А детские отметки? Учителю полезно пойти до конца и отважно проставить их в журнал.
А вот совсем другая картина. Царственной рукой отметки величественно раздает учительница, сидя на троне в своем кабинете. А в коридоре за дверью - очередь. "Сдавать стихи". Входят по одному. Выходят - одни бледные, другие красные.
Ну что?
Три. Не могу я, как Верка, задушевным голосом или с героическим выражением.
Оптимистично
Если мы, учителя, не ведаем о том, что оценка может превратиться в нечто разъединяющее учеников, не предчувствуем ее коварства, не знаем, как с ней быть, как сделать ее, напротив, началом, которое бы объединяло ровесников, - тогда лучше, видимо, обходиться без оценок вовсе. Жаль, но ущерб подрастающему поколению будет нанесен меньший.
А если начальство все же требует оценок? Что ж, пожалуйста, сколько угодно! Каждый ученик имеет право получить весь спектр отметок. Опыт показывает, что "отличнику" всегда есть за что поставить двойку, а "двоечнику" - пятерку. Все зависит от критерия.
Какое начальство в силах запретить вам оптимистично и не слишком серьезно относиться к разным двойкам и пятеркам. Глядишь - тогда и не будет статуса "отличник" или "двоечник", который так разобщает учеников.
Глава 7
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Подготовка и проведение
Диктант экстремальный -
С углублением, усугублением и зрительно - слуховыми галлюцинациями
Справедливо говорят: за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Но вот если погнаться аж за 133 зайцами, то, глядишь, десяток да поймаешь. И каких! - один другого краше. А пяток из них - зайцы, и вовсе науке не ведомые.
Quot;Зайцы" на эзоповом языке социоигровой педагогики - это разные дидактические цели, задачи, результаты, которые даются в руки учителю не так-то просто. Но когда учитель ведет урок с установкой не на одну-единственную цель (кстати, почти всегда притянутую за уши), а "на 133 зайца", то и результатов - пруд пруди. И не притянутых за уши к цели-химере, а самых что ни на есть настоящих: Сашка понял так, а Гришка эдак, отличница Наташка же слушает их, разинув рот, потому что ничего подобного ей в голову не пришло. Учителю просто пальцев на руке не хватает, чтобы пересчитать пойманных за урок "зайцев".
Вячеслав Букатов
(из книги "Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя")
Диктанты бывают разные: контрольный, проверочный, обучающий, предупредительный, зрительный, слуховой, свободный(!), творческий(!!), с заданием, с самопроверкой, с помощью ТСО(?)... Для маленьких же артистов кукольного театра все диктанты на одно лицо - Карабаса-Барабаса.
Мне показалась здравой мысль "изувековечить" традиционный жанр диктанта-страшилки.
В поисках новых форм
В
То время, о котором пойдет речь, я переживала самую кульминацию возрастного модернизма. Ни от каких традиционных работ не отказывалась. Но творчески, так сказать, перерабатывала. Подчас до неузнаваемости. Ведь "деланье по-своему", "свое личное понимание" - непременные слагаемые поиска своего собственного стиля.
Мы по нашему вхождению в школу - из разных других профессий, да еще в постсоветские-то времена - были заряжены (заражены?) инакомыслием. Переиначивали, перекраивали, перелопачивали все и вся напропалую. Правда, - в рамках так называемого социоигрового стиля, который нам тогда открылся, который нас открыл и которым мы были ошарашены и очарованы одновременно (сейчас, хоть он и завел себе новое экзотическое имя - драмогерменевтика, мы понимаем, что он лежал и лежит в традиции; для нас он стал традицией, но продолжает открываться новыми гранями и глубинами). И по сию пору - при том, что душа повернута к традиции, к традиционному - этот вирус "деланья по-своему" в крови. Нет, вирус - не то. Вирус - он извне, он и погибнуть может. Тут же "деланье по-своему", "свое личное понимание" - в самой сути стиля, сама традиция предполагает выход на свой собственный стиль.
Искали новых форм, и они становились содержанием. И простой зачет, поход в музей, словарная работа или диктант оборачивались охотой за теми 133 зайцами, из которых десяток да поймаешь.
К тому времени у меня уже перебывало (в рамках репетиторства) достаточное количество учеников из других школ, чтобы понять, что приличные отметки за диктанты не имеют отношения к практической грамотности. Что это никакая не грамотность, а натасканность писать определенные тексты в определенных условиях.
А
Если любые тексты и в любых условиях? Это вроде и натасканностью не назовешь. И потом, если "любые" и "в любых" напишут хотя бы членораздельно, то уж "определенные" и "в определенных" - и вовсе прилично. К тому ж взаправду прилично, а не потому что привыкли с полпинка понимать вольные или невольные (но уж, конечно, из самых благих побуждений) подсказки родной учительницы.