Международные отношения и внешняя политика государств
1. Международные отношения: понятие, субъекты, виды, уровни, тенденции.
2. Внешняя политика государств в системе международных отношений: сущность, виды, цели, средства, функции.
3. Внешняя политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.
1. Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Они характеризуются сложной системой связей и зависимостей, сложностью международных структур (политических, экономических, военных и др.).
Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, военных, дипломатических, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Международные отношения характеризуются такими чертами, которые качественно отличают их от всех других отношений в сфере общественной жизни. Среди них можно выделить следующие:
- отсутствие в н7их единого центра власти и управления, наличие множества относительно суверенных центров принятия решения. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы;
- для этой сферы общественной жизни свойственно преобладание множества мнений, тенденций;
- регулируют международные отношения нормы международного права, соглашения, договоры о сотрудничестве между государствами;
- в этих отношениях особая значимость субъективного фактора, отражающего роль выдающихся политических лидеров. Нередко те или иные аспекты международных отношений даже персонифицируются конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, план Маршала для послевоенной Европы и т.д.;
- для них является характерным охват всех сфер жизнедеятельности общества и включения в них самых разных субъектов политики.
1. Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. Они вступают в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности находятся именно в их ведении.
2. Существенную роль в системе международных отношений занимают коалиции государств, военно-политические блоки - (НАТО), интеграционные организации – Евросоюз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), политические ассоциации – Движение Неприсоединения (ДН) и др.
Сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные организации – это особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко с несовпадающими политическими ориентациями и интересами: ООН и др. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов (неправительственные международные организации – это Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная ассоциация молодежи. Экологические организации – Гринпис и др.).
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной и национальной областях, имеют определенную специфику. Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году. Она превратилась в политическую часть международной структуры, достигнув практически полной универсальности. Ее членами являются около 200 государств. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН.
В последнее десятилетие все более активную роль играют и другие субъекты: корпоративные структуры, общественные движения, политические партии, социальные, национальные и другие группы общества, а также частные лица.
Однако некоторые субъекты международных отношений играют деструктивную роль: подрывают безопасность в мире, предъявляют претензии на мировое господство, проявляющие захватнические, реваншистские устремления.. К такого рода деструктивным субъектам следует отнести международные террористические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, некоторые международные религиозные объединения.
В структуре международных отношений выделяют разнообразные их виды. Главенствующую роль играют политические отношения. Они представляют собой основу связей всех других видов отношений, синтезируют их. Свое влияние они оказывают тем, что располагают чрезвычайно большими возможностями – дипломатическими, организационно-правовыми, материально-техническими и информационно-пропагандистскими.
Экономические и научно-технические. Они неотделимы от политических и их уровень определяется уровнем развития экономики, наличием природных ресурсов, инвестиционной политикой (финансовые, торговые, кооперативные).
Международно-правовые отношения носят универсальный характер. Они основываются на международном праве, выполняющем регулирующую роль в международных отношениях и на его принципах:
· Суверенное равенство государств.
· Нерушимость границ. Территориальная целостность государств.
· Мирное урегулирование спорных вопросов
· Сотрудничество между государствами
· прав человека
Военно-стратегические отношения связаны с созданием, наращиванием, перераспределением военной силы как между государствами, так и в мире в целом.
Культурные отношения связаны с интернационализацией духовной жизни, бурным развитием средств массовой информации (гостом, выставки, обмен информацией и т.д.).
Одной из определяющих характеристик современной системы международных отношений являются их различные структурные уровни:
1. глобальный уровень – на этом уровне постоянно выступают крупнейшие государства, а также различные крупнейшие организации (государства «восьмерки», межправительственные организации (ООН).
2. Межрегиональный – (Движение неприсоединения).
3. Региональный – СЕ
4. Локальный – Беларусь – Россия.
В современных условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:
· Становление многополярного мира, наряду с США все более активную роль в международной жизни играют и такие новые центры силы как объединенная Европа, Китай, Япония, а в будущем ими могут стать Индия и Россия.
