира. Именно только эти страны располагают новой, современной технологией и богатыми финансовыми возможностями.
Таким образом, необходимость интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество к середине 90-х годов ХХ века приобрела вполне конкретное содержание и четкие контуры. А реализация этой жизненно важной, объективной необходимости стала первостепенным делом внешней политики нашего государства. На 2003 год Республика Беларусь имеет дипломатические отношения со 153 странами, в том числе в 45 из них работают Белорусские посольства и консульства.
Внешняя политика всегда зависит от политики внутренней и является ее отражением. Республика Беларусь в этом плане не является исключением. Изменение политических приоритетов и ценностей, вследствие установления нового режима власти, после референдума 1996 года, не могло не отразиться на процессе интеграции нашей страны в мировое сообщество. Сосредоточение всей государственной власти в руках Президента, постоянное нарушение прав человека противоречит демократическим принципам, которые являются стержнем политической жизни и основой содружества стран Европы и Америки. Возникшие противоречия дошли до такой степени, что Беларусь фактически оказалась в политической изоляции. Согласно решению специального совета министров европейского содружества (ЕС) в сентябре 1997 года была приостановлена реализация программы технологического содействия Беларуси, т.е. инвестиций в экономику, за исключением гуманитарной помощи и средств, которые способствуют демократизации белорусского общества. Беларусь получила характеристику «аутсайдера европейской интеграции», «черной дыры Европы» и другие подобные унизительные определения.
Создавшееся негативное международное положение Республики Беларусь резко усилило восточную ориентацию ее руководства. Последовали визиты высокопоставленных лиц, в т.ч. и Президента Республики, в Китай, Северную Корею, Турцию, Арабские Эмираты, Иран, Ирак и др. страны с целью расширения экономических и культурных связей, налаживания торговых отношений. Однако ожидаемого эффекта не получилось. Прежде всего, из-за огромного расстояния, когда согласно старинной пословице «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Кроме этого, для технологического обновления белорусского производства эти страны являются не лучшими партнерами и источниками инвестиций. Из-за упадка и застоя своих хозяйств страны СНГ также являются слабыми и ненадежными партнерами. Из этого ряда выделяется только Россия. Имеющая богатые энергетические и сырьевые источники, способная инвестировать экономические программы, и в определенной мере она заинтересована в белорусских промышленных товарах. К 2000 году торговый оборот с Российской Федерацией составил 64 % всей внешней торговли Беларуси.
Доминирование России в интеграционных приоритетах внешней политики Беларуси, негативное отношение белорусского руководства к политике западных стран, а также отражение ностальгической надежды части населения страны о воссоздании могучей державы типа Советского Союза по родило идею создания единого Союзного государства. Такое соединение двух стран должно на практике продемонстрировать неоспоримые преимущества глубокой интеграции, стать примером и ядром для расширения этого государственного образования посредством добровольного вхождения в него других бывших республик СССР.
Благодаря энергии и целеустремленности Президента Беларуси А.Г.Лукашенко процесс создания единого Союзного государства получил определенное развитие. Обсуждено много вопросов по проблемам объединения: 2 апреля 1997 года был принят документ о союзе двух стран, в декабре 1999 года был подписан президентами и ратифицирован договор о создании Союзного государства Беларуси и России, учрежден общий рабочий объединительный орган. Однако реализация разработанной программы объединения затормозилась. Главные причины появившихся трудностей были отмечены в итоговом документе 5-го заседания круглого стола белорусских и российских ученых на тему: «Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы».
1. Нет конкретной формы Союзного государства и непонятно, что будет в итоге: федерация или конфедерация.
2. Неготовность стран поступиться своими суверенными правами в пользу общего государства, в том числе по вопросу о единой денежной системе, по нормам представительства в общегосударственных институтах, их финансировании и др.
3. Много нерешенных проблем в создании единого экономического пространства, когда будут свободно конкурировать капитализированная экономика гигантской России и сохранившая социалистические черты экономика небольшой (6% от российской) Республики Беларусь.
Таким образом, «камнем преткновения» на пути создания общего государства является проблема сохранения государственного суверенитета, что означает, прежде всего:
- государственную независимость и его территориальную целостность, способность защищать эти ценности;
- способность и возможность обеспечить оптимальные условия развития национальной экономики и на этой основе всемерно содействовать динамичному росту социального обеспечения населения страны;
- сохранение и развитие самобытности, национальной культуры и родного языка, а для Беларуси жизненно важным является восстановление исторической памяти и формирование в обществе востребованности, духовной тяги к подлинно национальным культурным ценностям.
Подводя итог краткому анализу процесса интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество можно сказать, что в настоящее время в этом деле страна переживает большие трудности, как в плане их преодоления, так и в том, что эти нерешенные проблемы очень отрицательно сказываются на ее экономическом и культурном развитии, а это в свою очередь ведет к консервации низкого уровня жизни населения.