Экономически развитые страны

Среди развитых стран по крупным различиям (в 2-5 раз) экономических и социальных показателей необходимо выде­лить два подтипа: высокоразвитые и среднеразвитые страны.

Первый подтип представлен наиболее ранними, «класси­ческими» развитыми капиталистическими обществами, сфор­мировавшимися на базе традиционной рыночной экономики. Этой группе из 25 стран с небольшим населением (менее 18% мировой численности) принадлежат ведущие позиции в мировой экономике (более 51% ми­рового валового продукта) и политике, крупнейший научно-технический потенциал, высшие социальные показатели.

Современная основа этих во многом посткапиталистических обществ базируется на социально ориентированной, регулируе­мой рыночной экономике, а источником международного мо­гущества являются крупнейшие в мире транснациональные корпорации и банки (контролирующие более 40% мировой экономики), им принадлежит ключевая роль в валютно-финансовой системе и торговле мира, в международных интеграци­онных процессах и организациях.

Другие специфические ти­пологические черты высокоразвитых стран следующие:

1) от­раслевая структура экономики носит ярко выраженный постин­дустриальный характер (в создании ВВП доминирует непроиз­водственная сфера);

2) в промышленности лидирующее поло­жение занимают обрабатывающие отрасли, прежде всего на­укоемкие производства, составляющие основу экспорта большинства стран, в то время как роль традиционных отраслей, а также экологически «грязных» сокращается;

3) сельское хозяйство, базируясь на достижениях НТР, является высокоин­тенсивным и развивается в форме государственно и междуна­родно регулируемого агробизнеса;

4) экологический кризис имеет контролируемый, управляемый характер и «экспортную» ориентацию (в направлении менее развитых стран);

5) для территориальной организации общества типичны максимальная урбанизированность (более 90%) и минимальные различия в уровнях социально-экономического развития между частями страны.

Неравномерность послевоенного развития привела к оформлению с начала 1970-х годов в подтипе высокоразвитых стран трех центров соперничества: североамериканского, западноевропейского и японского. Состав и потенциал каждого из них постепенно расширяются за счет интеграционных процессов с менее раз­витой периферией.

По «формам проявления высокоразвитости» можно выделить три типологические группы госу­дарств.

Страны «Большой шестерки» представлены наиболее круп­ными по территории, населению и масштабам экономики дер­жавами - «историческими лидерами»: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

Малые европейские страны как типологическая группа высокоразвитых государств охватывают немногим более 1% населения мира. Эта группа включает Бельгию, Нидерлан­ды, Люксембург, Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию и «микрогосударства» - Лих­тенштейн, Андорру, Монако, Сан-Марино.

«Миниатюрность» и соседское положение с ве­дущими державами обусловили такие черты этих стран, как ограниченность отраслевой структуры экономики, огромную роль внешних факторов в развитии, максимальную роль государства в экономических и социальных процессах, международную специализацию на ограниченном числе обычно «уникальных» мелкосерийных наукоемких производств, международную на­правленность сферы услуг (финансовых, туристических, транс­портных и др.).

Переселенческие страны как специфическая типологичес­кая группа объединяют Канаду, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, а также Израиль, которые при 1,5% населения мира производят ежегодно около 4% мирового валового продукта (однако душевые показатели ВВП ЮАР в 3-4 раза ниже, чем у остальных, но соответствуют высокоразвитым у неафрикан­ского населения).

Их основной отличительный признак - общность истори­ческого развития. Главной типологической чертой является присущий им с колониального периода зависимый, внешнеориентированный тип развития. Он выражается, во-первых, в ставшей традиционной аграрно-сырьевой международной спе­циализации и в повышенной роли в структуре экономики добывающих отраслей и агропромышленного сектора, ориенти­рованных на экономические потребности первоначально Вели­кобритании, а в настоящее время и других высокоразвитых стран. Во-вторых, в активной и даже ключевой роли иностран­ного капитала из этих стран в экономическом развитии, осо­бенно заметной в обрабатывающей промышленности. В-третьих, переселенческим странам присуща роль союзников - младших партнеров ведущих держав в международных интеграционных процессах и организациях. Сближает их и сходство социально-политических проблем в отношениях между переселенцами и коренным населением.

Среднеразвитые страны - около 40 государств Европы, Азии и Америки, на которые при 11,5% населения приходится более 13% мирового валового продукта (1996 г.). Это группа, включающая часть развитых капиталистических (из чи­сла исторически «отставших), постсоциалистические и «новые развитые» страны. Их объеди­няет периферийный тип социально-экономического развития (ближней перифе­рии высокоразвитых центров: западноевропейского, североаме­риканского, японского, а также советского).

