Русская журналистика второй половины XIX века


Русская журналистика второй половины XIX века имела ряд общих черт с газетной прессой того времени, но в то же время журналы, в отличие от газет, преследующих цель сообщения наиболее свежей информации, более глубоко отражали картину общественных воззрений и запросов, политических убеждений и художественных исканий 60-90-х годов XIX века. Освобожденные от необходимости давать повседневную информацию в связи с развитием газетного дела, ведущие журналы получили возможность широкого публицистического комментирования и анализа материалов, стремясь не только отражать общественное мнение, но и формировать его.

Эту цель преследовали как радикально-демократические, так и охранительно-консервативные издания, впадая при этом нередко в несколько дидактический, поучительный тон. В 60-е годы ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления - "Современник", "Вестник Европы", "Русское слово", "Дело" и др. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и позднее рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью; с 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи. Одновременно наряду с литературно-художественными изданиями стали появляться и специальные журналы - медицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX века - такими были "Отечественные записки", "Библиотека для чтения", "Современник", созданный в 1836 году Пушкиным, в 1847 году он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как "Современник", "Отечественные записки" и сатирические журналы "Искра", "Будильник" и "Гудок".

Одним из наиболее популярных и долговечных "толстых" журналов того времени был "Вестник Европы", издававшийся в течение 52 лет. Его основателем (в 1866 году) и редактором-издателем на протяжении 43 лет был историк и общественный деятель М. М. Стасюлевич. Ядро редакции составили профессора А. Н. Пыпин, К. Д. Кавелин, В. Д. Спасович, покинувшие Петербургский университет вместе со Стасюлевичем в знак протеста против реакционной политики правительства. Журнал ратовал за "европеизацию" России, сочинения по пословицам, начала конституционной законности, гарантию прав человека, независимость суда, облегчение цензурных требований. Резкой критике на его страницах подвергались реакционные идеи. Так, единственный из русских журналов "Вестник Европы" выступил с критикой книги К. П. Победоносцева "Московский сборник".

Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника - обзоры книг и статей по литературоведению. Последний раздел "Вестника Европы" вел крупный специалист в этой области профессор А. Н. Пыпин.

На страницах журнала увидели свет произведения А. Н. Островского, А. К. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, а также статьи П. В. Анненкова, А. Н. Веселовского, В. В. Стасова и других критиков и литературоведов. Большое внимание редакция уделяла знакомству русского читателя с творчеством европейских писателей, в частности Эмиля Золя. С 70-х годов в издании стали принимать участие такие видные ученые, как И. И. Мечников, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Костомаров и др., работы которых составили «научный раздел» журнала. В 1897 году Чехов писал, что "Вестник Европы" - это лучший журнал из всех толстых".

Более радикальную позицию, чем "Вестник Европы", занимал журнал "Русская мысль". Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического (Анализ стихотворения Пушкина Пророк) преобразования России. В связи с этим большое внимание редакцией уделялось деятельности земств. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, М. Горький. После закрытия "Отечественных записок" М. Е. Салтыков-Щедрин публиковал свои произведения в "Русской мысли".

Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал "Современник". Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно с приходом в редакцию Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве. Многие статьи политического отдела и, прежде всего Чернышевского "Не начало ли перемены", "Научились ли?", Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" и "Черты для характеристики русского простонародия" пропагандировали революционно-демократические идеи. После того, как в 1866 году были закрыты "Современник" и "Русское слово", Некрасов после ряда неудачных попыток возобновления журнала, арендовал "Отечественные записки", принадлежавшие Краевскому. К сотрудничеству в журнале были привлечены М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, А. П. Щапов, Н. К. Михайловский, затем В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Н. Златовратский и др.

«Ру́сский архи́в» — историко-литературный журнал, издававшийся с 1863 по 1917 годы, сначала ежемесячно, с 1880 по1884 год раз в два месяца, затем снова ежемесячно.

Журнал основан П. И. Бартеневым по замыслу А. С. Хомякова и был посвящён всестороннему изучению истории России. Содержал преимущественно публикации неизданных мемуарных, эпистолярных, литературно-художественных и ведомственных документальных материалов, освещавших культурную и политическую историю русского дворянства в XVIII и XIX вв. Предпочтение отдавалось эпохам царствований Екатерины Великой и Александра I, большое количество материалов литературно-биографического характера было посвящено жизни и творчеству А. С. Пушкина и времени расцветадворянской литературно-художественной культуры.

