Структура педагогической деятельности

Понятие педагогической деятельности и ее структура. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных организациях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста: 1) позицию семьи; 2) позицию сверстников; 3) позицию педагогов; 4) притязание на общественное признание;), к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность: личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Структура педагогической деятельности

Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и другая культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления:

· гностический

· проектировочно-целевой

· конструктивный

· организационный

· коммуникативный

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

· знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

· научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

· педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

· высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Наши рекомендации