Осо­бенности экономико-географического положения по отноше­нию к центрам и тенденции исторического развития позволяют выделить среди них ряд своеобразных типологических групп:

1) южноевропейскую - Испания, Пор­тугалия, Греция, Турция, Мальта, Кипр, а также Ирландия;

2) восточно-азиатскую - Республика Корея, Тайвань, Синга­пур;

3) латиноамериканскую - Мексика, Чили;

4) восточно­европейскую - постсоциалистические страны Европы (кроме членов СНГ), для которых с начала 1990-х годов характерна смена ориентации с советского на западноевропейский центр;

5) евразийскую - страны СНГ (кроме России), сочетающие в своем кризисном, неустойчивом развитии противоречивые тен­денции ориентации как на западноевропейский центр и его ближнюю периферию (например, на Турцию, Польшу), так и на Россию;

6) Россия, занимающая особое место среди стран рассматриваемого подтипа. Являясь в недавнем прошлом по­литическим и экономическим ядром советского центра, она в 1990-е годы переживает резкое падение достигнутого в СССР высокого уровня социально-экономического развития (ВВП Рос­сии за 1990-1997 гг. сократился вдвое) вследствие радикальных реформ в ходе «вестернизации» общества. Превращение в стра­ну со средними и ухудшающимися экономическими и соци­альными показателями сопровождается ослаблением функций центра по отношению к постсоциалис­тической периферии и формированием собственного, зависимо­го от интересов высокоразвитых центров, периферийного типа развития.

Несмотря на существенные историко-географические раз­личия, среднеразвитым странам присущ ряд общих типологи­ческих черт. К ним, в частности, относятся: переходный ха­рактер структуры экономики от индустриальной или индустри­ально-аграрной к постиндустриальной; меньшая степень регулированности и большая стихийность рыночного механизма; усиливающаяся роль иностранного капитала и политики международных экономи­ческих учреждений и организаций в жизни стран, что ведет к возрастанию финансовой, технологической и иной зависимос­ти от высокоразвитых государств, формирует внешнеориентированный тип социально-экономического и политического раз­вития. Эти черты определяют и место среднеразвитых стран в мировом хозяйстве, связанное с международной специализа­цией на аграрно-сырьевых, топливо-, материало- и трудоемких и других технологически про­стых, малонаукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также на международных услугах (туристических, транспортных, экспорте рабочей силы и др.).

Развивающиеся страны

Более 160 государств и терри­торий Азии, Африки, Океании и Лат. Америки.

Черты типологического отличия: общность «исторической судьбы», многоукладность социально-экономического строя и однотипность демографичес­ких процессов и проблем.

Первая выражает сходство исторического развития, в котором подавляющее большинство стран последовательно прошли доколониальный, колониальный и постколониальный этапы, зависимый, внешнеориентированный тип развития.

Многоукладность выражается в существовании в их обществен­ных системах разнообразных типов экономических и социаль­ных отношений, (родоплеменные, феодальные, капиталистические, социалистические). Роль локомотивов прогресса принадлежит современным капиталистическим (преимущественно иностранным) и социа­листическим формам организации производства (в особенности государственным), широко представленным * ряде азиатских и латиноамериканских государств.

Однотипность демографических процессов и их последст­вий-проблем - высокие рождаемость и естественный прирост, быстрый рост численности населения, его «омоложение» и растущая концентрация в крупнейших городах превратились для большинства стран в «демографический тормоз» развития.

Структурная отсталость экономики выража­ется, во-первых, в ключевой или очень весомой роли в ней мелкотоварного, полунатурального и натурального хозяйства, а во-вторых, в преобладании в структуре ВВП и экспорта большинства стран отраслей, связанных с выращиванием или добычей агробиологических и промышленных сырьевых про­дуктов, т. е. в аграрном, аграрно-индустриальном или инду­стриально-сырьевом типе экономики.

Аграрная отсталость стран проявляется прежде всего в крайне низкой производительности жизненно важного сельско­го хозяйства: показатели его технической оснащенности, применения удобрений, урожайности культур и особенно произ­водства животноводческой продукции во много раз уступают аналогичным в высокоразвитых странах. Интегральным вы­ражением аграрной отсталости в условиях быстрого роста на­селения стала продовольственная проблема.

Индустриальная отсталость имеет различные проявле­ния. Наиболее характерными и традиционными являются доминирующая роль добывающих отраслей и неразвитость обрабатывающей про­мышленности, представленной главным образом мелкими пред­приятиями (типа мастерских) по производству продукции по­вседневного спроса. Политика индустриализации привела во многих странах к модернизации отраслевой струк­туры обрабатывающей промышленности. Появились современ­ные предприятия трудо-, материало- и капиталоемких отрас­лей - текстильной, металлургической, нефтеперерабатываю­щей, химической, машиностроения (преимущественно сбороч­ные, «отверточные» производства автомобилестроения, электро­техники и электроники, судостроения и др.), ориентированные на экспорт и «оторванные» от внутреннего рынка.

Научно-техническая отсталость стран выражается в неразвитости собственной научно-технической базы, крайне низких расходах на НИОКР, а также в ограни­ченном доступе к дости­жениям НТР развитых стран, активно использующих интел­лектуальный потенциал развивающегося мира через механизмы «утечки умов» и научно-технического сотрудничества, превра­щая его в интеллектуальную периферию.

Итоговым выражением и одновременно одной из основных современных причин социально-экономической отсталости рас­сматриваемых стран является характерная для огромного их большинства общность крайне зависимого и эксплуатируемого положения в системе мирового хозяйства.

Специфической чертой разви­вающихся стран является общность закономерностей и про­блем территориальной организации общества. Она выражается прежде всего в резких контрастах развития между регионами внутри стран. Территориально доминируют хозяйственно замкнутые, изолированные аграрные районы с натуральным и мелкотоварным укладами. Концентрация специализирован­ного товарного, особенно крупного, производства и населения происходит в ограниченных ареалах («полюсах роста», редко охватывающих более 10% территории страны), обычно пред­ставленных столицами, отдельными крупными городами (осо­бенно портовыми), центрами добычи и выращивания экспорт­ного сырья, транспортными магистралями между ними.

Выделенные страны «верх­него эшелона» и «нижнего эшелона» отличаются экономическими и социальными макропараметрами. Первый подтип объединяет сравнительно благополучные, прогрессирующие в экономическом и социаль­ном отношениях страны, наибольшим образом интегрированные в мировое хозяйство.

Ко второму подтипу относятся «неблагополуч­ные» государства с ярко выраженными чертами слаборазвитости, замедленным типом развития, острыми проблемами и конфликтами.

Внутри подтипов можно выделить ряд типологических групп. Верхний эшелон представлен тремя группами стран.

1. Новые индустриальные страны (НИС). Этим термином с первой половины 1970-х годов обозначается самая динамич­ная постоянно расширяющаяся группа стран с присущей ей особой «новоиндустриальной моделью» развития.

Исторически к первой «волне» относят четыре азиатских «дракона» - Республику Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и латиноамери­канских лидеров - Мексику, Бразилию, Аргентину;

ко вто­рой - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили;

к третьей - Тур­цию, Кипр, Тунис, Индонезию;

к четвертой (1990-е годы) - Китай, Филиппины, Маврикий, Венесуэлу, Вьетнам и Египет. Некоторые НИС (Мексику, Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Турцию, Кипр, Чили) во второй половине 1990-х годов стали причислять к развитым странам. Эти страны выделяются среди развивающихся, а по отдельным показателям даже превосходят экономически развитые государства.

Основными типологическими чертами данной группы стран можно назвать: 1) ускоренные ежегодные темпы роста ВВП и экспорта; 2) до­минирующее положение в развивающемся мире с тенденцией нарастания «отрыва»; 3) крупные структурные сдвиги в экономике, выражаю­щиеся в ориентации на экспорт обрабатывающей промышленности, росте наукоемких производств, и непроизводственной сферы (туризм, трудовые услуги, связанные с экспортом рабочей силы, и др.); 4) возрастание роли НИС как крупных экономических парт­неров высокоразвитых стран; 5) активное формирование науч­но-технического потенциала, переход от первоначальной стра­тегии заимствования достижений НТР к созданию собственных научно-производственных центров, специализированных на разработках в области микроэлектроники, информатики, атомной, ракетной техники и биотехнологий (особенно в НИС «первой волны», Малайзии и в «ключевых» странах - Китае, Индии, Бразилии).

2. Страны-нефтеэкспортеры (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Бруней и др.) как специфическая группа развивающихся государств заявили о себе в 1970-е годы, в период энергетического кризиса. Их сравнительно высокие, но неустойчивые в 1980-е-1990-е годы темпы показателей прогресса и ВВП на душу населения полностью зависят от притока «нефтедолларов» за экспортируемые нефть и газ и от связанных с ними политических факторов (в этом плане показателен пример Ирака, где вследствие международного эмбарго в 1990-е годы ВВП сокра­тился втрое).

Главная типологическая черта этих стран - крайне узкая структура ВВП и экспорта, в которых доминируют топливно-сырьевые отрасли, связанные с интересами и возможностями экономически развитых стран и НИС. Создание капиталоемких производств на базе дешевого сырья и энергии (нефтепереработки, нефтехимии, металлургии и др.) сопровож­дается возрастанием роли непроизводственной сферы (финан­совой, торговли, международного туризма и других услуг), расцветом социальной инфраструктуры, а также прогрессом сельского хозяйства. Дефицит трудовых ресурсов компенсиру­ется широким привлечением иностранной рабочей силы.

Важным общим историко-культурным и геополитическим фактором, определяющим (помимо «нефтедолларов») специфи­ку развития государств выделенной группы, является ислам.

3. Наряду с двумя рассмотренными «полюсами роста» раз­вивающегося мира, в его различных регионах есть также своеобразные «точки роста» и сравнительного благополучия, имеющие определенную общность. Совокупно они могут быть обозначены как микро- и малые страны «обслуживающей периферии» (или «квартиросдатчики»), обладающие преимуще­ствами ЭГП (обычно островного), по отношению к экономически развитым странам, НИС и нефтеэкспортерам. Особенно широко они представлены в Латино-Карибской Америке (более 10, в том числе Багамы, Барбадос, Гваделупа, Мартиника, Виргин­ские острова, Тринидад и Тобаго, Нидерландские Антильские Острова, Бермудские Острова, Панама и др.), но есть и в Азии (Бахрейн, Макао и др.), Африке (Сейшельские Острова, Рею­ньон), Океании (Фиджи, Науру и др.).

Характерны созданные иностранным капиталом отрасли непроизводственной сферы международного значения, прежде всего услуг - финансовых, оффшорных, туристичес­ких, торговых, транспортных («удобные флаги», обслуживание судов), обеспеченных современной инфраструктурой. Льготный финансово-экономический климат, выгоды ЭГП и политическая стабильность стимулировали привлечение сотен филиалов и штаб-квартир иностранных компаний и банков (особенно на Багамах, Бермудских и Каймановых островах, в Барбадосе, Бахрейне), появление крупных «морских держав» (Панама, Багамы и др.)

4. «Классические» развивающиеся (экономически слабораз­витые) страны - наиболее представительная группа, вклю­чающая большинство государств Океании, более трети афри­канских и латиноамериканских, некоторые азиатские. Им в наибольшей мере присущи выделенные выше общие черты и особенности всего типа.

Проявлениями слаборазвитости являются: 1) замедленность социально-экономического прогресса по сравнению с тремя пер­выми группами на фоне быстрого роста населения и невысоких душевых показателей ВВП (обычно от 2 до 3 тыс. долл.); 2) традиционный аграрно-сырьевой тип экономики и между­народной специализации; 3) системообразующая роль сельского хозяйства в создании ВВП и особенно в занятости населения; преобладание в промышленности добычи экспортного сырья, его переработки и примитивной обрабатывающей промышлен­ности (ее основа — мелкие предприятия типа мастерских); жизненная важность экспорта в качестве источника развития, который испытывает на себе негативное воздействие «ножниц цен» мирового рынка; 6) «вялый» интерес иностранного капитала, рост внешней финансовой задолженности, активное вмешательство международных финансовых организаций.

Наиболее благополучными странами, с лучшими удельными и структурными показателями ВВП и социального развития, являются латиноамериканские (Колумбия, Куба, Перу, Сури­нам, Эквадор) и обладающие преимуществами ЭГП азиатские (Пакистан, Сирия, Иордания, Шри-Ланка), а также Марокко и Ботсвана в Африке.

5. В крайне обостренной форме общие типологические чер­ты развивающегося мира проявляются в подтипе наименее развитых стран (НРС). К этой группе, постоянно расширяю­щейся за счет предыдущей, ООН относит те государства, для которых характерны минимальные душевые показатели ВВП - менее 200 долл. в 1970-е годы (25 стран), менее 500 в середине 1990-х годов (47 стран).

Для НРС типичны также минимальные объемы обрабатывающей промышленности в создании ВВП (менее 10%) и минимальная численность грамотного населения (менее 20%). На долю этих стран, где проживает 8% населения мира (около 13% - в развивающихся странах), приходится всего 1,7% мирового валового продукта (менее' 5% ВВП раз­вивающихся стран).

Для НРС характерны застойный тип социально-эко­номического развития, доминирование доиндустриальных форм хозяй­ственной жизни и докапиталистической социальной организа­ции общества; максимальная зависимость развития от внешних источников и факторов; нестабильность политических режимов, межнациональные и религиозные конфликты, сепаратизм; на­растающее отставание от других развивающихся стран по уровню социально-экономического развития при мак­симальных темпах роста населения.

Причины крайней отсталости данной группы государств кроются не только в особенностях их исторического и демо­графического развития, но и в «тормозящем» эффекте геогра­фических факторов - ограниченности территории и (или) природно-ресурсного потенциала, экстремальных природных усло­вий и неблагоприятного географического положения.

Наименее развитые страны мира (1998 г.)

Наши рекомендации