Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос

С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

- социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

- по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

- в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5.Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

- группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

- в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

- в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5.Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

- наличие ролевой системы (ученик, учитель),

- наличие совокупности учреждений (институт, школа),

- наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

- наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5.Назовите любые три фактора социализации личности.

- семейные воспитательные традиции,

- социальное окружение,

- социальные нормы,

- коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5.Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

- ограниченность потребностей и интересов,

- искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

- отсутствие чувства социальной ответственности,

- привычка к некритической оценке собственного поведения,

- психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6.Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

- семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

- школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

- средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6.С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6.С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

- традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

- обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,

- церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

- интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

- стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),

- противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6.По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

- отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

- активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

- усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7.Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

- социализация детей,

- хозяйственно-экономическая,

- социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.

Наши рекомендации