Виды и система государственных органов
По способу возникновения:
1) Первичные (никакими другими органами не создаются, либо возникают в порядке наследования либо по установленной процедуре и получают власть от избирателей) Президент, Палата Представителей
2) Производные (создаются первичные, которые и наделяют их властью) Совет Министров, Совет Республики, Высшие судебные инстанции
По территории действия (по объему полномочий):
1) Республиканские (высшие). Совет Министров
2) Местные. Исполнительные и распорядительные органы на местах
По широте компетенции:
1) Общей компетенции. Они призваны решать широкий круг вопросов. Правительство РБ
2) Специальной (отраслевой) компетенции, которые специализируются на выполнении одной функции. Могут существовать и на республиканском и на местном уровне.
ПО порядку образования:
1) Избираемые (Палата Представителей, Президент)
2) Назначаемые (Совет Министров, Центральная комиссия по выборам и т.д.)
По организационному устройству:
1) Коллегиальные (в коллегиальном порядке) органы.
2) Единоначально устроенные органы
По принципу разделения властей:
1) Законодательные органы
2) Исполнительные органы
3) Судебные органы
Особая система – контрольно-надзорные органы, которые не относятся ни к одной из вышеназванных, к ним относятся органы прокураты и органы государственного контроля. К органам государственной власти можно отнести Национальный банк.
Органы государственной власти, их особенности и место в системе органов государства. Соотношение и содержание понятий власть и субъект власти.
Власть – это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлениям.
Власть бывает разная. Политическая власть – через органы государства. Власть политическую необходимо отличать от власти государственной.
Отличия политической власти от государственной:
1) Не всякая политическая власть является государственной, но всякая государственная власть является политической
2) Политическая, государственная и негосударственная имеют разные механизмы своего осуществления. Государственная власть формализована и реализуется парламентом, правительством, садами.
3) Субъекты государственной власти – государственные органы, то есть разные субъекты
4) Различия по методам, используемым ими для достижения своих целей
5) Различия по объему полномочий
Понятие государственный орган шире и включает в себя понятие орган государственной власти. От понятия государственный орган следует отличать также государственное учреждение (государственная организация, являющаяся составной и относительно обособленной часть государственного аппарата, которая создана для управления какой-либо сферой для обеспечения деятельности государственных органов, для иных функций и не обладает государственно-властными полномочиями).
1. Органы государственной власти (Президент)
· органы государственной власти с особым статусом
· органы законодательной, исполнительной и судебной власти
· другие органы государственной власти (Прокуратура, КГК, Нацбанк, Центральная комиссия по выборам)
2. Другие государственные органы, являются вспомогательными
Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.
Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Надо также иметь в виду, что помимо непосредственной демократии через органы государственной власти – представительные и иные органы народ в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст.3 Конституции).
Органы государственной власти присущи соответствующие признаки:
1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционных актов. Так, в Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда. Он образуется путем назначения шести судей Президентом Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции) и избрания шести судей Советом Республики Национального собрания (п.3 ст.98). Законом, например, определяется судоустройство в Республике Беларусь.
Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др.
2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.
Создание государственного органа и определение его властных полномочий – по существу два взаимосвязанных процесса. Хотя надо иметь в виду, что и после создания органа государственной власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.
У каждого органа государственной власти свой предмет ведения и свой объем полномочий, своя структура.
Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) правовых (нормативных) актов. Очень важно в этой связи, чтобы компетенция (совокупность полномочий) каждого органа государственной власти была четко определена. Полномочия таких органов государства, как Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, Прокуратура и некоторых других указаны в Конституции и законах. Полномочия могут быть установлены в законах, указах, актах Правительства и других нормативных актах. Решение данного вопроса в свою очередь зависит от компетенции органа государственной власти на создание иных государственных органов и определение их полномочий.
Учитывая многообразие органов государственной власти, очень важно обеспечить четкое разграничение между ними прав и обязанностей, чтобы не было дублирования, подмены ими друг друга. Вторжение в чужую сферу полномочий может породить конфликт между властями. Опыт показывает, что нередко такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. В этой связи, как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции, т.е. по существу о разграничении полномочий, рассматриваются в Конституционном Суде страны.
3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами. Например, основная форма работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат. Порядок осуществления полномочий Конституционным Судом определяется законом. Этот орган государственной власти также осуществляет свои полномочия на заседании всех судей. Орган государственной власти может быть и единоначальным, т.е. представленным в одном лице. К ним относятся, например, Президент Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.
4. Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность ее высших и местных органов, осуществляющих функции единой государственной власти.
В юридической литературе высказываются различные точки зрения о природе и роли органов местного самоуправления, прежде всего местных Советов депутатов. Надо отметить, что им присущи все вышеназванные признаки органов государственной власти.
Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.
Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района). С учетом этого неправильным является употребление в правовых актах, литературе словосочетания «органы государственной власти и управления».
Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст.79 Конституции). По существу, мы можем говорить о еще одной мощной ветви власти.
1. Президент – Глава государства. Понятие и назначение института президентуры (президентства).
Глава государства обычно наделяется широкими полномочиями и выступает как символ государства и представитель народа.
Президент – от лат. “praesidens” – “сидящий впереди”.
Правовое регулирование:
· Конституция (раздел 4, глава 3)
· Закон «О Президенте РБ» от 21.02.1995.
Статья 79.Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Конституционно-правовой статус Президента – совокупность правовых ном, закрепляющих его положение в системе ОГВ:
- правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность
- нормы, устанавливающие компетенцию
- нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий