Социальное партнерство в России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная политика»
на тему:
Система социального партнерства в России
Содержание
Введение 3
1 Сущность социального партнерства 5
2 Социальное партнерство в труде, принципы его построения, уровни
и формы 7
3 Принципы и стороны социального партнерства 10
4 Социальное партнерство в России 14
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение
Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества.
Политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственного управления и местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, политических решений. В разработке и принятии их участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего как организаторы переговорного или согласительного процесса.
Конструктивные цивилизованные отношения социального партнерства предполагают максимальный учет интересов различных социальных групп, слоев, согласование их и возможно более полную реализацию. Иначе они не будут эффективно содействовать формированию устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности, установлению согласия в обществе.
Выступая на Гражданском форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего, благополучного гражданского общества: здесь нужен диалог на равных».
Социальное партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, гражданского мира в обществе; на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами, слоями; на политическую консолидацию органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.
Политика социального партнерства способствует развитию и углублению демократии, утверждению цивилизованных форм согласования многообразных интересов различных социальных групп, слоев и классов, формированию открытого демократического гражданского общества.
1. Сущность социального партнерства
Социальное партнерство - это не только перераспределение ресурсов для решения социальных проблем. Объектом общей ответственности оказываются не только социальные проблемы сами по себе, но и способы их решения. Это гражданские действия, предполагающие инициативу народа, действия в рамках гражданского общества.
Социальное партнерство - это путь к эффективному государству на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей и действий власти. Идея социального партнерства близка и востребована широкими народными слоями. Она исходит из необходимости соединения власти с народом, устройства социально-справедливого созидательного общества, единения духовного и материального.
Существует два прямо противоположных представления относительно социального партнерства.
Первое рассматривает социальное партнерство как систему взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе.
Первое рассматривает социальное партнерство как способ согласования противоположных интересов, как метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.
Сторонники данных направлений признают необходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления.
Те, кто рассматривает социальное партнерство как антипод классовой борьбы, исходят из того, что современный капитализм уже не является капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. В таком понимании социальное партнерство наиболее привлекательная форма регулирования социально-трудовых отношений, способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями-профсоюзами и объединениями работодателей. Главным условием формирования партнерских отношений при этом является совпадение целей наемных работников и капиталистов.
Разделяющие вторую точку зрения, напротив, считают, что современный капитализм по своей сути ничуть не отличается от капитализма прошлого столетия. Наличие частной собственности на основные средства производства сохраняется, а потому сохраняется антагонизм интересов наемных работников и капиталистов. В таком понимании социальное партнерство - это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противоположных по содержанию интересов наемных работников и работодателей. Поэтому переговорный процесс не может не быть не конфликтным. Достичь же компромисса можно только при условии относительного равенства сторон. Вместе с тем, социальное партнерство выступает как условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.
Таким образом, исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречий между трудом и капиталом. Кризис основных концепций государственного устройства - социализма, государства благосостояния и модернизации - требовал поиска новых подходов. В фокусе общественного и политического влияния появляются инициативы граждан, которые объединяются в сообщества некоммерческих организаций и общественных движений.
Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (эти силы принято называть первым, вторым и третьим секторами соответственно).
Социальное партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
2. Социальное партнерство в труде, принципы его построения, уровни и формы
Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
3. Принципы и стороны социального партнерства
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются:
– соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;
– полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;
– равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);
– добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);
– реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);
– систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.
Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.
В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношении на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.
Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.
В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные отношения, которые возникают между разными субъектами. Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства - работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Как было указано, норма ч. 1 ст. 25 ТК РФ различает стороны социального партнерства и их представителей.
Стороны социального партнерства - работники и работодатели - могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей, круг которых и их правовой статус определены в гл. 4 (ст. ст. 29 - 34 ТК РФ).
Представляется необходимым обратиться к понятию сторон социального партнерства, сформулированному в соответствующих законах субъектов РФ, и проанализировать его.
1. Понятие, с вариативностью воспроизведенное из ТК РФ:
- сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке. Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований субъекта Федерации являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством (и законом субъекта РФ), - Тульская, Ярославская, Кировская, Вологодская, Нижегородская, Брянская, Калининградская области, Камчатский, Краснодарский края, Чувашская Республика;
- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей и их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, - Республика Коми;
- сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления в лице их представителей - Московская область (ст. 2);
- стороны социального партнерства - работники, их объединения, работодатели, их объединения, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Сторона социального партнерства может быть представлена одним или несколькими участниками - Республика Карелия (ст. 3).
2. Без указания на органы государственной власти:
- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей - Ивановская (ст. 2), Томская (ст. 4), Костромская области (ст. 4), Пермский край (ст. 4), Кабардино-Балкарская Республика (ст. 3);
- Законы о социальном партнерстве г. Москвы (ст. 1), Архангельской (ст. 1), Орловской (ст. 1), Воронежской (ст. 1), Владимирской областей (ст. 1), Хабаровского края (ст. 1) определяют стороны социального партнерства только применительно к соглашениям;
- стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Такое определение безосновательно сужает формы взаимодействия социальных партнеров, предусмотренные как федеральным законодательством, так и региональными законами о социальном партнерстве.
Социальное партнерство в России
В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 г., когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями. В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства — заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам. Были даже планы социального развития на предприятиях. Однако эти процессы никто не называл социальным партнерством. Основу советского общества, согласно официальной идеологии, составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. И, якобы, поэтому не могло существовать противоположных по своему содержанию интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство. В процессе реформирования российской экономики отношение к социальному партнерству изменилось. Идеология социального партнерства стала активно пропагандироваться государством. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму. Социальное партнерство должно было гарантировать гражданский мир в условиях жестких реформ. По этому неслучайно реформирование российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, которые могли бы обеспечить возможность формирования системы социального партнерства (Указ № «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Указ № 45 «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», постановление Правительства РФ № 468 «О службе по урегулированию коллективных споров»).
На уровне субъектов Российской Федерации интересы государства представляют соответствующие органы по труду конкретно региона. Профессиональные тарифные соглашения определяют нормы оплаты труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной профессии. Они заключаются между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами по труду. И, наконец, коллективный договор - это правовой акт, который регулирует отношения между работниками и работодателями на предприятии, в организациях и представительствах. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, представ ленный руководителем организации или другим уполномоченным, в соответствии с уставом организации, лицом. Коллективные договоры дополняют и развивают нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, но они не могут быть ниже тех, которые предусмотрены другими соглашениями. Все перечисленное позволяет говорить, что социальное партнерство в России вроде бы существует. На первый взгляд, здесь имеются все необходимые условия. Так, в России осуществляется переход к рыночным отношениям. Существует минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства. Имеются профсоюзы, как организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся. Выделился класс предпринимателей. Государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателями. Но это лишь видимая (внешняя) сторона социального партнерства.
По существу процессы, которые развиваются сегодня в России под флагом социального партнерства существенно отличаются от тех, которые декларируются и пропагандируются. В России достаточно отчетливо прослеживается формирование модели социального партнерства, основу которой составляет идеология классового мира и совпадения интересов наемных работников и работодателей. Этому в немалой степени способствует ряд обстоятельств. Прежде всего, в течение длительного времени в СССР трудящимся внушалась мысль о том, что именно они являются истинными хозяевами тех предприятий, на которых они трудятся. Интересы директората, администрации, трудовых коллективов не противопоставлялись. Сложившаяся система хозяйствования ставила администрацию в такое положение, когда она была вынуждена постоянно доказывать свою заботу о трудящихся. За счет средств предприятий строились жилые дома, детские сады, санатории и больницы. Сами работники не противопоставляли себя администрации. Если они и говорили о директоре как о «хозяине», то в особом смысле. В их понимании хозяин - это человек, который заботится о своих подчиненных. Ему всегда можно пожаловаться и он обязательно должен помочь. Несмотря на то, что сегодня уже достаточно отчетливо проявляются противоречивость и противоположность интересов наемных работников и работодателей, они довольно часто занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Ссылаясь на бедственное положение трудовых коллективов, работодатели решают вопросы компенсаций, дополнительного финансирования или установления налоговых льгот. Такая ситуация не способствует осознанию трудящимися своих собственных интересов и замедляет процесс формирования системы социального партнерства.
В России коллективные договоры чаще всего рассматривают как чисто формальный документ, мало что дающий работникам. И даже если работникам удается заключить «хороший» с их точки зрения коллективный договор, то нет гарантии, что все его пункты будут выполнены. Хотя Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрены меры ответственности за невыполнение пунктов коллективного договора, но они столь несущественны, что вряд ли могут представлять серьезную угрозу для стороны, не выполняющей коллективный договор. Это во многом обусловлено тем, что в современной России окончательно не оформились реальные субъекты, представляющие и защищающие интересы наемных работников, с одной стороны, собственников и работодателей, с другой. «Старые» профсоюзы (ФНПР) чаще всего занимают откровенно соглашательские позиции, а их руководство не является сегодня той силой, которая способна объединить все профсоюзные организации, входящие в Федерацию для действительно мощного давления на Правительство и работодателей. Несколько иначе обстоит дело в «новых» профсоюзах. Это Независимый профсоюз горняков (НПГ), профсоюзы авиадиспетчеров, машинистов локомотивных бригад и др. Они пытаются последовательно представлять и защищать интересы отдельной профессиональной группы работников. Но у них еще мало сил и недостаточно опыта для организации массового сопротивления социально-экономической политике властей.
Большинство по-прежнему надеется на кого-то, а не самих себя. А это и означает, что гражданского общества в России до сих пор нет. Если же нет гражданского общества, то нет и не может быть социального партнерства. Опыт развитых стран показывает, что развитие институтов гражданского общества и становление системы регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства - это процессы взаимосвязанные и взаимодополняющие.
С предпринимателем можно договариваться, но только относительно того, что превышает этот минимально необходимый уровень, гарантированный государством. Для того чтобы договорная практика регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями действительно получила развитие в России, недостаточно одного желания профсоюзов, наличия соответствующей правовой базы и некоторой заинтересованности государства. Социальное партнерство как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равных по силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, а равных в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта. Социальное партнерство невозможно также без отлаженного механизма согласования интересов и разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе такого согласования.
Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно. Каждый сектор в системе социального партнерства имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная сторона государства - его властные рычаги, сильная сторона бизнеса - способность обеспечения финансовыми ресурсами, третий сектор является инициатором новаторских идей. Но неумение совместно их использовать рождает ряд проблем.
Во-первых, одной из наиболее трудных задач является поиск источника финансирования проектов. В большинстве случаев социальные проблемы решаются только средствами бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности, которая в западных странах является серьезным источником финансирования. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов также недостаточны для широкого развития социального партнерства.
Во-вторых, важна проблема нехватки человеческих ресурсов, точнее - недостаток профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора. И отсутствие у его представителей опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства. Энтузиазм должен опираться на базу профессионализма, иначе он быстро погаснет.
Третья проблема - неприспособленность к инновациям. Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Бывает, что соперничество или даже зависть разгораются внутри одного сектора или организации, что приводит к блокированию дальнейшего сотрудничества.
Все стороны должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к совместному сотрудничеству можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.
Каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны. В сумме они дают мощный синергетический эффект. В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния.
В России все складывается несколько по-другому. Во многих случаях коммерческий сектор преследует только свои интересы, а государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. В такой ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.
Создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов России не может быть делом только государства. Мировой опыт показывает, что преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство - конструктивное взаимодействие различных сил на общественной арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Смысл социального партнерства в России сегодня - это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, включающего государственные структуры, предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы и общественные организации.
Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды. Представители каждой из сторон треугольника по-разному осознают собственную ответственность за эти человеческие беды, имеют разные возможности и ресурсы для помощи, и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество возможно, а главное, - необходимо.
Успех социального партнерства в России будет определяться динамикой формирования среднего класса. Этот класс должен охватить, по крайней мере, 50% населения, с одновременным снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10-15%. Это люди, ясно представляющие, чего они хотят как для самих себя и своих близких, так и для своей страны.
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий.
Заключение
Социальное партнерство обусловлено взаимоотношениями партнеров в процессе преодоления возникающих противоречий и конфликтов в сфере труда и производства, экономических, социальных, политических интересов сторон. Особую значимость и ценность социальное партнерство приобретает как эффективный механизм достижения согласованного взаимодействия между классами, группами, слоями общества и властными структурами. Чаще всего эти взаимоотношения носят политический характер.
Различные модели социального партнерства интересуют общественную мысль России в настоящее время, в переходный период, больше, чем когда бы то ни было, как в теоретическом, так и в практическом плане. Наше социальное мышление слишком долго было сковано штампами и догмами, не допускавшими других представлений возможного общественного развития с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью - этими важными слагаемыми социального партнерства.
Социальное партнерство - этот многоплановый общественный феномен - связано не только с многовариантностью форм общественного устройства, но и с определенными этапами развития, в частности рабочего движения, его зрелостью. Эти процессы отражают не только реакцию господствующих классов на «социальный вызов» масс, но и новые закономерности в развитии современной цивилизации.
Современное социальное партнерство - это:
- новый тип мышления, социальной психологии, в центре которых стоит человек, общечеловеческие ценности;
- реально складывающаяся и сложившаяся система отношений между классами, социальными группами и слоями, в которой приоритет принадлежит общенациональному согласию, недопущению того, чтобы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе;
- способ, форма общежития людей, позволяющие разрешать возникшие между людьми противоречия, реализовывать и отстаивать их специфические интересы не на путях разрушающего противостояния, а при помощи созидательного консенсуса, взаимного учета интересов, поиска и нахождения цивилизованных методов их реализации;
- важнейшее направление социальной политики государства;
- совокупность органов, организаций, создаваемых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство - это взаимообусловленность, взаимоувязка интересов различных групп социально разделенного общества в целях достижения политической стабильности. Как общественное явление социальное партнерство тесно связано с осуществлением власти.
В этой связи в современных условиях возникла необходимость в корне пересмотреть саму философию власти, перейти от власти как гегемонии к власти как партнерству. Речь идет о сотрудничестве людей, имеющих разные интересы и строящих свои отношения на принципах взаимности на межличностном, межгрупповом, межгосударственном уровнях. В этом случае для всех партнеров расширяется поле взаимного хозяйствования, усиливается совместная власть над обстоятельствами.
Список использованных источников
1 Закон Воронежской области от 29 апреля 1998 г. N 40-II-ОЗ «О социальном партнерстве» (принят Воронежской областной Думой 23 апреля 1998 г.) (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 2 июня 2005 г., 12 марта 2008 г.) // Система «Консультант-Плюс»
2 Борисов, В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий / В.А. Борисов // Социологические исследования, 2001. - № 5. - С. 56-66.
3 Иванов, В.Н. Политическая социология / В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2011. – 165 с.
4 Козина, И.М. Корпорации и профсоюзы – вариант России / И.М.Козина // Мир России, 2009. - № 1. - С. 144-163.
5 Михеев, В. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов. – М.: Издательство: Экзамен, 2011. – 448 с.
6 Модель, И.М. Социальное партнерство в России / И.М. Модель, Б.С. Модель. // Социологические исследования, 2000. - № 9. - С. 42-49.
7 Социальное партнерство: Учебник / Зинченко Г.П., Рогов И.И. – М.: Академцентр Дашков и К, 2009. – 224 с.