Начальный этап[править | править исходный текст]

В течение 1863—1872 гг. «Русский архив» издавался при Чертковской библиотеке, которой в то время заведовал П. И. Бартенев, напечатавший три отделения ее каталога в виде приложений к «Русскому архиву» 1863—1868 гг. Первые годы издания «Русского архива» были очень богаты библиографическими работами, составленными самим Бартеневым или под его непосредственным руководством; так, к журналу были приложены в 1863 г. — указатель главных статей «Русского вестника» 1856—1862 гг. и полный указатель «Русской беседы» и «Московских сборников» 1846—1860 гг.; в 1864 г. — указатели к запискам Храповицкого и к «Библиографическим Запискам» 1858—1861 гг.; в 1866 г. — указатель к изданиям московского Общества истории и древностей за1815—1865 гг.

Важнейшие публикации[править | править исходный текст]

Из напечатанных в «Русском архиве» записок интересны записки графа Бассевича, относящиеся к 1713—1725 гг. (1865); Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1892); стольника П. А. Толстого о путешествии за границу в 1697—1699 гг. (1888); Вебера, о Петре Великом и об его преобразованиях (1872); Г. С. Винского, о царствовании Екатерины II (1877); записки М. И. Антоновского, о московском университете при Екатерине II и о первых судьбах Императорской публичной библиотеки (1885); графа А. И. Рибопьера, относящиеся к концу царствования Екатерины I I и к царствованию Павла I (1877); Н. С. Ильинского, о событиях, относящихся ко времени царствования Павла I (1879); графини Эдлинг, о времени царствования Александра I (1887); графа Рошешуара, о турецкой войне 1806—1812 гг., об Отечественной войне и последующих событиях (1890); Ипполита Оже, о пребывании русских в Париже в 1814 г. (1877); Н. Н. Муравьева-Карского, о военных событиях 1811—15 гг. (1885—1886), о действиях русских на Кавказе в 1816—25 гг. (1886—88), о войне с Персией в 1826—27 гг. (1889 и 1891); записки и письма декабристов (во многих книжках «Русского архива» различных годов); воспоминания Л. Ф. Львова, относящиеся к 1837—39 гг. (1885); воспоминания Г. Д. Щербачева о военных событиях (1890); воспоминания графа М. В. Толстого, относящиеся ко времени Николая I (1881); записки сенатора К. Н. Лебедева о Москве в последние годы Николаевского царствования (1888—89); записки Н. А. Решетова, характеризующие провинциальное общество и администрацию Николаевских времен (1885—87); воспоминания А. Н. Андреева о давних встречах (в Николаевское время), по преимуществу с артистами и писателями (1890); воспоминания графини А. Д. Блудовой, относящиеся к 1830—31 гг. (1872—75, 1878—79, 1889); записки польского епископа Буткевича о событиях в Польше во времена Николая I (187 6); воспоминания Г. И. Филипсона, о военных действиях на Кавказе в 30-х годах (1883—84); воспоминания А. М. Фадеева, относящиеся к 40-м, 50-м и 60-м годам (1891); дорожные письма С. А. Юрьевича во время путешествия по России с наследником цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 г. (1887); воспоминания Г. Д. Щербачева об освобождении крестьян и других событиях того времени (1891); воспоминания барона А. П. Николаи о крестьянской реформе на Кавказе (1892); записки Н. В. Берга о польских восстаниях с 1831 г. (1870—1873); кавказские воспоминания А. Л. Зиссермана, относящиеся к 1856—57 гг. (1884—85); выдержки из старых бумаг Остафьевского архива, князя П. А. Вяземского, относящиеся к 1813—15 гг. (1866, 1868, 1872—77). Более обширные записки помещались иногда в особых приложениях: таковы, например, записная книжка графа П. X. Граббе 1828—35, 1839, 1844, 1846—49 гг. (1888 и 1889) и записки С. Д. Жихарева (1890 и 1891).

Другие публикации[править | править исходный текст]

Кроме дневников, воспоминаний и записок, «Русский архив» публиковал огромное число документов, деловых бумаг и писем, авторы которых работали на самых различных поприщах — государственном, общественном, научном, литературном. Из указателя к журналу видно, что число лиц, которых касается собранный в журнале материал, уже к 1892 г. доходило до 2500. В числе авторов статей и заметок, написанных для «Русского архива», и примечаний, сопровождающих помещенные в нем материалы, кроме самого редактора, находятся Г. Ф. Аммон, Н. Б. Анке, Н. П. Барсуков, А. А. Васильчиков, Я. К. Грот, Д. И. Иловайский,М. Н. Лонгинов, Л. Н. Майков, С. А. Соболевский, М. В. Юзефович и др. К «Русскому архиву» иногда прилагались портреты выдающихся деятелей и перепечатки редких книг.

Особенности издания и распространения[править | править исходный текст]

В начале 1870-х годов состоялось распоряжение, в силу которого периодические издания могли цитировать текст из «Русского архива» и «Русской старины» только на свой страх и риск, то есть они могли навлечь на себя административную кару даже в тех случаях, когда цитируемый текст из «Русского архива» и «Русской старины» прошёл цензуру беспрепятственно.

Несмотря на богатство содержания «Русского архива», он имел весьма ограниченное распространение. В 1863 г. разошлось всего 280 экз., в 1864 г. — 401 экз. (в том числе 93 бесплатных), в 1865 г. — 601 экз.; в 1866 г. число подписчиков достигло 1000 с небольшим и около этого числа подписка колебалась до 1892 г., не превышая 1300 человек. К «Русскому архиву» неоднократно издавались «Росписи содержания» — за 5, 10, 15, 20 и 30 лет; последняя впервые вышла с алфавитным указателем и была издана отдельно за 1863—1892 гг. в 1894 г.

«Русский архив» содержал много ценных материалов по истории общественной мысли и общественного движения (особенно по славянофильству), литературы, быта и нравов русского общества. По числу опубликованных источников «Русский архив» стоит на первом месте среди русских исторических журналов. Последняя роспись содержания вышла за 1863—1908 гг (за 45 лет).

В 1990 году в издательстве «Столица» начало выходить одноименное издание историко-литературной тематики.

20. Ежемесячный журнал М.Н.Каткова «Русский вестник»

«Русский вестник» М. Н. Каткова[править | править исходный текст]

Русский литературный и общественно-политический журнал, один из наиболее влиятельных журналов второй половины XIX века, оказавших значительное влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России. Выходил в Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906).

Основание[править | править исходный текст]

Журнал первоначально был двухнедельным, с 1861 года стал ежемесячным. Основан в 1856 в Москве группой либерально настроенных литераторов и учёных, в которую входили М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, П. Н. Кудрявцев, П. М. Леонтьев, А. В. Станкевич. Редактором журнала стал публицист и литературный критик М. Н. Катков. Разногласия среди учредителей журнала привели осенью 1857 года к расколу редакции. Его возглавили М. Н. Катков и П. М. Леонтьев, ставшие и владельцами типографии (которая была приобретена на средства и других членов московского кружка либералов).

Структура[править | править исходный текст]

Каждый номер состоял из беллетристики и статей научного характера, объединённых в первый отдел, и политического отдела под названием «Современная летопись». Политическим отделом заведовали вначале Е. Ф. Корш и П. Н. Кудрявцев. Затем его руководителем и ведущим автором стал М. Н. Катков. Когда Катков и Леонтьев получили в аренду газету «Московские ведомости» (1862), общественно-политический отдел журнала «Современная летопись» был преобразован в еженедельное приложение к газете (1863—1871). Публицистическая и редакторская деятельность Каткова сосредоточилась в «Московских ведомостях» и «Современной летописи», дела журнала под его контролем вёл Н. А. Любимов.

«Либеральный» период[править | править исходный текст]

В эпоху общественного подъема и реформ первого пятилетия правления Александра II в журнале печатались «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1856—1857) и публицистические очерки С. С. Громеки, произведения П. И. Мельникова-Печерского и Марко Вовчок. В литературном отделе публиковались произведенияС. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, Н. Кохановской, В. С. Курочкина, А. Н. Майкова, М. Л. Михайлова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Евгении Тур (Е. В. Салиас де Турнемир), пьеса А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье» (1856).