· Усиливающаяся глобализация международной жизни ведет к формированию единого экономического, политического, информационного пространства
· Обострение глобальных проблем современности активизировали совместные усилия всех стран борьбу за их продление (терроризм, финансовый кризис и др.)
· Нарастание конфликтности, противоречивости, регионализации и фрагментации мира.
· Усиливающаяся поляризация мира, который в ХХI век вошел разделенным на две части: развитый - (промышленно развитые страны Запада) и периферию (государства Азии, Африки, Латинской Америки, страны Востока и бывшие СССР).
Все это оказывает глубокие последствия на развитие современных международных отношений.
2. В системе международных отношений взаимосвязи между государствами осуществляются посредством проведения ими внешней политики. Она неразрывно связана с внутренней политикой своего государства. Эта взаимосвязь определяется с одной стороны, тем, что внешняя политика опирается на внутреннюю своей страны и находится с ней в непрерывном единстве, с другой стороны, внешняя политика призвана создавать условия для определения целей и задач внутренней политики.
Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику.
Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене. Внешняя политика любого государства формируется и осуществляется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам внешней политики относятся: уровень материального производства в стране, ее экономическая мощь, самообеспеченность основными материальными ресурсами, геополитическое положение, численность населения, характер исторических связей и традиций, авторитет, постоянство и предсказуемость ее внешней политики и т.д. Субъективными факторами внешней политики государства выступают: способность правящей элиты разрабатывать и осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю политику.
В зависимости от этих факторов можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях:
Пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре;
Агрессивная внешняя политика, которая заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства;
Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;
Консервативная внешняя политика, заключающаяся в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.
Сущность внешней политики определяется целями и средствами их достижения. Цели внешней политики любого государства дифференцированы. Они обусловлены общественно-политическим устройством государства, формой правления, политическим режимом, уровнем социально-экономического развития, политической культуры, союзом с другими государствами, историей, традициями, геополитическими реалиями и т.д. Общепринятыми основными целями внешней политики являются: обеспечение национальной безопасности данного государства; возрастание экономического и политического могущества государства; рост престижа и упрочнение международных позиций государства.
Укрепление национальной безопасности одна из важнейших задач государства. Без реализации этой цели нет внешней политики. Среди важнейших целей внешней политики государства является рост его экономического и политического потенциала. Рост престижа государства осуществляется за счет успешного осуществления первых двух целей.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится в первую очередь дипломатия, Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Действенными экономическими средствами являются эмбарго или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлении инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи, или отказе в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозы применения силы.
Информационно-пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров.
Внешнеполитическая деятельность государства выражается в следующих функциях:
- Охранительная функция связана с охраной прав и интересов государства и его граждан за границей. Институтами, которые выполняют эту функцию, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
- Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства. Она реализуется в рамках культурных, научных, спортивных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.
- Организаторская функция заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и иных контактов, создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Реализация этой функции осуществляется через деятельность центральных органов внешней политики (МИД, Посольства, Консульства).
3. После провозглашения независимости Беларусь приступила к созданию суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, сотрудничества с другими государствами, открыла качественно новый период международной деятельности страны.
В ст. 18 Конституции Республики Беларусь указывается, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозу силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».
Международная политика Беларуси носит миролюбивый характер. Республика Беларусь первой в истории отказалась от ядерного оружия, одной из первых выполнила условия договора о сокращении обычных вооружений. Следует отметить, что Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, дискриминации граждан по языковому признаку, межрелигиозных конфликтов.
Республика Беларусь является полноправным субъектом мирового общества. В настоящее время она установила дипломатические отношения более чем со 160 государствами мира.
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как Западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются:
· Вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;
· Активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
· Способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
· Участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
· Энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.
Внешнеполитические приоритеты Беларуси включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ и Европейского экономического сообщества; участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество в международных организациях; укрепление региональной и глобальной безопасности, наибольшую угрозу которой представляют терроризм, национально-экономические и территориальные конфликты.
Одним из важнейших приоритетных направлений внешней политики белорусского государства было и остается укрепление дружбы и сотрудничества, осуществление экономической интеграции с Российской Федерацией. 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год (2 апреля 1997г.) Договор о Союзе, утвержден его Устав 8 декабря 1999г. президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000г.
Ключевой приоритет внешней политики республики Беларусь – страны соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается - Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Только в 2008 году товарооборот между нашими странами составил 34 млрд. долларов.
2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год Договор о Союзе. 8 декабря 1999 года президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства. Строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъективности.
Важнейшими этапами реализации являются создание правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
Несмотря на существующие объективные и субъективные проблемы, сложности в создании Союзного государства, Беларусь рассматривает интеграцию с Россией как магистральное направление своей внешней политики, как главный фактор укрепления независимости и суверенитета страны.
Важным приоритетом внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС (Евразийское экономическое пространство).
Содружество независимых государств основано в 1991г. на началах суверенитета государств всех членов, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, а постоянно действующим – Исполнительный комитет СНГ.
В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах деятельности с учетом национальных приоритетов и экономической эффективности.
Евразийское экономическое сообщество объединяет 6 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан). Его цель – ускоренное формирование единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, единых транспортных, энергетических и информационных систем.
Государства ЕврАзЭс – Беларусь, Казахстан и Россия – наиболее продвинутся в интеграционных процессах, выработали нормативно-правовую базу по открытию к 2010 году таможенного союза, а к июлю 2011г. завершения его создания будет осуществляется режим свободной беспошлинной торговли. По мере готовности к Таможенному союзу могут присоединятся и другие государства ЕврАзЭс.
Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКД) государств- участников СНГ, объединяющие сегодня Россию, Беларусь, Казахстан, Армению, Таджикистан и Киргизстан. ОДКБ выносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в этом регионе. Беларусь рассматривает ОДКД как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.
Организация военно-политического Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) государств-участников СНГ, объединяющая Беларусь, Российскую Федерацию, Армению, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, нелегальной миграции, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов, входящих в нее государств.
На более высокий уровень вышли двусторонние связи со странами СНГ. Успешно развиваются отношения с Украиной, обладающей мощным экономическим и научным потенциалом. Товарооборот в 2008 году с ней Республики Беларусь составил более 8 млрд. долларов. Развивается взаимовыгодное сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном – государствами, богатыми энергоресурсами.
Для республики приоритетное значение приобретает укрепление и расширение связей с Европейским союзом (ЕС), который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси.
ЕС включает 27 государств с населением 500 млн. человек. Он превратился в один из крупнейших в мире рынков с высокой покупательной способностью.
Беларусь – важная артерия в транзите энергоресурсов, грузов, пассажиров из Европы в Россию и страны Азии.
Кратчайшие железнодорожные. Автомобильные пути, нефте- и газопроводы между Россией Европейским Союзом проходят через территорию Беларуси. Через Беларусь проходит 50% экспорта нефти, доля газа составляет более 20% российского экспорта в Европу.
Беларусь не только интенсифицирует свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работает по таким важнейшим направлениям, как привлечение высоких технологий и инвестиций государств-участников ЕС.
Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится в сотрудничестве на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, фондами, учреждениями культуры, предприятиями и школами, а также в борьбе с преступностью, нелегальной миграцией наркобизнесом, торговлей людьми и т.д.
Наиболее эффективно торгово-экономические научные, инвестиционные связи развиваются с такими государствами ЕС, как с Норвегией, Германией, Великобританией, Латвией, Литвой, Италией, Польшей и др.
Беларусь заинтересована в развитии отношений с США. К сожалению, состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от идеального. Реализуя свои амбициозные планы по так называемой «демократизации Беларуси», США налаживают усилия по установлению контроля над информационным пространством нашей республики. И даже в этих далеко неблагоприятных условиях торгово-экономические отношения развиваются. Где есть экономический интерес, он всегда преодолевает политические преграды. По количеству совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом США находятся лидирующей группе стран, сотрудничающих с Беларусью.
Одним из внешнеполитических приоритетов Беларуси является сотрудничество в международных организациях и прежде всего в ООН. Являясь одним из государств – основателей ООН, Беларусь поддерживает ее политику в области сохранения международного мира и безопасности. В рамках ООН республика постоянно участвует в работе ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООн, а также в работе различных международных форумов, проходящих под эгидой ООН. Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействия с ООН на основе специальных соглашений.
Принципиальная позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом, в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах планеты. Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности – торговли людьми, любых проявлений национализма, по чернобыльской проблематике.
Беларусь единственная из европейских стран является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН). В ДН входят около 120 государств, что составляет свыше 60% численного состава ООН. Республика Беларусь рассматривает ДН в качестве стабилизирующего центра силы, которая явится основой для обеспечения многополярного мира. Членство в Движении неприсоединения создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по ДН Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое хозяйство, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей социально-экономического и политического развития человечества. В ДН богатейшие по своим ресурсам влиятельные силы – Венесуэла, Иран, Индия, ОАЭ, Оман – работают с Беларусью в формате стратегического партнерства. Венесуэла и Иран готовы предоставить нашей стране совместную добычу и переработку нефти.
Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического пространства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свой подход к НАТО, она первой на постсоветском пространстве заявила о неприемлемости расширения ГАТО на Восток. Однако Республика Беларусь исходит из признанного права каждого государства на коллективную оборону и вступления в союзы на основе свободного выбора. Интересам Республики Беларусь отвечает углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего в пресечении перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств. Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе Программы «Партнерство ради мира».
В вопросах укрепления европейской стабильности республика активно взаимодействует с Организацией по безопасности и сотрудничества в Европе. (ОБСЕ). Беларусь рассматривает ОБСЕ в качестве ключевой структуры по вопросам международной политики, обеспечения безопасности, стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимоотношения с ОБСЕ на укрепление сотрудничества, содействия ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства – участника этой организации. Деятельность ОБСЕ по отношению к Беларуси занимает предвзятую позицию.
Активно используя трибуны ООН, ДН. ОБСЕ для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства.
Важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене является сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Из приоритетных стран-партнеров на азиатском континенте особое место занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобретают характер стратегического партнерства. На смену простой торговле приходит сотрудничество в сфере высоких технологий и инвестиций, создание совместных предприятий.
На основе совпадений и близости позиций по многим актуальным вопросам современности успешно развиваются государственные, парламентские контакты с Китаем, Индией, Ираном и Вьетнамом. Ведется сборка белорусских тракторов и грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Китае.
Среди стран Ближнего Востока и Африки наиболее высокий уровень в развитии двусторонних связей достигнут с Египтом, Сирией, ОАР, Ливией и ЮАР.
Развитие всего комплекса отношений с государствами афро-азиатского района подчинено реализации главной цели – упрочению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Беларусь имеет определенный потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций. Созданы и успешно работают совместные производства по сборке тракторов «Беларусь» грузовых автомобилей «МАЗ» в Египте. Беларусь заинтересована в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий. В этой связи перспективным видится сотрудничество с Японией, Китаем, Республикой Корея, Индией, Египтом, ЮАР. Имеются хорошие возможности для развития сотрудничества в области образования, здравоохранения.
На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Главными партнерами Беларуси в латиноамериканском регионе являются Венесуэла, Бразилия, Куба, Мексика, Аргентина, Чили. Наряду с экономическим сотрудничеством успешно развиваются и политические контакты с этими государствами. Большинство государств Латинской Америки оказались в схожей с Беларусью фазе развития и решают однотипные с нашей республикой задачи в социально-экономической сфере, что может в значительной мере способствовать взаимодополняемости экономик Беларуси и стран Латинской Америки.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные субъекты международных отношений?
2. Какова роль государства в системе международных отношений?
3. Каковы ведущие тенденции современных международных отношений?
4. Укажите в чем взаимосвязь внутренней и внешней политики государства.
5. Определите цели и функции внешней политики.
6. Какие основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь?