Имплементация международного права
Имплементация норм международного права - это деятельность государств по всестороннему, своевременному, полному воплощению в жизнь предписаний, содержащихся в нормах международного права, а также правовое и иное обеспечение этой деятельности, предпринимаемые ими на внутригосударственном уровне самостоятельно, или на международном уровне индивидуально или совместно с другими государствами, в том числе и в рамках международных организаций.
Как и во внутреннем праве, нормы международного права в зависимости от характера действий его субъектов реализуются в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение является формой, с помощью которой реализуются нормы-запреты. Субъекты международного права воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права.
Исполнение как форма имплементации международного гуманитарного права предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм.
При такой форме имплементации, как использование, происходит воплощение в жизнь так называемых уполномочивающих норм. В отличие от первых двух форм имплементации в этом случае нет жесткого предписания конкретного поведения (действия или бездействия).
Особой формой имплементации международного права является применение. При применении субъекты международного права организуют, с одной стороны, выполнение предписаний международно-правовых норм посредством принятия их органами индивидуальных актов, а с другой – охрану и защиту права от нарушения.
Механизм имплементации международного права и содержание его элементов
Под механизмом имплементации норм международного права понимается совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования различных сфер международного сотрудничества.
Международный механизм имплементации норм международного права можно определить как совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются как индивидуально государством, так и совместно несколькими государствами, для всесторонней, своевременной и полной реализации принятых в соответствии с международным правом обязательств.
Анализ международных договоров и иных международно-правовых актов позволяет классифицировать правовые и организационные формы, в которых существуют правовые средства обеспечения реализации международного права на международном уровне на три группы:
международные процедурные правовые средства реализации международного права (международные процедуры);
международные институциональные правовые средства реализации международного права;
международные правовые средства реализации международного права, применяемые государством индивидуально или совместно с другими государствами-участниками международных договоров в тех или иных сферах международного сотрудничества, в том числе и в рамках международных организаций.
Главная ответственность за обеспечение эффективной имплементации международного права ложится на государства.
Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права - это совокупность национальных правовых средств, используемых для имплементации международного права в той или иной сфере международного сотрудничества, и государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств государства, и осуществляющих правообеспечительную деятельность, формирование национальной правоприменительной практики, соответствующих требованиям международно-правовых норм.
К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного права относятся:
нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;
национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств, вытекающих из конкретных международных договоров (имплементационные правовые акты);
правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного права;
национальная правоприменительная практика.
Государства в своих Конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют положения, которые определяют юридическую силу международных договоров и их внутригосударственную применимость, регулируют порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров. Так, Конституция Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8 Конституции). Что касается договорных норм, то в Конституции закрепляется принцип недопустимости заключения международных договоров, противоречащих Конституции (ч. 3 ст.8 Конституции).
Статьей 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Место норм международного права в системе права Беларуси:
• общепризнанные принципы международного права,
• Конституция,
• международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь,
• декреты, указы, законы, международнуе договоры, не подлежащие ратификации,
• акты межгосударственных образований, подзаконные нормативно-правовые акты
Способы имплементации:
• Инкорпорация (введение в действие международного договора или обычая на территории государства специальным законом),
• Трансформация (национальный нормативно-правовой акт уточняет и конкретизирует положения международного договора),
• Отсылка (общая, частичная) - в тексте закона содержится отсылка на международное право в целом, конкретный документ или норму международного договора, подлежащую применению.
• Рецепция (национальный нормативно-правовой акт воспроизводит содержание международного договора без изменений).
ТЕМА 8