Ф. И. Буслаев опубликовал в «Русском вестнике» исследование «Русский богатырский эпос» (1862). Печатались также статьи, очерки, исследования языковеда и историка литературы Я. К. Грота, И. Е. Забелина, И. К. Бабста, М. Н. Лонгинова, С. М. Соловьёва, Т. И. Филиппова, Б. Н. Чичерина, П. Д. Юркевича и других историков, филологов, философов.

Катков поместил в журнале программную статью «Пушкин» (1856), статьи о русской сельской общине (обнаружившие расхождения со славянофилами; 1857—1858), статьи о «выборном начале», опиравшиеся на знакомство с общественным строем Англии (1860), серию полемических выступлений против журнала «Современник» (1861), позднее — статьи по поводу романа Тургенева «Отцы и дети» (1862), другие статьи на актуальные общественно-политические и литературные темы.

Русская классика[править | править исходный текст]

После отделения «Современной летописи» от журнала «Русский вестник» приобрёл репутацию относительно нейтрального и респектабельного издания и привлёк крупнейших русских писателей. Наиболее значительные произведения русской литературы второй половины XIX века, причисляемые к классическим, за немногими исключениями, опубликованы впервые «Русским вестником». Например, И. С. Тургенев опубликовал в журнале романы «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и другие произведения.

В журнале печатались «Семейное счастие» (1859), «Казаки» (1863), «Война и мир» (1865—1869), «Анна Каренина» (1875—1877) Л. Н. Толстого.

Ф. М. Достоевский печатал в «Русском вестнике» романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Братья Карамазовы» (1879—1880).

Н. С. Лесков опубликовал в «Русском вестнике» роман «На ножах» (1870—1871), роман-хронику «Соборяне» (1872), повесть «Запечатленный ангел» (1873), часть хроники «Захудалый род» (1874).

«Реакционный» период[править | править исходный текст]

С обострением идеологической борьбы в 1861—1863 годах журнал становился всё более консервативным и, в оценке русских либеральных и советских историков литературы и печати, реакционным. Выражением этого явилась, в частности, публикация очерков А. А. Фета «Из деревни» (1863), «антинигилистической» дилогии В. В. Крестовского «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874), других произведений подобной направленности, также участие в журнале К. Н. Леонтьева, обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, И. Д. Делянова, Е. М. Феоктистова, А. И. Георгиевского.

После Каткова[править | править исходный текст]

После смерти М. Н. Каткова издателем и редактором значилась его вдова С. П. Каткова. «Русский вестник» в конце 1887 арендовал у его наследников публицист, поэт и переводчик Фёдор Николаевич Берг. Он перевёл издание журнала в Санкт-Петербург и довёл число подписчиков до 6 тысяч. Однако спустя восемь лет из-за финансовых затруднений он был вынужден отказаться от журнала. Последними руководителями журнала были М. М. Катков и В. А. Грингмут.

В литературе[править | править исходный текст]

В романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Лариосик, знакомясь с «книжной» Турбиных, не знал, «за что скорее взяться — за „Посмертные записки Пиквикского клуба“ или за „Русский вестник 1871 года“».

21. Сатирическая журналистика 1860-1870х. Журнал «Искра» как тип сатирического издания.

Русская сатирическая журналистика 1860-1870-х годов.

Лучшим сатирическим журналом той поры была революционно-демократическая «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова. Прогрессивные тенденции проявлялись также в «Гудке» (под редакцией Д. Минаева) и «Будильнике» (при Н. Степанове). В руках революционных демократов сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения. Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» – копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством, и это журнальное поветрие оказалось столь заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки». Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти пятнадцати лет – с 1859 по 1873 г.

«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н.А. Степановым. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров. В 1856–1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знаком Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов – художественной. ых», в котором среди других авторов участвовал и Курочкин Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. В «Искре», разумеется, было много интересного и кроме этого обозрения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала все же занимал важнейшее место. Он создавал «Искре» популярность, помогал проникать в самые глухие места, воспитывал читателя Редакция пошла на хитрость и придумала условные имена, которыми постоянно пользовалась. С №29 за 1862 г. отдел «Нам пишут» был запрещен. Но и после этого редакция изобретательно искала журнальные формы, чтобы напечатать письма своих корреспондентов.

Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» – цикл передовых статей, начатый в №5 за 1859 г. Его вел Г.3. Елисеев. Высмеивая либерально-монархическую журналистику, Елисеев комментировал злободневные события русской жизни. В 1859–1860 гг. в «Искре» появилось много статей, стихов и рисунков, сатирически изображающих русских помещиков«Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с «Русским вестником» и другими журналами либерально-монархического толка. Разоблачая творцов и пропагандистов «чистого искусства», «Искра» горячо отстаивала революционно-демократические идеалы в литературе. Журнал сыграл особенно важную роль в 1861 г., когда началась травля Катковым и всей либерально-монархической прессой Чернышевского и «Современника». В 1873 г., после трех предупреждений, «Искра» была приостановлена на четыре месяца, но издание ее больше не возобновилось. Формальным поводом для запрещения послужила статья «Журнальные заметки» «Гудок» под редакцией Д.Д. Минаева (1862) и «Будильник» при Н.А. Степанове (1865–1870). По своим идеям, темам, по внутриредакционной организации журналы эти были близки к «Искре», использовали ее опыт. Как и в «Искре», в «Гудке» важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу Ведущая роль в «Гудке» принадлежала самому Минаеву, выступавшему под несколькими псевдонимами. Его товарищами были «искровцы» П. Вейнберг, Н. Курочкин, М. Стопановский. Кроме них, печатались А. Козлов, Д. Ломачевский, К. Преображенский, М. Владимирский, С. Терпигорев (Сергей Атава). Карикатуры рисовал Н. Иевлев. «Гудок» же, по преимуществу, составлялся из петербургского материала. В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. Больше смеха чем актуальности. В первые годы существования (1865–1871) «Будильник» находился в лагере демократической журналистики; потом он стал одним из многих легковесных юмористических изданий. Так, в литературном отделе «Будильника» сотрудничали Д. Минаев, Г. Жулев, В. Буренин, В. Богданов, П. Вейнберг, Л. Пальмин, Н. Пушкарев, И. Федоров, М. Стопановский и др. Для журнала писали Гл. Успенский и Ф. Решетников. Карикатуры рисовали А. Антонович, Ф. Добужинский, С. Любовников, В. Никитин, Н. Введенский. «Будильнику» свойственно противопоставление Разоблачение капиталистов – еще одна важная тема «Будильника». Однако по сравнению с «Искрой» и даже с «Гудком» в «Будильнике» было очень много так называемого нейтрального, развлекательного материала

22. Журналы «Заноза», «Гудок», «Оса», «Будильник» по выбору.

«Гудо́к» — еженедельный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге с 1862 по 1863 год.

История[править | править исходный текст]

Сатирический листок с карикатурами «Гудок» выходил в Санкт-Петербурге как приложение к газете «Русский мир» и самостоятельно.

Издатель — Ф. Т. Стелловский, редактор — Д. Д. Минаев. С № 6 журнал выходил без подписи (редактировалсяА. С. Гиероглифовым).

Имел до 4000 подписчиков.

В объявлении о подписке редакция заявляла: «Мы верим в смех и в сатиру не во имя „искусства для искусства“, но во имя жизни и нашего общего развития — одним словом, мы верим в смех как в гражданскую силу».

Заглавная виньетка работы А. Богданова изображала Герцена под знаменем, на котором были написаны слова: «Уничтожение крепостного права». Его окружает группа крестьян. Некоторые из них внимательно вслушиваются в слова Герцена, другие читают журнал «Гудок», третьи гудят в сторону группы помещиков и чиновников. Здесь же изображен помещик, размахивающий плетью, и чиновник, пускающий мыльные пузыри. После выхода № 4 виньетка была снята по личному распоряжению Александра II.

«Гудок» вел борьбу с различными проявлениями наступавшей реакции, особенно в области печати, осмеивал пережитки крепостничества, правительственную администрацию, полицию и цензуру. Хотя журнал значительно уступал «Искре» в широте и глубине сатирического обличения, он занимал заметное место в рядах радикальной прессы 60-х годов.

После перехода редакции «Гудка» к Гиероглифову журнал утратил свои демократические тенденции и скатился к заурядному либерализму. В журнале сотрудничалиП. И. Вейнберг (под псевдонимом Дон-Алонзо), Г. С. Дестунис, Н. В. Иевлев, А. А. Козлов, В. В. Крестовский, Н. С. Курочкин, Д. П. Ломачевский, Д. Д. Минаев (под псевдонимами Гудошник, Дон-Кихот Петербургский, Обличительный поэт, Темный человек), М. М. Стопановский, С. Н. Терпигорев и другие.

24. Общая характеристика журналистики 1880х. Журнал С.С.Окрейна «Луч»

^ Журналистика 1880-1890х гг: общая характеристика
Убийство Александра 2 существенно сказалось на соц полит атмосфере способствовало откату общества к реакции. Это отразилось на отношение власти к журналистике.

Александр 3 последовательно проводил курс по стабилизации ситуации в государстве. В Росси складывалась новая соц полит атмосфера, характер. процессом поляризации полит сил. Развитие революционного движения, его взаимосвязь с польским движением, тактика террора, покушение на императора и сановников – все это выдвигало на первый план объединение сил, защищавших основы государства. Их программой стала известная Уваровская формула: православие, самодержавие, народность. Сплочение защитников самодержавия привело к движению на арену полит жизни новых фигур. В управлении государства большую роль играли Победоносцев,Толстой, Катков. Александр 3 отказался от ряда либеральных проектов своего отца. Положило этому начало заседание советов министров 8 марта 1881. Входе заседания сановники Строганов, Валуев, Победоносцев призывали к ограничению свободы журналистики. Министр внутренних дел Толстой в августе 1882 разработал «временные правила печати», немедленно утвержденные императором, которые внесли существенные изменения в цензурный режим страны. По ним было образовано совещание министров внутренних дел ,народного просвещения, юстиции и обер-прокурора сенода, которому были переданы изъятые из компетенции Сената дела о запрещении периодических изданий или их приостановке. По другому параграфу нового закона редакции изданий выходивших без предварительной цензуры обязаны были сообщать по требованию министра внутренних дел фамилии авторов публикаций. Роль административного вмешательства значительно возросла. Совещание 4 министров подменяло функции суда.

После 3 предостережений орган печати временно приостанавливался. Их редакторы после истечения срока приостановке должны были представлять свое издание в цензурный комитет на кануне выхода в свет в 11 вечера. Это наносило удар тем газетам , которые печатали оперативную информации и не могли выдержать конкуренцию. Кроме того цензор по своему усмотрению мог самолично приостановить такое издание.

Главным следствием закона печати были широкие возможности, полученные властью для чистки системы журналистики. Начальником главного управления по делам печати тогда был Феоктистов , работал 13 лет. Из-за него прекратила свое существование газета «Голос» в 1883 и журнал « Отечественные записки» в 1884. Всего около 15 газет и журналов.

Особенности административного воздействия:

5.
преемственность в цензурной политике министерства внутренних дел, обеспечившая стабильность ее направления, эффективность.

6.
совместная деятельность различных ведомств по усилению контроля за прессой(совещание 4 министров).По этому не так было заметно вмешательство монарха.


Особое мнение о журналистике имел Победоносцев, считая , что пресса не выражает общественное мнение. Хотя признавал печать характерным признаком того времени. Победоносцев умело опирался на лояльную часть журналистики. Он сумел организовать целую сеть помошников – добровольных цензоров, информировавших его о поступках печати. Победоносцев отчетливо видел рост влияния журналистики в обществе. Поэтому рос цензурный надзор. Экономическое давление сочеталось с административными репрессиями. Толстой предполагал выдавать субсидии про-правительственным газетам, Александр согласился. Имеено в этот период субсидии лояльной журналистики принимают систематический характер. Правительство субсидировало ряд официозных изданий для народного чтения «народный листок», «сельская беседа», провинциальные издания «Варшавский дневник», « Киевлянин», «Кавказ»,газеты по морскому ведомству «Владивосток», «Кронштадтский вестник», церковные, педагогические, ученые.

Были материальные репрессии. Например запрещение розничной продажи зданий и запрет на рекламу. Так газеты все площади стали отводить рекламе. «Новое время» - пол номера.

№^ 21

Наши рекомендации