Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в
1)предоставлении ее членам определенного статуса
2)ведении приусадебного хозяйства
3)организации рационального досуга
4)создании благоприятного психологического климата
Н. преподает в лицее. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это результат горизонтальной социальной мобильности?
1)Родители Н. много лет преподают в институте.
2)Раньше Н. преподавала в школе.
3)Н. работает в классах для одарённых детей.
4)Н. учится в аспирантуре.
Ученые опросили группу 25-летних россиян. Девушкам и юношам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение.
1)Среди девушек, в отличие от юношей, преобладает мнение, что главой семьи должен быть муж.
2)Среди тех, кто считает, что главой семьи должны быть старшие члены семьи, доля юношей больше, чем девушек.
3)Мнение о том, что у всех членов семьи должны быть равные права, разделяет большая доля девушек, чем юношей.
4)Большинство опрошенных девушек считают, что главой семьи должна быть жена.
В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.
(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…
В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …(В.Л. Иноземцев)
1)Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.
2)Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой оценки.
3)Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».